Динозавры и история жизни на Земле

Статистика




Яндекс.Метрика




Через 300 лет в мегаполисах жить станет опасно

Специалисты из Университета штата Новый Южный Уэльс (Австралия) предсказывают, что через каких-то лет триста в мегаполисах Дели, Сидней, Рио-де-Жанейро и Москва станет так жарко и влажно, что дышать и жить там горожанам станет просто невозможно, они покинут эти каменные мешки и переберутся в деревню. Свои выводы они основывают на участившейся в последние годы катастрофической летней жаре - в 2003 году в Европе из-за аномальной температуры погибло свыше 4 тысяч человек, а этим летом в Москве смертность выросла в пять раз.

Так настрадал предсказамус

Конечно, читая про такие предсказания новоявленных Нострадамусов, в первую очередь вспоминается анекдот про Насреддина, взявшегося за деньги шаха научить своего осла через 15 лет говорить. Как известно, Насреддин отвечал сомневающимся, что через 15 лет кто-нибудь да умрет - либо он сам, либо шах, либо осел. И по понятным причинам австралийским ученым не грозит всеобщее осмеяние, если их предсказание не сбудется. Но тем не менее все же интересно, а что действительно может ожидать города и их население лет так через триста? Не стоит ли уже сейчас позаботиться о будущем своих праправнуков и прикупить кусочек земли в дальнем Подмосковье?

Будет тепло и холодно

Руководитель исследования доктор Стивен Шервуд, видите ли, поражен, что города обезлюдеют так "скоро" - через 300 лет. Нетрудно догадаться, что свои предсказания он сделал на основании экстраполяции в будущее сегодняшней ситуации с глобальным потеплением и даже назвал свой сценарий "термогеддоном". Да, за последние 100 лет температура атмосферы повысилась, по различным данным, на 0,6-1,5 градуса Цельсия. И это очень много, а если так пойдет и дальше, то через 300 лет повышение температуры составит от 7 до 11 градусов. Это катастрофа, но не только для городского населения. Прежде всего при этом растают льды Антарктиды и Гренландии и будут затоплены Нью-Йорк, Санкт-Петербург, Амстердам, да и вообще все приморские города - а это добрая половина всех городов Земли. Растает вечная мерзлота, и ухнут в пропасть стоящие на них города нашей Сибири. Полопаются нефтепроводы и газопроводы, а Сахара займет всю Африку. На этом фоне бегство горожан в деревню покажется просто мелочью.

Однако посмотрим на разброс градусов. Не будем обсуждать, на 7 или 11 градусов потеплеет в 2300 году, - этого не знает даже многомудрый доктор Шервуд. Но вот различия между 0,6 и 1,5 градуса уже заставляют усомниться и в измерениях климатологов, и в их экстраполяциях. Это ведь очень большие различия! Похоже, что точными данными современная климатология совершенно не обладает. Мало того, далеко не все ученые согласны с парниковой теорией глобального потепления, т.е. с тем, что промышленностьвыбрасывает в атмосферу все больше и больше углекислого газа, работающего, как стекло в теплице, и нагревающего Землю. Противником этой теории является, например, член-корреспондент РАН Андрей Капица. Он считает, что "это совершенно неправильная и ненаучная теория. Целый ряд ученых выступает против теории изменения климата под влиянием выбросов углекислого газа в результате человеческой деятельности. Доля ее фактически очень мала по сравнению с теми основными процессами, которые влияют на климат". И продолжает: "Петицию бывшего президента Американской академии наук Фредерика Зейтца президенту США, в которой он призывает отказаться от Киотского протокола, подписали 16 тысяч ученых". Киотский протокол как раз требует сократить выбросы СО2 - а получается, стоит ли овчинка выделки?

А почему же тогда теплеет? Точного ответа сейчас наука не имеет. То ли это изменение солнечной активности, то ли изменение положения земной оси, то ли еще что-то, но явно природное. К тому же теплело и холодало на Земле уже не раз. Было очень тепло в начале прошлого тысячелетия, когда викинги заселили плодородную и комфортную для жизни "зеленую землю" - Гренландию. А в середине тысячелетия сбежали оттуда из-за наступившего малого ледникового периода. Того самого, когда на льду голландских каналов катались на коньках персонажи картин Брейгеля. А сейчас каналы опять не замерзают.

Будущее городов

К проблеме будущего городов можно подойти и с другой стороны, посмотрев на преимущества и недостатки городской жизни. Они известны и очевидны. Конечно, не от хорошей жизни в американские, французские, немецкие и российские города сейчас бегут мексиканцы, арабы, турки и таджики. Здесь есть работа, здесь тепло даже зимой в любом подвале, здесь можно даже ничего не делать, а попрошайничать, воровать и жить припеваючи (до срока). Так что с этой точки зрения у городов прекрасное будущее, по качеству жизни сегодняшний таджик в Ферганской долине живет примерно так же, как москвич 300 лет назад. И на следующие 300 лет "понаехавшему" к нам таджику Москвы хватит, и никуда он отсюда не поедет. Наоборот, приедут другие таджики. Или китайцы.

А вот москвич как раз уже начал перебираться за МКАД. И дело не в том, что в Москве стало слишком жарко и влажно, хотя городской климат, конечно, не подарок. В больших городах - большие деньги, но и большие проблемы, а цивилизованные горожане уже начали ценить не только деньги, но и отсутствие проблем. Начался дауншифтинг ("сдвиг вниз"), и образованные граждане сознательно отказываются от карьеры и уезжают - кто в Гоа, а кто и просто на Волгу.

Насчет будущего? Руководитель архитектурной мастерской Андрей Дубинин говорит, что отношение к городской застройке в разных странах разное. Например, весь север Израиля представляет собой конгломерат из десятков маленьких городов. Нью-Йорк - это город небоскребов в центре и огромная по площади малоэтажная застройка. Может быть, только Москва представляет собой город в том смысле, который использует доктор Шервуд - многоэтажные дома по всей площади, от Кремля до Бутова и Жулебина. Это ненормально. А чтобы сказать, что будет с городами в будущем, надо посмотреть на страны, только развивающие свое городское строительство. И вывод будет такой: скорее всего города останутся, но будут небольшими и одинаково экономически значимыми в масштабах страны.