Разделы
- Главная страница
- Новости
- Краткий исторический экскурс
- Эра динозавров
- Гигантские растительноядные динозавры
- Устрашающие хищные динозавры
- Удивительные птиценогие динозавры
- Вооруженные рогами, шипами и панцирями
- Характерные признаки динозавров
- Загадка гибели динозавров
- Публикации
- Интересные ссылки
- Статьи
- Архив
Березники продолжают путешествие к центру Земли
Площадь провала в районе городской железнодорожной станции увеличилась до размеров футбольного поля.
Движение поездов и автотранспорта в районе железнодорожной станции Березники в Пермском крае закрыто на неопределенный срок. Экстренные меры были приняты в воскресенье вечером в связи с тем, что образовавшийся там 25 ноября провал грунта стал резко увеличиваться. Если первоначально его площадь была 50 на 15 метров, а глубина 6 метров, то за выходные размеры провала были уже сопоставимы с размерами футбольного поля: в понедельник маркшейдерские замеры зафиксировали на месте ЧП котлован 100 на 40 метров и глубиной в 20 метров.
Единственный пассажирский поезд, который курсировал до Березников из Екатеринбурга, теперь следует до станции «Березники-Сортировочная». От нее пассажиров предполагается доставлять в город автобусами. Как долго будет действовать такой транспортный график, пока не известно. Это напрямую зависит от того, как станет развиваться ситуация, говорят в городской администрации.
«По данным специалистов, в зоне происшествия есть опасные участки, поэтому по близлежащим улицам закрыто движение, - пояснила глава пресс-службы администрации Березников Наталья Вербицкая. - На станции отключена вся электроэнергия, нет водоснабжения на железной дороге».
Напомним: проседание грунта в горловине станции Березники произошло утром в минувший четверг. После прохождения по железной дороге товарного состава с калийными удобрениями в 200 метрах от железнодорожного вокзала под землю ушел участок железнодорожного полотна. Состав был остановлен, но один из вагонов все-таки угодил в провал.
«Место происшествия сразу же оцепили. Просевший вагон с обеих сторон отцепили от состава. Сам состав растащили в обе стороны, чтобы не создавать нагрузку на поверхность земли», - рассказали «СП» в управлении гражданской защиты по городу Березники.
Пока специалисты выясняли причину проседания грунта и думали, как доставать стоящий на рельсах вагон, он медленно погружался в расширяющуюся с каждым часом воронку. К утру понедельника вагон практически полностью ушел под землю. Чуть виднеется только снизу рухнувшая опора контактной сети.
Всего, по сведениям пресс-службы ОАО «РЖД», в результате ЧП были выведены из строя 4 опоры контактной сети, кабельные магистрали сигнализации, централизации и связи, а также три стрелочных перевода и первый путь грузового парка.
В связи с инцидентом в Березниках по распоряжению главы «РЖД» Владимира Якунина в ОАО создан оперативный штаб для принятия неотложных мер и по взаимодействию с органами власти, МЧС России, правоохранительными органами и администрацией Пермского края. Руководителем штаба назначен начальник Свердловской железной дороги Владимир Супрун.
Губернатор края Олег Чиркунов в момент аварии находился в Москве, поэтому первые его комментарии появились на страницах личного блога в интернете. Глава региона выдвинул свою версию случившегося. Сославшись на безымянных ученых, он предположил, что новый провал – это «сухое русло той подземной реки, которая заполняла основной провал».
Что имел в виду губернатор? Дело в том, что провалы в Березниках имеют достаточно богатую историю. Один из самых крупных городов Пермского края, в котором проживает более 150 тысяч человек, располагается над шахтными пустотами. Эти пустоты образовались в результате разработки калийных месторождений предприятием «Уралкалий». По данным двухлетней давности объем незаполненных пустот составлял 27,4 млн. куб. метров.
Осенью 2006 года на Березниковском калийном рудоуправлении №1 компании «Уралкалий» произошла авария, в результате чего в зоне оседания почвы оказался участок железнодорожного полотна в районе станции Березники. В 2007 году было принято решение о строительстве новой ветки в обход опасного участка. Завершилось оно только в конце 2009 года, до этого времени с большим трудом эксплуатировалась временная резервная дорога. Провал угрожал и близлежащим домам, из-за чего власти приняли решение переселить людей из опасной зоны в специально построенный район «Усольский».
В июле 2007 года в промышленной зоне Березников произошел новый обвал грунта. Размеры воронки составили 40 на 60 метров глубиной 15 метров. Причем размеры провала постоянно увеличиваются:
Есть ли связь между последним ЧП на железной дороге и аварией на «Уралкалии», сейчас устанавливают специалисты. «У ученых есть версия, что это карстовый провал, - заметил во время посещения Березников министр природных ресурсов РФ Юрий Трутнев. – Если это так, то, к сожалению, с этим явлением на территории Пермского края мы сталкиваемся достаточно часто». Чтобы выявить причины происшествия, принято решение провести глубинную сейсмическую разведку от провала на БКПРУ-1 до березниковского железнодорожного вокзала, а также электроразведку, которая может показать истинную картину.
«Она будет продлена практически от зоны воронки до железнодорожного вокзала, чтобы охватить всю зону, на которой составляются на сегодняшний день поезда, - пояснил журналистам глава города Сергей Дьяков. – Вот эта глубинная разведка полностью бы показала разрез этого района до шахтных выработок. И второе – будет проведена электроразведка. Она может показать водоперетоки в верхних слоях города».
Пока специалисты с осторожностью прогнозируют, как будет развиваться ситуация. «Предсказать образование карста крайне сложно, мы это знаем по опыту в Кунгуре. Если эти наши предположения подтвердятся, то скорей всего, образовавшаяся полость сильно не расширится, однако поблизости могут также возникать карсты. Я подчеркну – речь идет только о локальной территории, захватывающей окрестности станции. Те дополнительные исследования, которые сейчас организуются, как раз и призваны дать ответ на основной вопрос: что будет происходить на этой территории в обозримом будущем», - заявил вчера на заседании правительственной комиссии директор Горного института УрО РАН Александр Барях.
Пока же новый провал серьезно усложнил жизнь членов гаражного кооператива «Железнодорожник-1», чьи гаражи расположены в непосредственной близости от того места, где произошло проседание грунта. Согласно официальному уведомлению, им необходимо срочно освободить гаражи и вывести оттуда автотехнику. Комиссия по ЧС предупреждает: с 30 ноября доступ в район аварии будет закрыт для всех жителей города, включая владельцев гаражей.
- Существует ли реальная опасность для города и его жителей? С таким вопросом корреспондент «СП» обратилась к Александру Жигалину, специалисту по гепатогенным зонам института геологии РАН.
- Прямой опасности, думаю, не существует. Своевременно были приняты все необходимые меры, чтобы ситуация не вышла из-под контроля. Но, безусловно, ничего хорошего в том, что случилось в Березниках, нет.
«СП»: - Можно ли предотвратить подобные аварии?
- Они тем и неприятны, что сделать это довольно сложно. Без постоянного мониторинга, практически невозможно спрогнозировать, где и когда произойдет очередной просев грунта.
«СП»: - Это проблемы только Березников?
- Не только. О пустотах в промышленной зоне Березников известно давно. Ситуация уже многие годы отслеживается на уровне правительства. Понятно, что здесь она связана с добычей калийной соли, поскольку после ее выработки полости в дальнейшем заполняются подземными водами. Они в свою очередь размывают стенки шахты. Но подобные проблемы есть практически у всех городов, построенных на местах горных выработок. И не важно, что именно добывали – уголь или что-то еще.
«СП»: - А можно ли чем-то заполнить эти пустоты?- Увы, пока радикальных решений этой проблемы не придумали. Да и чем заполнить? Песком, цементом? В каких объемах? Даже трудно представить. Поэтому на сегодняшний день нам остается лишь внимательно отслеживать подобные процессы.