Разделы
- Главная страница
- Новости
- Краткий исторический экскурс
- Эра динозавров
- Гигантские растительноядные динозавры
- Устрашающие хищные динозавры
- Удивительные птиценогие динозавры
- Вооруженные рогами, шипами и панцирями
- Характерные признаки динозавров
- Загадка гибели динозавров
- Публикации
- Интересные ссылки
- Статьи
- Архив
Секретный американский космоплан вернулся на Землю
Завершился полет беспилотного шаттла ВВС США, который провел семь месяцев на околоземной орбите. Аппарат вернулся в атмосферу и приземлился в автономном режиме.
Проведя семь месяцев на орбите, Х-37В снизился в автономном режиме, а затем приземлился на военной базе Ванденберг в Калифорнии.
Это было первое в истории американской космической программы возвращение в атмосферу и посадка корабля на "автопилоте".
"Нам очень приятно, что выполнены все задачи, поставленные для орбитальной части первой миссии", - говорится в заявлении начальника проекта подполковника Троя Джиза.
Представитель авиабазы Ванденберг Джереми Эггерс сообщил, что предполагается вернуть Х-37В в космос весной 2011 года.
Экспериментальный космоплан многоразового использования построен компанией Phantom Works, входящей в корпорацию Boeing. Он обладает крыльями и внешне напоминает уменьшенную орбитальную ступень американского шаттла.
По некоторым данным, масса Х-37В - около 5 тонн, длина - примерно 8,8 метра, размах крыльев - 4,6 метра.
Компания-производитель пообещала не раскрывать подробности полета и адресовала любопытных к заказчику - Управлению оперативного развертывания ВВС США.
Секретные эксперименты
Об этом эксперименте, окруженном завесой секретности, известно немного.
В частности, представитель ВВС США Энджи Блэр сообщила на 26-м Национальном космическом симпозиуме, что Х-37В предназначен для проведения широкого спектра экспериментов.
Одной из задач его первого полета, по утверждению Блэр, является проверка технологий, позволяющих производить космические аппараты длительного срока эксплуатации с возможностью многократных автономных взлетов и посадок.
Космоплан, по словам представителя ВВС США, способен в течение одного полета провести на относительно низкой околоземной орбите до 270 дней.
Тем не менее, остаются засекреченными ряд характеристик испытательного аппарата, бюджет программы и даже местонахождение центра управления полетом.
Программу X-37B вначале вело Национальное управление США по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА), но позже она перешла под руководство секретного подразделения ВВС США.
Заказчик программы и ее общая секретность позволяют предположить, что запуск X-37B может быть вызван давним желанием американских военных создать универсальный маневренный космический аппарат быстрого реагирования.
Сейчас космические аппараты военного назначения занимаются в основном лишь выполнением разведывательных и наблюдательных задач, однако логика развития космической военной техники предполагает появление космопланов, способных нести вооружение и наносить удары из космоса по наземным целям.
Беспокойство России
Американские эксперты признают, что испытания X-37B могут вызвать обеспокоенность других стран, заинтересованных в освоении космоса, в том числе России и Китая.
Действительно, начало этого эксперимента вызвало серьёзную обеспокоенность российских военных.
"Вашингтон выполняет ту программу, которую наметил, декларируя лозунг: "Кто владеет космосом, тот владеет миром", - заявил в апреле агентству "Интерфакс" бывший главком ВВС России генерал армии Анатолий Корнуков.
"В США давно поняли, что все эти силы должны быть в одних руках. Теперь ВВС США от Земли до большого космоса, по сути дела, будут иметь возможность выполнять свои задачи. А это значит, что они будет способны в течение короткого времени нанести удар при отсутствии должного противодействия", - сказал Корнуков.
Американцы заявляют, что секретность программы не выходит за рамки обычных в таких случаях норм и вызвана экспериментальным характером испытаний.
Несколько лет назад НАСА пришло к выводу, что космические челноки многоразового использования слишком сложны и дороги, и вернулось к разработке космических кораблей типа Orion, способных выполнять не более двух-трех полетов.
В 2004 году дальнейшие разработки шаттлов были исключены из бюджета американского аэрокосмического агентства.