Разделы
- Главная страница
- Новости
- Краткий исторический экскурс
- Эра динозавров
- Гигантские растительноядные динозавры
- Устрашающие хищные динозавры
- Удивительные птиценогие динозавры
- Вооруженные рогами, шипами и панцирями
- Характерные признаки динозавров
- Загадка гибели динозавров
- Публикации
- Интересные ссылки
- Статьи
- Архив
Оборонно-промышленный комплекс преподнес множество сюрпризов
Первое десятилетие XXI века в России должно было завершиться сразу несколькими триумфальными победами в области самых высоких технологий. Они, как неоднократно заявлялось - опять же, на самом высоком уровне - развиваются у нас ускоренно и очень даже инновационно.
Первый конфуз случился 30 ноября. На этот день был запланирован и даже анонсирован торжественный спуск на воду первого серийного стратегического ракетоносца новейшего поколения «Александр Невский». В городе Северодвинске собрались доверенные журналисты, которые с нетерпением ждали момента разбития бутылки шампанского о борт подводного крейсера. Не дождались. Было объявлено, что спуск на воду субмарины, которой, по идее, не страшны никакие природные катаклизмы вроде штормов и оледенений, откладывается по погодным условиям. Словно речь шла о первом полете экспериментального самолета в условиях грозы и шквального ветра — что было бы понятно. Но ведь на воду должны были спустить огромную подлодку, к тому же — серийную.
Вскоре появилось официальное заявление, что и широко анонсированный старт стратегической ракеты «Булава» - основного оружия «Александра Невского», тоже отложен до лета 2011-го. И тоже по погодным условиям: море Баренцево раньше времени замерзло. Баренцево море действительно замерзло — и это гораздо страшнее, чем неудачи с амбициозными ракетными пусками. Гольфстрим стремительно остывает, и скоро для незамерзающего порта Мурманск настанет ледниковый период. Но это тема отдельного разговора.
Так вот, удивительное дело! Сильной стороной еще советских стратегических подводных крейсеров считалась их возможность стрелять ракетами из-подо льда. А ракетные подводные крейсеры стратегического назначения системы «Тайфун» вообще могли производить залп из-под паковых льдов в самом центре Северного полюса без всплытия. Ракеты, пущенные с полюса, физически невозможно перехватить ни одной из существующих систем ПРО. Поэтому, наверное, саму систему «Тайфун» закрыли, а самые большие подлодки в мире класса «Акула» списали.
На плаву остался лишь «Дмитрий Донской» - в качестве стартовой платформы для «Булавы». Но даже с прекрасного «Дмитрия Донского» стрелять через почти полуметровую толщу льда непредсказуемой «Булавой» стремно.
Следующий пуск «Булавы» намечен на будущее лето — к этому времени льды, как ожидается, уж наверняка растают и технические проблемы суперракеты, наверное, тоже будут решены. Но самое удивительное случилось днями. Председатель кабинета министров посетил с рабочим визитом Северодвинск, где ему доложили, что экипаж подводного ракетного крейсера стратегического назначения «Александр Невский» к швартовым испытаниям готов. Доложил об этом командир субмарины капитан первого ранга Василий Танковид. От всей души Владимир Путин командира поздравил.
Швартовые испытания — это испытания на плаву. Как может корабль, не спущенный на воду, быть готов к швартовым испытаниям? Тайна сия велика, никто из официальных лиц так и не смог назвать точную дату спуска ракетного крейсера на воду. Договорились до того, что якобы спуск был осуществлен ночью, накануне приезда Владимира Путина, со всеми подобающими ритуалами.
Я уже писал о том, что спуск на воду стратегических субмарин в СССР был делом совершенно секретным. Была радость промышленников, была та самая разбитая бутылка шампанского, был банкет - говоря современным языком, корпоративный праздник. В США спуск на воду любой подлодки становился настоящим шоу — с цветными шарами трех цветов, с флагом, гимном, танцующими девицами и прочими атрибутами чисто американского праздника.
В России решили перенять заокеанский опыт публичной подачи своих достижений. И организовали шумный «спуск на воду» первой субмарины проекта 955 «Борей» под названием «Юрий Долгорукий». Разбили шампанское, устроили банкет, в лучшем виде подали журналистам. Не смешно, но субмарина «спускалась», имея огромные технологические вырезы в своих бортах. Она даже теоретически не могла быть на плаву. Но спустилась. И сейчас на ходовых испытаниях. Проблем, говорят, выше крыши. А что будет с серийным спущенно-недоспущенным в ночи «Александром Невским»? Кто за это ответит?
Декабрьские морозы не только сковали льдом Баренцево море и нарушили триумфальные планы по пускам «Булавы». Они со всей очевидностью показали, что гламурная военная форма от кутюрье Юдашкина красит, но никак не греет.
В Юрге замерзли и слегли в госпитали более двухсот молодых солдат. Обмундированы они были как раз в зимние мундиры Юдашкина. А ведь сколько красивых слов было сказано, когда в Минобороны форму принимали: и про нанотехнологии, будто бы широко примененные продвинутым модельером, и про то, что уникальные по своим свойствам материалы не дадут бойцам летом перепотеть, а зимой переохладиться. Однако как была практика критерием истинности любой самой привлекательной теории, так и осталась. А практика, увы, сразу показала, что симпатичная на подиуме форма в суровых российских условиях ничем лучше старой, несимпатичной, не оказалась. Скорее — наоборот. Но механизм массового пошива запущен, скоро всю армию переоденут в «шик, блеск, красота», и замерзать начнут не сотнями, а тысячами. Так что просьба ко всем: на Россию зимой не нападать!
И тут случился «ГЛОНАСС». В воды Тихого океана рухнули сразу три космических аппарата «ГЛОНАСС-М», рухнула самая крутая по деньгам программа Роскосмоса. Введение в строй в полном объеме ГЛОбальной НАвигационной Спутниковой Системы вновь откладывается. Реакция президента была очень резкой. Даже череда незачетных пусков стратегической «Булавы» не вызывала ничего подобного. Объяснить это можно тем, что в ГЛОНАСС вложены колоссальные бюджетные средства. К тому же с этой навигационной системой, которая полностью запускалась бы как раз с вводом в строй трех потерянных спутников, связывались очень большие надежды. Совсем недавно о ГЛОНАССе с восхищением говорили и президент Дмитрий Медведев, и глава правительства Владимир Путин, и вице-премьер Сергей Иванов, отвечающий за ОПК, и руководитель Роскосмоса Анатолий Перминов, и новый мэр Москвы Сергей Собянин.
Потеря сразу трех спутников — удар и по финансам, и по престижу страны. Сейчас говорят о том, что неверными оказались расчеты массы запускаемых в космос объектов. Соответственно неверными оказались данные на заправку топлива в разгонный блок, его перелили, весь запускаемый блок перетяжелили. Вот он и упал. Определение массы запускаемых объектов — не самая сложная математическая задача в космических расчетах. Эту чисто арифметическую операцию можно выполнять в столбик, используя элементарную таблицу умножения. Неужели создатели наших ракет разучились считать? Вполне возможно. Если к расчетам привлекли молодых специалистов, которые без помощи компьютера два на два не умножат, то они могли выдать любой самый невероятный результат. Дождемся окончательных результатов расследования.
Однако не все так мрачно в нашей оборонке. Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству назвала лауреатов самой престижной премии ОПК - «Золотая идея». В номинации «Лучшее предприятие-соисполнитель» лауреатом стал авторский коллектив машиностроительного КБ «Радуга» им. А.Я. Березняка. Как было объявлено, это КБ совместно с корпорацией «Тактическое ракетное вооружение» и «Рособоронэкспортом» успешно участвует в работах по обеспечению испытаний гиперзвуковой ракеты. Давно не секрет, что именно специалисты «Радуги» разрабатывают одни из самых мощных и скоростных крылатых ракет в мире. В данном случае изюминка в том, что гиперзвуковая ракета — российско-французский проект. Она создается двумя французскими фирмами на базе разгонного блока российской модифицированной ракеты Х-22Э.
Это, пожалуй, первый в истории случай, когда российские специалисты помогают конструкторам одной из стран НАТО сделать боевую ракету с уникальными летными характеристиками.
В США, кстати, гиперзвуковые летательные аппараты существуют лишь в проектах. А у нас гиперзвуковые ракеты пусть и формально, но стоят на вооружении.
Гиперзвуковой режим — это скорость, впятеро превышающая скорость звука, или свыше 5М. Ракета Х-22 под кодовым названием «Буря» разрабатывалась в секретном ОКБ-155, ставшем затем не менее секретным МКБ «Радуга» под руководством замечательного советского ракетостроителя Александра Яковлевича Березняка. Работы эти начались еще в 1958 году, в 1971 году ракетный комплекс был принят на вооружение.
Характеристики его - сегодня это не секрет - таковы:
- скорость полета — 4,6М (вплотную к гиперзвуку);
- стартовая масса — 5780 кг;
- боевая часть — обычная кумулятивно-фугасная и термоядерная (что очень важно).
Для того чтобы «Буря» превратилась в несокрушимый гиперзвуковой ураган, требовалось совсем немного - создать разгонный блок. У России, с заявленными триллионами бюджетных ассигнований, на эту «мелочь» денег не нашлось. Зато нашлись французы. Они дали валюту, и очень скоро получат ракету, равной которой по своим ТТХ нет даже в США. Важность термоядерной составляющей ракеты в том, что в европейском сегменте НАТО лишь Великобритания и Франция имеют технологические возможности для создания малогабаритных ядерных боеголовок. Французы подсуетились первыми. Скоро у них будет суперракета с супербоеголовками, которые для нее давно готовы.
Хотелось бы задать пафосный вопрос: ну и кто от кого отстает? Ответ, увы, очевиден — отстаем мы. Отстаем по внедрению самых передовых в мире отечественных разработок. Ни один из действительно прорывных российских проектов никуда так и не прорвался. Еще в начале 1990-х годов в России был создан лучший - безо всяких преувеличений - региональный пассажирский самолет Ту-334. К 2000-му этой машиной можно было заменить все старые «тушки», а потом совершенствовать и совершенствовать лайнер. Однако прошедший государственные испытания пассажирский самолет директивным образом закрыли, отдав все бюджетные деньги на «СухойСуперДжет-100». Так же директивно закрыли жидкостную ракету для подводных лодок, отдав деньги твердотопливной «Булаве». Закрыли, стоит повторить, уникальные «Акулы», запустив не менее уникальный по стоимости и долгострою проект «Борей».
На этом фоне покупка Россией «Мистралей» выглядит несколько блекло. Мы покупаем очень качественные плавучие корпуса. Ну и что? Металл — он и есть металл. Зато мы продаем - интересно бы узнать цену - Франции технологию изготовления гиперзвуковых ракет, разработанных в нашей стране сорок лет назад. В принципе, можно было торговаться — баш на баш. Мы вам «Бурю», вы нам - «Мистраль» да еще с доплатой.
Проблема в ведомствах, осуществляющих сделки. «Мистраль» закупает Минобороны, а «Бурю» продает «Рособоронэкспорт». Знал бы господин Сердюков, какой у него козырь в рукаве. Очевидно, не знал — советники не той квалификации.
Все мы знаем, что под 31 декабря и Рождество принято рассказывать сказки. Во все остальные дни года рекомендуется трезво оценивать реальность. Именно этого я искренне желаю в наступающем тем, кто пытается потчевать нас небылицами каждодневно.