Разделы
- Главная страница
- Новости
- Краткий исторический экскурс
- Эра динозавров
- Гигантские растительноядные динозавры
- Устрашающие хищные динозавры
- Удивительные птиценогие динозавры
- Вооруженные рогами, шипами и панцирями
- Характерные признаки динозавров
- Загадка гибели динозавров
- Публикации
- Интересные ссылки
- Статьи
- Архив
Google засоряет Интернет
Google монополизировала, реорганизовала и коммерциализировала крупнейшую библиотеку в истории человечества. И без полного переосмысления путей организации уже накопленных знаний, количество информации, идущей от Google, будет иметь самые неприятные последствия.
Google изначально был задуман как некоммерческий поисковый движок. Двенадцать лет назад, в первых публично обнародованных документах с описанием технологии, ее изобретатели предупредили, что реклама наносит вред поисковой системе. «Мы полагаем, что поисковая система, построенная на рекламной модели, - писали Ларри Пейдж (Larry Page) и Сергей Брин, - изначально будет ближе к интересам рекламодателей, чем к нуждам потребителей».
И они резко осудили факты продаж первых мест в поисковых запросах, назвав это «очень коварным шагом». И это тот вид спорта, в котором Google теперь занимает первое место. Об этом рассуждает Мика Уайт (Micah White), журналист портала Guardian, а «Руформатор» представляет вашему вниманию перевод этой статьи.
Под управлением генерального директора Эрика Шмидта (Eric Schmidt) Google в настоящее время получает практически все свои деньги с помощью тех способов, которые его создатели раньше совершенно справедливо осуждали. После приобретения системы DoubleClick в 2007 году за $3,1 млрд, компания Google стала крупнейшей интернет-компанией в мире рекламы. С рекламных объявлений, присутствующих на 85% всех сайтов, Google получает свыше 98% доходов – и эти деньги идут исключительно с загрязняющей виртуальное пространство информации. Шмидт этим доволен, утверждая, что «мы – рекламная компания». В итоге Google стала не поисковой системой, а крупнейшим коммерческим предприятием Интернета.
Люди каждой эпохи уверены в том, что ее способы организации информации идеальны, и они освобождают от выполнения обязанностей основные системы, существовавшие до этого, по причине их ненужности. Академические Библиотеки США используют систему каталогизации XVII века, созданную Фрэнсисом Бэконом (Francis Bacon), для упорядочивания всех знаний. Но кто сегодня будет пытаться организовать Интернет таким же образом, всего лишь с помощью нескольких категорий? Целому поколению, натренированному в использовании Google, такой подход будет казаться устаревшим, нелогичным и вообще невозможным. Но современные поисковые системы, работающие с помощью индексации, а не каталогизации, также имеют существенные недостатки.
Триста лет назад Джонатан Свифт предвидел культурную опасность индексации в деле упорядочивания знаний человечества. Он считал, что индексация приведет к поверхностному мышлению. Свифт был прав: текущая ситуация приводит к мысли о том, что поисковые системы способствуют поверхностному восприятию, чтению «по диагонали» и легкомыслию. В то время как предметная классификация создает гармонию и воспитывает прозорливость в человеке, индексы дробят знания на фрагменты и делают людей попросту глупыми. Благодаря Google поверхностными знаниями заражено все наше общество, вся культура и вся цивилизация в целом.
Не Google изобрела эту систему. Эта честь принадлежит 500 монахам во главе с Хью Сент-Шерским (Hugh of St Cher), который составил указатель к первой редакции Библии в 1230 году. Не Google первой мечтала об индексации всех знаний человечества: Генри Уитли (Henry Whitley) пришла эта идея в 1902 году, это называлось «универсальный индекс». И не Google первой свалила в поисковый индекс кучу рекламы. А вот что Google действительно изобрела, так это ту степень коммерциализации, которая сделала упорядочивание знаний высокодоходным бизнесом.
Огромная библиотека, которой и является Интернет, наводнена таким количеством рекламы, что многие люди ее просто уже не замечают: верхняя строка рекламы, боковые баннеры в результатах поиска, реклама, находящаяся рядом с нашими письмами в Gmail, в нашем любимом блоге – рядом с репортажем о борьбе против корпораций. Как свидетельствует печальная реальность, большинство людей уже не могут увидеть разницу между контентом и рекламой, и этот барьер оказывает разрушающее влияние на культуру в целом.
Всепроникающая способность интернет-рекламы сдерживает полеты наших мыслей. Призывы Сенеки к скромной жизни окружены рекламной информацией. Притчи из жизни Иисуса – просто источник продажи бамбуковых пакетов. И сопоставление рекламы с мудростью нейтрализует действие последней. Мы находимся в ловушке, и неудивительно, что стало невозможным представить себе мир без культа «консьюмеризма», то есть постоянного потребления. Реклама искажает окно, сквозь которое мы смотрим на мир.
Не существует системы организации знаний, которая не несет в себе социальных, политических или культурных последствий. И невозможно существование полностью объективной системы. Но беда заключается в том, что сегодня это понимает все меньше и меньше людей. Мы выросли, почивая на лаврах исследователей. Нам попросту лень думать. Мы слишком доверяем одной компании, придаем слишком большое значение рекламному агентству, и единственный способ упорядочивания знаний для нас – автоматическое индексирование с помощью ключевых слов.
Опасность того, что рекламная компания управляет человеческими знаниями, слишком очевидна, чтобы ее игнорировать. Универсальный индекс – это наследие всего человечества, и он должен находится в коллективной собственности. Никакая корпорация или нация не имеет права приватизировать этот индекс, организовать его серийное производство, цензурировать его или торговать результатами поиска в погоне за наибольшей стоимостью первого места. У нас есть публичные библиотеки, и нам нужны публичные поисковые движки.
Теперь мы в ответе за то, чтобы реализовать мечту о некоммерческой организации Интернета. Тогда и только тогда человечество найдет ответы, как противостоять многочисленным кризисам, угрожающим нашему общему будущему.