Динозавры и история жизни на Земле

Статистика




Яндекс.Метрика




Создатели летающего автомобиля поучаствуют в военном проекте

Американская компания Terrafugia, создатель летающего автомобиля, примет участие в аналогичном военном проекте - разработке внедорожника Transformer TX, способного к полетам. Программа по созданию "летающего Humvee", как его окрестили западные СМИ, стартовала весной 2010 года и находится под контролем Управления перспективных исследовательских проектов Пентагона. В рамках проекта, Terrafugia будет заниматься консультированием основного участника программы - компании AAI.

Terrafugia известна как создатель летающего автомобиля Transition, в июне 2010 года получившего разрешение на осуществление полетов. Двухместный переднеприводный автомобиль-самолет способен осуществлять полеты на расстояние до 724 километров со скоростью до 195 километров в час. По земле Transition сможет проехать на полном баке до 105 километров.

Движение летающей машины на земле обеспечивает обычный бензиновый двигатель, а в воздухе - пропеллерная силовая установка Rotax 912S мощностью сто лошадиных сил. Продажи Transition, как ожидается, стартуют в 2011 году, но предоплату в размере десяти тысяч долларов можно внести уже сейчас. Полная стоимость необычной машины составит 194 тысячи долларов.

Естественно, что Terrafugia, как обладатель ноу-хау, привлекла внимание компании AAI, с сентября 2010 года участвующей в программе Управления перспективных исследовательских проектов (DARPA) Пентагона по созданию летающего внедорожника. Контракт с Terrafugia AAI заключила 2 декабря 2010 года. По условиям соглашения, инженеры компании будут оказывать AAI консультационную поддержку по интеграции во внедорожник выдвигающихся крыльев, системы автомобильной безопасности и некоторых других технических решений, связанных с реализацией полета.

С земли на небо

Работы у инженеров, очевидно, будет много. Согласно требованиям DARPA, "летающий Humvee" должен уметь взлетать и садиться вертикально, уметь перемещаться по пересеченной местности, перевозить четверых бойцов в полном обмундировании и обладать боевым радиусом, сопоставимым с таким показателем у вертолетов. В цифрах основные требования выглядят следующим образом: при длине 9,1 метра, ширине 2,6 метра и высоте 2,7 метра внедорожник должен уметь перемещаться в комбинированном режиме на дальность до 463 километров. Максимальная высота полета Transformer TX должна быть не менее трех тысяч метров.

При этом особое внимание бронированию летающего внедорожника уделяться не будет - корпус машины должен обеспечивать защиту экипажа лишь от выстрелов из малокалиберного оружия. Предполагается, что от других угроз машина будет спасаться в воздухе. Например, при обнаружении заминированного участка дороги Transformer TX просто перелетит через него. Таким же образом машина будет поступать при обнаружении сил противника. Вооружение внедорожника также будет минимальным - предположительно, только пулеметы.

Спектр применения Transformer TX будет очень широким: изоляция поля боя, нанесение ударов с воздуха, борьба с повстанцами, рекогносцировка, разведка, наблюдение, эвакуация раненых и транспортировка грузов (грузоподъемность машины должна быть не менее 450 килограммов). Не исключается и опционально пилотируемый вариант машины. Интерес к перспективной разработке уже проявили Морская пехота и Армия США, а также войска специального назначения.

Предполагалось, что программа будет реализовываться в три этапа. В первом будут участвовать две компании, выбранные DARPA, которые займутся проектированием летающего внедорожника. С ними будет заключен контракт стоимостью девять миллионов долларов. На втором этапе участники должны будут представить прототипы машин для испытаний. Объем финансирования составит десять миллионов долларов. В третьем этапе уже будет участвовать одна компания, которая получит на доработку своего прототипа 35 миллионов долларов. В итоге должна получиться машина стоимостью не более 200 тысяч долларов за единицу.

Заявки на участие в программе подали такие компании, как AAI совместно с Lockheed Martin, Pratt & Whitney, AVX и SBIR. Несмотря на то, что к участию в первом этапе программы должны были быть допущены две фирмы, контракт на проектирование пока получила только лишь AAI, которая должна будет поднять свое детище в воздух не позднее 2015 года.

С неба на землю

AAI пока не представила конкретных расчетов по своему проекту, однако сведения о некоторых технических решениях, которые, возможно, будут применены во внедорожнике, уже обнародовала. Так, "летающий Humvee" получит складные крылья, а также несущий воздушный винт со складываемыми лопастями. Этот винт будет обеспечивать взлет и посадку внедорожника, в то время как за полет будет отвечать толкающий винт. В машине планируется реализовать технологию замедляющихся лопастей, созданную компанией Carter Aviation Technologies.

Суть этой технологии заключается в том, что несущий винт работает на полных оборотах только во время взлета и посадки. В полете его вращение замедляется, а движение обеспечивается толкающим винтом. При этом подъемную силу обеспечивают крылья. Взлет и посадка будут осуществляться в полностью автоматическом режиме, и экипаж в этом процессе участвовать не будет. Работать двигатель, приводящий воздушные винты в движение, будет на авиационном топливе.

Каким образом будет обеспечиваться передвижение машины по земле, в AAI пока еще не решили. Предположительно, новый внедорожник по земле будет ездить при помощи четырех электромоторов, установленных у каждого колеса. Вопрос о бронировании и вооружении перспективной машины также остается открытым.

Следует отметить, что AVX предлагала DARPA более проработанный проект. Ее внедорожник, получивший название AVX TX, предполагалось оснастить несущим винтом и двумя толкающими вентиляторами в кольцевых обтекателях. В горизонтальном полете вентиляторы способны обеспечивать ускорение. Кроме того, вентиляторы могут быть направлены вниз для обеспечения дополнительной подъемной силы при взлете или посадке.

Согласно расчетам AVX, ее внедорожник способен перевозить грузы массой до 471 килограмма на расстояние до 463 километров. Скорость передвижения по суше составляет около 130 километров в час. При этом в режиме вертолета машина способна совершать полеты на скорости до 225 километров в час. Переключение из режима автомобиля в режим вертолета производится за 60 секунд.

Что предложили DARPA другие компании, пока неизвестно.

Между тем, реализация амбициозного проекта может оказаться сложнее, чем полагают в DARPA. Дело в том, что в относительно небольшой корпус, который в два раза длиннее Humvee при схожих ширине и высоте, придется уместить не только автомобильный, но и авиационный двигатель, а также массу дополнительного оборудования, отвечающего за обеспечение полета.

Вопросы вызывает и возможность машины осуществлять вертикальный взлет. Ведь даже если на раскладывание лопастей и крыльев будет уходит 60 секунд, еще несколько минут может потребоваться на раскрутку винтов, отрыв от земли и набор высоты. Учитывая слабое бронирование Transformer TX, машина становится идеальной мишенью для засады. Один из солдат в Афганистане, опрошенных журналом Wired, сказал по этому поводу: "Летающие машины - это очень круто, но я бы не хотел оказаться в таком летающем гробу".

Впрочем, DARPA и не ставит конечной целью принятие "летающего Humvee" на вооружение. Управление для начала намерено доказать саму возможность создания такого транспорта.