Динозавры и история жизни на Земле

Статистика




Яндекс.Метрика




В алмазной шахте "Мир" построят город-Утопию?

Московские архитекторы придумали, как сделать вечную мерзлоту якутских недр комфортной для жизни людей.

Уникальный подземный экогород может появиться к 2020 году в Якутии. Его предполагается построить непосредственно в недрах знаменитой кимберлитовой трубки «Мир», расположенной неподалеку от алмазной столицы края города Мирный. Этот карьер, оставшийся после промышленной разработки алмазов, добыча которых открытым способом была прекращена здесь в 2001 году, является вторым по величине искусственным отверстием в поверхности планеты. Его верхний диаметр 1200 м, а глубина более 520 метров. Гигантская воронка (точнее потоки и завихрения воздуха внутри нее), способна засасывать в себя летательные аппараты, поэтому над кратером никогда не летают вертолеты и легкие самолеты.

После консервации карьер, поражающий воображение своими размерами, был преобразован в местную достопримечательность. Сегодня над ним оборудована смотровая площадка (ею служит ходовая часть карьерного экскаватора), которую считают своим долгом посетить все без исключения гости алмазной столицы.

«Ощущение непередаваемое. Будто стоишь на краю бездны и заглядываешь в душу Земли», - делится в Интернете своими впечатлениями после такой экскурсии один из блоггеров.

Однако не исключено, что уже лет через десять местный суровый ландшафт приобретет совершенно иное лицо. Внутри заброшенной алмазной выработки может вырасти целый город-сад под прозрачным куполом, какие пока встречаются только в фантастических фильмах.

Идея превратить отработанный рудник в новое чудо света принадлежит группе московских архитекторов под руководством лауреата Государственной премии России Николая Лютомского. По замыслу создателей проекта, город не только поможет реабилитировать экологию промышленной зоны, но и сделает жизнь людей максимально комфортной в условиях сурового климата Якутии, где зимой температура падает до -62 градусов, а летом поднимается до +30 градусов.

О том, что такое «Экогород-2020» и как возникла идея проекта, Николай Лютомский рассказал в беседе с корреспондентом «СП».

- Чуть больше двух лет назад в самый разгар кризиса меня пригласили преподавать в Московский архитектурный институт. Я вел группу дипломников. Одна из моих студенток, Лена Цыренова как раз из Мирного. Когда она пришла на собеседование по поводу выбора темы дипломной работы, я предложил ей делать диплом в родном городе. В следующий раз она пришла с фотографией карьера «Мир», собиралась на его кромке проектировать гостиницу. Я же, как научный руководитель, предложил ей сделать градостроительный проект с гостиницей. В разработке проекта приняли также участие мои коллеги из архитектурного бюро «ЭЛИС», после чего работа была представлена на выставке «Зодчество 2009», где получила диплом.

«СП»: - А можете коротко рассказать, в чем суть вашего замысла?

- Главная часть проекта - огромная бетонная конструкция, которая станет своего рода «пробкой» для бывшего карьера и будет распирать его изнутри. Сверху котлован перекроют светопрозрачным куполом, на котором будут установлены солнечные батареи. Климат в Якутии суровый, но там много ясных дней и батареи смогут вырабатывать около 200 МВт электроэнергии, которая должна обеспечить с лихвой нужды будущего города. Кроме того, можно использовать тепло Земли. Зимой в Мирном воздух охлаждается до – 60°C, но на глубине ниже 150 м (то есть ниже вечной мерзлоты) температура грунта плюсовая, что добавляет проекту энергоэффективности. Пространство города предлагается разделить на три яруса: нижний – для выращивания сельхозпродукции (так называемая вертикальная ферма), средний – лесопарковая зона, очищающая воздух, и верхний для постоянного пребывания людей, имеющий жилую функцию и служащий для размещения административных и социокультурных зданий и сооружений.

«СП»: - Что за проблемы позволит решить реализация вашего проекта?

- Во-первых, обеспечит население республики круглогодично свежей сельскохозяйственной продукцией и создаст новые возможности для трудоустройства и комфортной жизни. Второе, Якутия станет привлекательной для туризма, причем круглогодичного. И наконец, это решит экологические проблемы участка, на котором располагается карьер, в том числе проблему оползней.

«СП»: - А из каких материалов предполагается сделать купол, и существуют ли технологии возведения подобных объектов?-

- Купол - это самое сложное. Аналогов в мире нет. Самый большой купол - 260 метров в диаметре. Поэтому мы предложили альтернативное решение с большим количеством опор по периметру, которое вполне реализуемо.

«СП»: - В какую сумму обойдется воплощение столь смелого замысла? Когда он может окупиться?

- Конкретно этот проект разработан на основе данных карьера «Мир». Технико-экономические показатели зависят от размеров карьера. Ориентировочная сумма затрат определена исходя из стоимости строительства 1 кв. м. в 30 тысяч рублей, таким образом смета проекта составит примерно 4 млрд. рублей. Заметьте, экономия на отоплении города - 4 млн. рублей в год, плюс сельхозпродукция, плюс туризм.

«СП»: - Какова вместимость подземного города и кто там будет жить?

- Общая площадь города составит 3 млн. кв. метров, он рассчитан на 30 тысяч жителей. В принципе, туда может переселиться хоть весь город Мирный (численность населения города сейчас 36 тысяч человек - «СП»).

«СП»: - Есть ли у проекта инвесторы?

- Ищем, но пока безрезультатно. Возможно, надо отдать проект китайцам. Они точно сделают. Вообще аналоги в мире есть - отработанные карьеры в Аризоне, Западной Австралии. Из Австралии мне написали. Они даже провели научный совет на тему нашего проекта, идея им понравилась.

«СП»: - Скажите, Николай Вадимович, а знают ли о вашем смелом замысле компания «АЛРОСА» и правительство Якутии?

- Знают. Более того, в прошлом году Якутия выставляла его на международной выставке «ЭКСПО-2010» в Шанхае, но почему-то без указания на авторский коллектив АБ «ЭЛИС».

Смогут ли идеи столичных мечтателей получить когда-либо реальное воплощение? Сегодня этот вопрос, видимо, завис в воздухе...

Коллеги Николая Лютомского в большинстве своем считают, что проект пока не реализуем. Известный московский архитектор Сергей Скуратов назвал его абсолютной утопией:

«Дело даже не в том, что нет подходящих технологий и материалов. Они как раз имеются и даже успешно применяются на практике. Достаточно вспомнить купола «Райских садов» под Лондоном архитектора Гримшо, где была использована специальная суперпрочная пленка. Такая же применялась при строительстве олимпийского плавательного бассейна в Пекине и футбольного стадиона в Мюнхене. Здесь проблема другая - насколько это все целесообразно. Ведь самый первый вопрос в архитектуре - зачем? Я, например, не понимаю, для чего подобный объект вообще нужен, тем более в Якутии, где климат просто чудовищный. Тут масса вопросов возникает. Кто будет строить? Как? Когда это все окупится и кто даст деньги?, судя по всему, это миллионные затраты. К тому же, строителям пришлось бы работать в тяжелейших условиях. Надо ли это сегодня России? Я, честно говоря, сомневаюсь. Это абсолютная утопия».

При этом Скуратов признает, что подобные проекты, несмотря на их фантастичность, нужны:

«Понятно, что в настоящее время вероятность реализации этого проекта практически нулевая, но все равно, пусть такие проекты будут. Пусть на бумаге будоражат сознание, готовят людей, может, лет через двести фантазия и станет реальностью. Вряд ли только в России...».

Заслуженный архитектор Якутии Сергей Миронов также уверен, что концепция подземного города далека от реальности. По его мнению, это типичный пример так называемой бумажной архитектуры. Это отдельное направление в архитектуре, для которого характерны ничем не сдерживаемый полет фантазии, смелые идеи, порой не имеющие никакого отношения к реальности. Особенно популярным направление было в 20-е годы прошлого столетия, в эпоху конструктивизма.

Миронов говорит, что технически проект осуществим, но экономически слишком затратен. Сегодня из отработанного карьера постоянно откачиваются грунтовые воды, и так будет продолжаться и дальше, пока ведется подземная добыча алмазом на руднике «Мир». Это, конечно, дорого. Но глобальная гидроизоляция, которую придется осуществить при строительстве подземного города, обошлась бы несоизмеримо дороже.

«В настоящее время реализация такого проекта бессмысленна, но он может оказаться востребован, если сбудутся многочисленные прогнозы о грядущих природных катаклизмах и людям придется прятаться под землю. В качестве метода рекультивации он тоже достаточно интересен», - цитирует эксперта газета «Якутия».

В алмазной компании «АЛРОСА», которой собственно и принадлежит кимберлитовая трубка «Мир», замысел московских архитекторов, видимо, тоже не воспринимают всерьез.

«Да, я слышала об этом проекте, о нем была какая-то информация в республиканских и мирнинских СМИ. Но, насколько мне известно, на уровне руководства компании он не обсуждался», - пояснила «СП» ведущий специалист управления по связям с общественностью АК «АЛРОСА» Елена Никифорова.

Стоит заметить, что сама идея облагораживания рукотворных промышленных зон - не нова. Хотя по полету фантазии и размаху у якутского проекта, наверное, вряд ли найдутся соперники, примеры удачного воплощения похожих амбициозных задумок в мире уже имеются.

Так, в Великобритании в 2001 году на месте заброшенного глиняного карьера был создан крупнейший в мире ботанический сад. Царство флоры назвали «Эдем». На его создание ушло шесть лет кропотливого труда, 2 млн. тонн земли, 85 тысяч тонн компоста и 86 млн. фунтов-стерлингов, большая часть которых поступила от национальной лотереи.

«Эдем» - это несколько огромных куполов, под которыми воссозданы все необходимые условия для жизни экзотической флоры. Весь секрет в крыше, которая сделана из простого полиэтилена. Он гораздо дешевле и легче стекла. Каждый сегмент наполнен воздухом. Его выпуклые стороны представляют собой огромную линзу, прекрасно аккумулирующую тепло солнца и пропускающую ультрафиолет. Вся конструкция крепится на алюминиевом каркасе. Британские специалисты под руководством архитектора Николоса Гримшо создали, по сути, гигантский парник. Размеры тропического купола настолько велики, что под ним спокойно поместится знаменитый лондонский Тауэр, а высота такая, как если бы друг на друга поставили 11 двухэтажных британских автобусов.

Проект основан на безотходном производстве. Дождевая вода используется в оросительной системе сада. Даже сточные воды из местных уборных после очистки употребляются для поливки растений.

Там же в Великобритании рядом с нулевым меридианом в Гринвиче находится знаменитый «Купол тысячелетия», занесенный в Книгу рекордов Гиннеса как самое большое сооружение в мире. Его диаметр равен 320 метрам, а длина окружности достигает одного километра - чтобы обойти купол требуется 15 минут. Предполагалось, что здание, строительство которого было завершено в июле 1998 года и обошлось в 758 млн. фунтов-стерлингов (1 млрд. 250 млн. долларов), привлечет в Лондон людей со всего мира встречать новое тысячелетие. В конце 2000 года его планировали закрыть. Но здание оказалось слишком популярным и этого делать не стали.

Еще более масштабный проект собираются воплотить власти Казахстана. С помощью гигантского прозрачного купола они хотят «смягчить» резко-континентальный климат в столице страны Астане (он, кстати, очень напоминает якутский). Грандиозный план под названием «Крытый город» на ближайшие пять-шесть лет может стать новым национальным проектом.

Для контроля над суровым климатом столицы Казахстана (после Улан-Батора Астана самая холодная столица в мире) планируется возвести купол, имеющий в окружности около двух километров - что в два раза больше, чем «Купол тысячелетия». Он будет способен вместить в себя до 20 тысяч человек. За право построить это сооружение соревнуются самые известные архитекторы из Турции, Японии, Италии и Великобритании. Однако, вероятней всего, предпочтение будет отдано проекту казахстанского архитектора Каира Баймукашева. Как пишут местные СМИ, «его видение крытого города объединяет инновации и решение климатической проблемы, высокие технологии, современные экостандарты и традиции казахстанского народа».