Разделы
- Главная страница
- Новости
- Краткий исторический экскурс
- Эра динозавров
- Гигантские растительноядные динозавры
- Устрашающие хищные динозавры
- Удивительные птиценогие динозавры
- Вооруженные рогами, шипами и панцирями
- Характерные признаки динозавров
- Загадка гибели динозавров
- Публикации
- Интересные ссылки
- Статьи
- Архив
Приближается юбилей "черного дня космонавтики"
24 октября 2010 года исполняется 50 лет со дня страшной трагедии в истории освоения космического пространства - в этот день в 1960 году на Байконуре (в то время – Тюра-Там) взрыв ракеты унес жизни 126 человек.
Спустя 50 лет после этой трагедии на Байконуре мы чтим память людей, чьи жизни были отданы космосу.
И не только мы, соотечественники погибших, вспоминаем и поминаем первые жертвы освоения космоса и говорим об этом черном дне… Катастрофа «Колумбии» произошла через несколько десятилетий - 1 февраля 2003 года, уже в 21-м веке, но человечество не забудет эти и другие жертвы, положенные на алтарь освоения космического пространства.
Впрочем, это далеко не полный список трагических событий космонавтики… За историю пилотируемых космических полетов погиб 21 человек - 17 американских астронавтов и 4 советских космонавта.
И сегодня освоение космоса связано с риском. Космос – агрессивная среда для человека, а значит, космонавт всегда рискует, нередко ценой собственной жизни. Космонавт (астронавт) еще долго будет являться испытателем нового. В агрессивной космической среде отсутствуют атмосфера и крылья, соответственно нет права на ошибку. Космические корабли и аппараты постоянно модернизируются (на смену устаревшим изделиям приходят новые, закрываются одни космические программы, стартуют другие), но люди космоса продолжают рисковать порой собственной жизнью ради человечества.
Как это было 24 октября 1960 года
«Получив строго секретную информацию из московских, источников, Королев сообщил только своим заместителям, что на янгелевской 41-й стартовой площадке при подготовке ракеты Р-16 произошел пожар и взрыв. Есть человеческие жертвы. Сколько и кто - пока неизвестно. Уже образована правительственная комиссия, председатель - сам Брежнев».(Здесь и далее – выдержки из книги Б.Е.Чертока «Ракеты и люди»)
Так академик Б.Е.Черток начинает рассказ о катастрофе, случившейся 24 октября 1960 года на Байконуре (а в то время – Тюра-Таме). Эта трагедия унесла жизни 126 человек: испытателей, разработчиков и самого главнокомандующего Ракетными войсками стратегического назначения Митрофана Ивановича Неделина. Она до сих пор считается самой страшной в истории освоения космического пространства.
«Первая ракета Р-16, именуемая "изделие 8К64", не покидая стартовой площадки, уничтожила больше людей, чем погибало в среднем в Лондоне при попадании десяти боевых ракет Фау-2 во время второй мировой войны».
Люди погибли в страшных муках, фактически сгорели заживо, но страна и весь остальной мир практически ничего не узнали о той страшной трагедии и ее героях-жертвах.
Межконтинентальная ракета на высококипящих компонентах топлива создавалась конструкторским бюро «Южное» во главе с главным конструктором М. К. Янгелем. Впоследствии она получила обозначение Р-16. Для разработки двигателей и систем ракеты, а также наземной и шахтной стартовых позиций были привлечены конструкторские коллективы, возглавляемые В. П. Глушко, В. И. Кузнецовым, Б.М Коноплевым и др. Необходимость разработки этой ракеты определялась низкими тактико-техническими и эксплуатационными характеристиками первой советской МБР Р-7.
«Ракета Р-16 по срокам начала летных испытаний вырвалась вперед. Создавалась она в темпе, под лозунгом "Догнать и перегнать Королева". Командование Ракетными войсками стратегического назначения и сам главнокомандующий Главный маршал артиллерии Неделин поддерживали Янгеля. Наличие альтернативных вариантов позволяло провести объективное сравнение реальных эксплуатационных характеристик. Аппарат военной приемки завода "Южмаш" очень либерально относился к отступлениям от строгих правил наземной отработки, допускавшимся в угоду сокращения сроков».
На этих словах академика Чертока мы поставим точку в описании катастрофы, случившейся 24 октября 1960 года… И запятую в нашем повествовании.
На Байконуре считают мистическим совпадением то, что случилось через три года после взрыва на площадке 41. 24 октября 1963 года на космодроме в одной из боевых шахт ракеты Р-9 произошёл пожар, стоивший жизни семи военным испытателям.
С тех пор 24 октября считается «черным» днем в космонавтике.
В этот день принято вспоминать тех, кто пожертвовал всем, даже жизнью, для того чтобы человечество могло продолжить покорение космоса.
Свои жертвы космос забирал на протяжении 50 лет, и это были не только жизни испытателей космической техники, но и жизни покорителей космоса.
Очередной счет жертвам освоения космоса был зафиксирован 27 января 1967 г. В этот день во время проведения наземных испытаний на стартовой площадке сгорел корабль Apollo 1, в котором в это время находился экипаж из трех человек: Вирджила Гриссома (Virgil Grissom), Эдварда Уайта (Edward White) и Роджера Чаффи (Roger Chaffee). Авария произошла из-за короткого замыкания в одном из приборов корабля, огонь мгновенно охватил кабину, так как атмосфера в ней состояла почти из чистого кислорода. Из-за этой катастрофы реализация программы полетов на кораблях Apollo была приостановлена почти на полтора года.
24 апреля 1967 г. разбился советский космический корабль «Союз 1». На его борту погиб космонавт Владимир Комаров. «Союз 1» стартовал 23 апреля.
29 июня 1971 г. после 24-дневного полета на орбитальную станцию «Салют» совершил мягкую посадку корабль «Союз 11» с тремя космонавтами на борту – Георгием Добровольским, Владиславом Волковым и Виктором Пацаевым. Когда спасатели открыли люк, оказалось, что все космонавты мертвы. Как выяснилось, во время спуска на большой высоте произошла разгерметизация корабля, что и стало причиной смерти космонавтов, которые были без скафандров. Тогда вместимость спускаемой капсулы корабля «Союз» была такова, что туда в скафандрах могли поместиться только два космонавта. Потом размер корабля «Союз» был увеличен и с тех пор космонавты при взлете и посадке всегда находятся в герметичных скафандрах.
28 января 1986 г. на 73 секунде полета из-за негерметичности уплотнителя одного из твердотопливных ускорителей произошел взрыв «шаттла» Challenger, и вместе с ним погибли все 7 астронавтов – Фрэнсис Скоби (Francis Scobee), Майкл Смит (Michael Smith), Рональд Макнейр (Ronald McNair), Эллисон Онизука (Ellison Onizuka), Грегори Джарвис (Gregory Jarvis), Джудит Резник (Judith Resnik) и Криста Маколифф (Christa McAuliffe) – школьная учительница, которая стала первым в истории NASA гражданским членом экипажа «шаттла». Последовавшее расследование выявило в «шаттлах» множество потенциально уязвимых мест. Так что следующий запуск космического челнока состоялся только 29 сентября 1988 г.
В катастрофе, которую во время посадки потерпел «шаттл» «Колумбия» , возвращавшийся из 16-дневного космического полета, погибли 7 астронавтов: командир Рик Хазбенд (Rick Husband), пилот Уильям Маккул (William McCool) и специалисты миссии Майкл Андерсон (Michael Anderson), Дэвид Браун (David Brown), Калпана Чаула (Kalpana Chawla), Лорел Кларк (Laurel Clark) и первый израильский астронавт Илан Рамон (Ilan Ramon).