Динозавры и история жизни на Земле

Статистика




Яндекс.Метрика




"Национальная" операционная система в разработке

Москва. Российское правительство признало, что оно выделяет 5 миллионов долларов на разработку «национальной» операционной системы, основанной на общедоступной платформе Linux OS.

Это попытка освободить государственные компьютеры от операционной системы Windows OS компании Microsoft, а также от программного обеспечения других правообладателей, что делается, как было заявлено, в целях экономии денежных средств, улучшения безопасности, а также сокращения зависимости от такого гиганта среди производителей программных продуктов как Microsoft.

Проблема, однако, состоит в том, что никто еще не видел новую операционную систему, а некоторые эксперты совершенно не понимают, зачем она вообще нужна.

«Это очень деликатный вопрос, - отмечает Виктор Цыганков – аналитик российского отделения консалтинговой компании в области информационных технологий International Data Corporation. – Я не совсем понимаю, как можно сделать национальную операционную систему на основе Linux. Linux не является российской разработкой. И почему мы не можем использовать существующие системы Linux? Они стабильны и прекрасно работают. По моему мнению, в этом нет никакой необходимости».

Российское министерство связи и массовых коммуникаций три года назад издало распоряжение, которое, как предполагается, должно вступить в силу до конца этого года.

Само распоряжение, однако, оставалось почти незамеченным для общественности до этой недели, когда российские газеты сообщили о том, что московского преподавателя по информатике Владимира Сорокина вынудили уйти с работы после того, как он написал письмо российскому президенту Дмитрию Медведеву и пожаловался на то, что его начальники все еще заставляют его обращаться к таким обучающим программам, которые требуют использования продуктов Microsoft.

Господин Сорокин, представляющий себя как эксперт по Linux, в пятницу по телефону сообщил о том, что он написал господину Медведеву по причине растущей озабоченности в связи с отсутствием какого бы то ни было прогресса в предоставлении и установке бесплатного программного обеспечения в школьных компьютерах.

«Мы вынуждены готовить школьников к экзаменам, обращаясь к Windows и к другим продуктам с закрытыми кодами, хотя существует четкое распоряжение государства о том, что мы в 2011 году должны использовать только бесплатные программные продукты», говорит он. «Я написал Медведеву, так как я вспомнил о его речи, произнесенной несколько лет назад, в которой он сказал, что Россия, если она не разработает независимое программное обеспечение, будет уязвимой во всех других областях. Это действительно произвело на меня сильное впечатление».

Пиратские программы

Сорокин считает, что большинство московских школ использовали пиратский «софт», пока три года назад не было объявлено о реализации государственной программы. В качестве временной меры московские власти приобрели лицензии на использование Windows и других программ для школьных компьютеров сроком на три года, подчеркивает он.

«Если наши компьютеры должны быть с легальным программным обеспечением, то нам необходимы бесплатные операционные системы, - добавил он. – Мы должны быть готовы к 31 декабря, однако пока нет никаких материалов и не проводится никакой подготовки. Большинство отчетов учителей делается в формате Windows».

Сорокин также сообщил, что его заставили уйти с работы чиновники в сфере образования после того, как он написал письму Медведеву. Однако в пятницу московская деловая газета «Ведомости» написала об этом конфликте, а директор школы № 572 сообщил по телефону, что преподаватель по информатике может быть восстановлен на работе.

«Мне предложили другую работу – учить учителей», говорит Сорокин.

Российское правительство предприняло меры для осуществления контроля над свободным Интернетом, а российская Дума недавно одобрила законопроект, существенным образом расширяющий полномочия секретной службы ФСБ, однако эксперты говорят о том, что они не видят никакого измерения безопасности в возникшей шумихе по поводу операционных систем.

«Нет никакой логики в переводе государственных компьютеров на альтернативную платформу Linux, - говорит московский консультант в области IT технологий Алексей Лукацкий. – Эта инициатива была представлена как способ сократить затраты, а также снизить зависимость от американских производителей программного обеспечения».

Слежка в Интернете

Согласно принятыми десять лет назад законами, российские спецслужбы уже реализуют масштабную программу, известную как СОРМ-2, в соответствии с которой все российские Интернет-провайдеры должны установить специальные устройства, позволяющие ФСБ копировать и хранить каждый бит информации – включая электронную почту и активность в Интернете, - проходящий через расположенные в России серверы.

Компанию Microsoft недавно обвинили в том, что она помогает российским властям в некоторых случаях, связанных с судебным преследованием неправительственных организаций и независимых журналистов за то, что они якобы используют пиратский «софт». Когда об этом стало известно в прошлом месяце, Microsoft быстро сообщила о том, что она предоставляет лицензии на использование программного обеспечения всем небольшим российским группам, которые могут подвергаться преследованиям по политическим мотивам.

Тем временем место существования «национальной» операционной системы остается загадкой для большинства российских учителей и компьютерных экспертов.

«Проблемы только начинаются, - подчеркивает заместитель директора одного из московских центров компьютерного образования Александр Драхлер. – Если они хотят заставить школьников прекратить использовать Windows и перейти на Linux, то в результате получится полная неразбериха. К тому же большинство официальных программ не могут работать под Linux. Те школьники, которые пользуются программными продуктами Windows дома, не будут иметь совместимости с тем, чем они занимаются в школе. Это прекрасно – преподавать операционную системы Linux, по не надо перестраивать под нее каждый компьютер», говорит он.

«Если они хотят это сделать, то государство должно разработать качественный продукт, и достаточно быстро, а также подготовить учителей к работе с новым программным обеспечением, - добавляет он. – Но ничего этого не делается».