Динозавры и история жизни на Земле

Статистика




Яндекс.Метрика




Отголоски "Спутника" в современной космической гонке?

Не начинается ли через 54 года после выхода на орбиту первого «Спутника» новая космическая гонка?

Когда русские в 1957 году запустили свой «Спутник», холодная война обострилась еще сильнее. Министр обороны США Роберт Макнамара (Robert McNamara) ответил легендарной программой «Ника-Зевс» («Nike-Zeus») - рассчитанным на шесть лет проектом по разработке первых в истории американской армии противоракет. Генерал Айви О'Дрюри-младший (Ivey O'Drewry Jr.), отвечавший в 1962-1969 годах за следующую программу «Ника-Икс» («Nike-X»), рассказал FoxNews.com, что требования Макнамары были простыми и ясными: выполнить задачу и одержать верх над этими русскими.

«Я докладывал о ходе работ над ракетой «Спринт», которые примерно 12 месяцев шли неудачно, - заявил 90-летний отставной генерал из своего дома в Хантсвилле, штат Алабама. – Я излагал подробности, объяснял, что нам удалось понять, и как мы будем исправлять ситуацию. Он велел мне прекратить, и добавил: «Я знаю, что вы справитесь!»».

«Главное, что его интересовало – как реагировали русские», - утверждает О'Дрюри.

Позиция США была четкой: если Россия хочет космическую гонку, она ее получит.

Программа «Ника-Зевс» достигла своего технологического предела с точки зрения конструкции ракеты и систем связи, поэтому администрация Кеннеди в 1963 году запустила более современную программу «Ника-Икс». Проект включал в себя новую противоракету для перехвата цели на конечном участке, быстродействующие компьютеры и прочие технологические достижения, которые страна могла противопоставить России в области противоракетной обороны.

«Мы перешли от радаров времен Второй мировой, у которых приходилось вращать антенны, к радарам с фазированной антенной решеткой, позволяющей управлять фазами сигналов, усиливая излучение в нужном направлении», - рассказывает отставной генерал.

О'Дрюри до сих пор до мельчайших подробностей помнит все обстоятельства напряженной и неумолимой космической гонки 1960-х годов.

Сейчас число участников гонки заметно увеличилось за счет Китая и Индии, и она снова стала напряженной. За рекордный 2010 год Китай запустил со своего космодрома «Сичан» 15 спутников. Индийский космический зонд «Чандраян-1» в 2008 году в ходе первой индийской лунной миссии выявил наличие на Луне большие запасы воды.

На фоне недавнего решения президента Обамы закрыть программу НАСА «Созвездие» («Constellation») и переключить внимание на коммерческие запуски, эксперты сомневаются в том, участвуют ли Соединенные Штаты вообще сейчас в нынешней космической гонке?

«Я был против решения закрыть программу «Созвездие», так как ее не заменили другим проектом развития пилотируемой космонавтики, - заявил FoxNews.com директор Института космической политики при Университете Джорджа Вашингтона Скотт Пэйс (Scott Pace). – Это решение только увеличило неопределенность в отрасли, учитывая, что ей на фоне закрытия программы «Спейс-шаттл» и так приходится нелегко».

По мнению Пэйса, Америке следует разобраться с этой неопределенностью раньше, а не позже.

«Соединенные Штаты, и конкретно НАСА, нужно отчетливо сконцентрироваться на исследовании космоса с участием людей, - полагает Пэйс. – Нужно начать с использования Международной космической станции, затем вновь послать человека на Луну, заложить технические и организационные основы для высадки на Марс и другие планеты Солнечной системы. Невозможно успешно развивать космические технологии без устойчивого и ярко выраженного интереса к процессу развития исследований».

С точки зрения О'Дрюри, сама идея новой космической гонки в корне неверна. Он считает, что в отношениях между Соединенными Штатами и их конкурентами по космическим технологиям – Китаем, Индией и Россией – отсутствует один важный элемент: противоборство.

«Мы сейчас не воюем, не стараемся никого победить, - считает генерал. – Наша задача была в том, чтобы развивать технологии, а задачей министерства обороны было вести холодную войну».
При этом он оптимистично считает, что Соединенные Штаты и в будущем сохранят лидерство в космических технологиях.

«Я уверен, что прогресс продолжается, - говорит О'Дрюри. - Потому что, как вам известно, развитие технологии бесконечно».