Разделы
- Главная страница
- Новости
- Краткий исторический экскурс
- Эра динозавров
- Гигантские растительноядные динозавры
- Устрашающие хищные динозавры
- Удивительные птиценогие динозавры
- Вооруженные рогами, шипами и панцирями
- Характерные признаки динозавров
- Загадка гибели динозавров
- Публикации
- Интересные ссылки
- Статьи
- Архив
ГЛОНАСС как русское чучхе
Свершилось. Запуск глобальной российской навигационной системы ГЛОНАСС закончился полным провалом. Взяв пример с другой державной надежды - ракеты «Булава», чьи падения стали доброй традицией, три орбитальных спутника (около 200 млн долл.) дружно плюхнулись в Тихий океан на Гавайах - недалеко от Гонолулу. И это, конечно, очередной повод для злорадства «клеветников России» и «пятой колонны», как назвали бы нас «истинные патриоты». Только зиждется это злорадство прежде всего на здравом смысле, а частная вроде бы история с ГЛОНАССом показательно иллюстрирует важные черты российского государства образца начала XXI века.
Свой GPS - с тормозами и глюками
Несмотря на многолетнее успешное существование системы GPS, страна с упорством, достойным лучшего применения, создавала аналог, единственное достоинство которого в том, что он не американский. Сейчас GPS по дефолту ставится на мобильники среднего уровня, а скоро появится и в копеечных алконокиях; Россия же презентует всему миру на смех уродливые кирпичи 1982 года разработки, заставляющие Тему Лебедева биться в пароксизмах физиологической идиосинкразии.
Это неодолимая тяга - обязательно противопоставить чужим работающим продуктам плохонькие, убогонькие, но свои - не знает преград. На проект ГЛОНАСС был выделен щедрый, не знакомый со словами «экономическая целесообразность» и «рентабельность» бюджет. Шефство над доморощенной GPS было поручено экс-преемнику Сергею Иванову. Это, конечно, несоразмерная компенсация за неполученное президентство, но вице-премьер - человек прямой и решительный, и тут, как говорится, все для фронта, все для победы. Не важно, сколько еще спутников найдет свой покой на дне морском и сколько денег налогоплательщиков будет потрачено, но национальная навигационная система не мытьем, так катаньем, со скрипом и треском заработает.
И ладно бы все ограничилось нуждами военно-промышленного комплекса, где существование национальной спутниковой навигации хоть как-то оправданно, но они реально собираются насытить потребительский рынок своими чудо-аппаратами. И прекрасно понимая, что на конкурентном рынке у ГЛОНАССа нет никаких шансов, власти будут действовать по привычной схеме - прогибать рынок под себя, проще говоря, заставлять вас покупать этот продукт фактически насильно. Что может быть проще - обязать поставить на все российские автомобили отечественные датчики и брать драконовские пошлины в 25% с иномарок и мобильных телефонов, не оснащенных оными?
Еще раз: разницу в цене в конечном счете будете платить вы лично. И это не протекционистские меры, когда сходный по характеристикам отечественный продукт нуждается в поддержке в борьбе с иностранными аналогами. Когда продукт безнадежно отстал на годы, это называется наглость и самодурство.
Бедные, но гордые
Часто спрашивают, какие конкретные экономические меры нужны стране помимо абстрактных мантр, вроде «провести модернизацию», «побороть коррупцию» и «снизить сырьевою зависимость»? Вот вам конкретная, я бы даже сказал концептуальная мера: собраться с духом, подавить в себе ложный патриотизм и отказаться от развития тех отраслей, где мы безвозвратно отстали и не можем конкурировать; оставить в этих отраслях только прикладные, открытые для конвергенции с партнерами направления.
В конце концов, сейчас не средневековье, и мы не ведем натуральное хозяйство, когда на замкнутой территории производится практически весь набор необходимых товаров. Мировая экономика - это в том числе и международное разделение труда, когда отдельные страны поставляют на общий глобальный рынок те продукты, выпускать которые у них получается лучше всего. Многие в недавнем прошлом развивающиеся, а ныне развитые государства, которые ставят в пример России, не брали на себя непосильную ношу конкурировать в заведомо проигрышных нишах.
Но мы другие. Нам нужен большой имперский проект (а лучше несколько), чтобы тешил нашу национальную гордость и напоминал о славных временах СССР, когда «все было не так - летал Гагарин, играл "Спартак"». Вот только пора привыкнуть, что мы не супердержава, и научиться жить по средствам. По средствам страны средних возможностей. Страны, для которой содержать до боли анекдотический и стыдный национальный автопром, - непозволительная роскошь. Неужели мысль о том, что на мощностях «АвтоВАЗа» можно делать комфортные, доступные и безопасные иномарки для своего же населения и обеспечивая его рабочими местами настолько противоречит патриотическому самосознанию?
Пора решать - или мучиться с ГЛОНАССом и «Жигулями», или жить с GPS и «Фордом».