Разделы
- Главная страница
- Новости
- Краткий исторический экскурс
- Эра динозавров
- Гигантские растительноядные динозавры
- Устрашающие хищные динозавры
- Удивительные птиценогие динозавры
- Вооруженные рогами, шипами и панцирями
- Характерные признаки динозавров
- Загадка гибели динозавров
- Публикации
- Интересные ссылки
- Статьи
- Архив
Растет разрыв между исследованиями и коммерциалицией
После распада СССР Россия и русская наука оказались в западне переходного периода. В связи с тотальной переориентацией стратегии развития, а также приватизацией наукоемких предприятий, произошел разрыв хозяйственных связей, который затронул и сферу научных знаний. К таким результатам привела политика «перестройки», проводимая под руководством Горбачева.
В 1991-1992 годах были спешно проведены либеральные реформы или так называемая «шоковая терапия». Ход рыночной реформы особенно болезненно сказался на состоянии научно-технической сферы. В результате этих разрушительных процессов произошла пресловутая «утечка мозгов», массовый выезд ученных в поисках лучших условий для жизни и труда. Сегодня информационное пространство богато сообщениями о том, что выезд интеллектуального капитала приостановился, а понятие «утечка мозгов» уходит в прошлое. Безусловно, массовый выезд научных кадров сократился, но все еще продолжается и это по-прежнему наносит невосполнимый ущерб экономике.
Также необходимо понимать, что Запад, в частности США, заполучив 25-30 тысяч лучших российских ученых, покрыл тем самым потребность в научных кадрах на ближайшие годы, ведь закон предельной производительности никто не отменял. Соответственно, былая востребованность наших ученых на Западе сегодня не так актуальна как лет 15 назад. До сих пор количественные оценки масштабов постсоветской утечки умов остаются дискуссионными. Можно предположить, что если бы страны, в которые уехали наши ученые кадры за последние 30 лет, платили бы сами за обучение своих специалистов, а не пользовались плодами бесплатного советского образования, то им бы это обошлось в сотни миллиардов долларов, ну а уж если прикинуть какова финансовая результативность работы наших лучших ученных, то, наверное, плохо станет.
Точных цифр тут не найти, да и доказывать ничего не надо, но очевидно, что доля правды в таком мнении есть, причем большая. Главной причиной для подавляющего большинства (90%) уехавших жить и работать за границу является низкая оплата труда ученых на Родине. Хотя, наверное, будет немного несправедливо сказать, что проблема внезапно появилась после распада СССР. Негативный процесс начался после внедрения хрущевско-брежневской уравниловки, когда, к примеру, зарплата водителя автобуса и молодого ученного были, мягко говоря, сопоставимы, при этом вклад был абсолютно разный (в том плане, что это не конкурирующие группы, водитель автобуса конечно тоже молодец). Таким образом, была уничтожена сталинская система поощрений и привилегий. Ведь если ты конструируешь и запускаешь ракеты в космос, то, заслуживаешь большего. Однако перестройка «доуровняла» и первого и второго до полного ничтожества. К настоящему времени зарплата ученных возросла, однако остается недостаточной для обеспечения притока молодежи в масштабах, необходимых для восполнения образовавшегося разрыва поколений. Да и не только в деньгах дело, многие, несмотря на материальные трудности продолжили работу в России. Есть глобальные проблемы. Удельный вес инновационно активных предприятий в России в последние три года находится на уровне 9%, что значительно ниже, чем не только в странах ОЭСР (там этот показатель составляет около 60%), но и в странах Восточной Европы (Румыния - 28%, Словения - 32%, Польша - 38%). Более серьезной в то же время становится другая проблема, проблема воспроизводства научных знаний. Многие институты были ликвидированы в связи с тем, что упал интерес государства к некоторым специфическим отраслям. И уже сейчас, например, российские вооруженные силы вынуждены закупать броневую сталь за границей. На нужды такого направления необходимы достижения целых научных институтов и учебных заведений для подготовки соответствующих кадров. Многие важные специальности просто исчезают. В целом Россия теряет свою инженерную школу, ее богатый опыт двух столетий. В то же время очень медленно идет процесс формирования отечественных информационных технологий. Молодые специалисты этой области также предпочитают покидать Россию в свете более выгодных предложений от таких крупных компаний, как Microsoft, IBM, Apple и т.д. Губительной является реформа образования, которая фактически направлена на упразднение системы образования в целом. На заседании Госсовета в августе 2010 г., вице-премьер РФ Сергей Иванов заявил, что число училищ и техникумов в России нужно увеличивать, а вот число вузов - сокращать.
Безусловно, число техникумов должно расти, однако не за счет сокращения вузов. Такая система образования будет лишь поставщиком кадров для обслуживания сырьевой экономики. Без развития фундаментальной науки и соответствующей системы образования, России успехов не достигнуть. Даже Дмитрий Медведев на встрече с руководством Российской академии наук и представителями научного сообщества признал, что в сфере внедрения инноваций в России ничего существенного не происходит, успехов нет."Каких-то вдохновляющих успехов, если говорить откровенно, не добились", - признал президент, посетовав на то, что проба различных рецептов, создание диковинных организационно-правовых форм, принятие новых законов не принесли результата в виде создания основ инновационной экономики. "У нас, конечно, много прекрасных исследований и блестящих открытий. Но тот разрыв, который существовал между стадией исследовательских работ и их коммерциализацией, их внедрением в прикладную сферу, он, к сожалению, пока остается"...ну так к чему мы пришли в итоге?