Динозавры и история жизни на Земле

Статистика




Яндекс.Метрика




Не спешит ли Минобороны с принятием на вооружение новой МБР?

7 октября 2010 года с борта атомной субмарины «Дмитрий Донской» из подводного положения был произведен 13-й по счету испытательный запуск межконтинентальной баллистической ракеты «Булава». Она стартовала из акватории Белого моря и успешно поразила условные цели на полигоне Кура на Камчатке. На текущий год запланированы еще два старта этих МБР, дата проведения которых пока неизвестна.

Пуски «Булавы» в 2010 году, замороженные на 10 месяцев после неудачи 9 декабря 2009 года, регулярно откладывались. Изначально их возобновление планировалось на весну 2010-го, но затем они были отложены из-за необходимости провести тщательный контроль сборки ракет для выявления возможных производственных и инженерных ошибок. В конце июля в Минобороны РФ сообщили, что МБР стартует в середине августа 2010 года, однако потом испытания вновь перенесли на более поздний срок. На сей раз причиной стали лесные пожары и как следствие высокая задымленность воздуха, которая могла бы помешать визуальному слежению за полетом ракеты.

АПЛ «Дмитрий Донской» проекта 941 «Акула» вышла в Белое море для продолжения испытаний «Булавы» в ночь на 6 октября. Изначально пуск планировалось провести до 10-го числа, однако позже дату уточнили и назначили на 7 октября. Случайность это или точный расчет, но очередную апробацию ракеты, оказавшуюся успешной, военное ведомство подгадало ко дню рождения премьер-министра России Владимира Путина.

СДЕЛАЛИ ЧТО МОГЛИ

Очередному пуску «Булавы» предшествовали долгие 10 месяцев подготовки, на протяжении которых досконально проверялось качество изготовления перспективной МБР. По словам министра обороны Анатолия Сердюкова, это было нужно для того, чтобы собрать три идентичные ракеты, старт которых запланирован на 2010 год. Одна из них уже выполнила задачу 7 октября, вторая, как ожидается, полетит в конце октября, о времени испытания третьей ракеты пока ничего не известно.

Итак, всего на сегодня состоялось 13 запусков «Булавы», только шесть из которых были признаны успешными. При этом 13-е по счету испытание МБР оказалось первым в 2010 году, а ему предшествовала длинная череда неудач. В последний раз ракета благополучно достигла камчатского полигона 28 ноября 2008 года. Этот пуск (девятый) военные назвали, безусловно, успешным, поскольку «Булава» не только долетела до Куры, но и поразила там все предназначенные для нее цели.

В ходе семи неудачных запусков сбой каждый раз происходил в новом узле ракеты. Эта «плавающая» неполадка породила множество предположений. В частности, высказывалось мнение, что трудности «Булавы» связаны с ошибками, допущенными при проектировании: работы над ракетой в 1997 году были переданы не Миасскому КБ имени Макеева, специализирующемуся на разработке ракетного вооружения морского базирования, а Московскому институту теплотехники (МИТ), ранее создавшему сухопутную МБР «Тополь-М». Говорилось и о том, что провалы «Булавы» связаны с тем, что МИТ поторопился завершить стендовые испытания ракеты (состоялся всего один ее стендовый запуск), перенеся их на подводную лодку.

Другая версия, озвученная рядом российских чиновников, гласила, что при изготовлении ракеты регулярно допускается брак, чем и объясняются «плавающие» неполадки. Более детальный ответ на вопрос, кто сглазил «Булаву», весной 2010 года дал тогда еще главный конструктор ракеты Юрий Соломонов, бывший руководитель Московского института теплотехники. По его словам, неудачные запуски ракеты связаны с отсутствием в стране необходимых для ее создания материалов, а также с производственным браком и недостаточным контролем качества на всех этапах изготовления. В свою очередь причиной этого могли послужить губительные 90-е годы, в течение которых многие специалисты или переменили род занятий, или ушли на пенсию.

Не следует также забывать и про коррупционную составляющую. В конце сентября 2010 года суд в Брянске приговорил к двум годам лишения свободы условно двух бывших сотрудников некоего завода, из-за которых техника, предназначенная для Вооруженных Сил, комплектовалась гражданской, а не военной электроникой. Ни имена осужденных, ни название предприятия не были озвучены, однако «Российская газета» сообщала, что этот завод выпускает электронику и для ракет «Булава». Он собирает как гражданские, так и военные микросхемы. Все изделия внешне практически неотличимы. Однако вторые обладают более высокой надежностью, а значит, и стоят значительно дороже.

В конце июля 2010 года версию производственного брака подтвердила государственная комиссия, занимавшаяся изучением неудачного пуска «Булавы», который состоялся 9 декабря 2009 года. Тогда ракета раскрасила небо над норвежским Тромсе невиданным до тех пор фейерверком - в ходе полета раздвижное сопло «Булавы» между первой и второй ступенью не сумело выйти в штатное положение. Виной тому была не инженерная ошибка, а именно производственный брак - в ходе предыдущих полетов ракеты сопло выдвигалось так, как и задумывалось проектировщиками. Для борьбы с бракоделами Министерство обороны не только провело обстоятельную проверку предприятий, привлеченных к изготовлению МБР, но и пригрозило пересмотреть всю схему ее создания.

Так, в середине сентября 2010 года Анатолий Сердюков заявил, что если неудачные пуски «Булавы» продолжатся, будет полностью изменена система производства и контроля качества сборки ракет. Какие конкретно предусмотрены изменения, министр обороны не рассказал. Не исключено, что имелись в виду как кадровые перестановки внутри команды, занятой в проекте, так и полная смена всех предприятий, занимающихся изготовлением тестовых ракет. В настоящее время «Булава» производится на заводе в Воткинске, там же, где и «Тополя». Спустя несколько дней после заявления главы военного ведомства стало известно, что Юрий Соломонов лишился поста главного конструктора ракеты и возглавил подразделение Московского института теплотехники, занимающееся разработкой наземных ракет. Главным конструктором «Булавы» назначен Александр Суходольский.

ПРЕДСТОЯЩИЕ ИСПЫТАНИЯ

Видимо, угроза Анатолия Сердюкова и все предыдущие усилия по контролю качества сборки возымели требуемый эффект. Во всяком случае, по данным Министерства обороны России, запуск, осуществленный 7 октября 2010 года, прошел полностью в штатном режиме и все боеголовки прибыли на место назначения на полигоне Кура. Если исходить из предположения, что под контролем военного ведомства действительно были созданы три идентичные «Булавы», то и последующие два запуска также должны увенчаться успехом. В этом случае можно будет уверенно считать, что специалисты обнаружили «проклятие» ракеты-неудачницы. Удастся ли от него избавиться, это уже другой вопрос.

Пока же по плану второй в 2010 году пуск «Булавы» состоится также в акватории Белого моря. Ракета стартует с АПЛ «Дмитрий Донской», и если полет окажется успешным, третий запуск пройдет со стратегической атомной подводной лодки «Юрий Долгорукий» проекта 955 «Борей». Она является штатным носителем перспективного вооружения и уже прошла все заводские испытания. По факту этот третий, несомненно, самый важный пуск «Булавы» станет не только апробацией МБР, но и экзаменом на боевое применение самой субмарины. Ведь в этом случае будут проверяться и эффективность, и точность взаимодействия ракеты и систем вооружения АПЛ.

Между тем в Минобороны не замедлили высказать вполне оптимистические предположения относительно ближайшего будущего «Булавы». Так, вскоре после 13-го запуска ракеты начальник Генерального штаба Николай Макаров доложил об успехе президенту Дмитрию Медведеву, после чего было объявлено, что необходимо провести еще два испытания МБР и ее можно принимать на вооружение. А в Главном штабе Военно-морского флота даже уточнили: это произойдет в середине 2011 года, если все пуски «Булавы» в 2010-м окончатся благополучно. Примерно тогда же в состав ВМФ РФ будет включен «Юрий Долгорукий».

Следует отметить, что эти выводы кажутся пока преждевременными. По-видимому, для того чтобы можно было говорить о благополучном завершении программы, нужно провести гораздо больше удачных запусков «Булавы», чтобы их число значительно превысило количество неудачных. Иначе по логике военных ракету следовало принять на вооружение еще пять лет назад - три успешных подряд испытания состоялись 23 сентября 2004 года, 27 сентября и 21 декабря 2005-го. Однако вскоре после этого наступила черная полоса - три провала кряду в 2006-м. Учитывая новизну большинства компонентов ракеты и саму ее конструкцию, от поспешного решения судьбы «Булавы» лучше пока воздержаться.

ВЫХОДА НЕТ

Следует отметить, что достоверной информации о технических характеристиках ракеты пока немного. Она является трехступенчатой, причем все три ступени твердотопливные. «Булава» спроектирована таким образом, что ее запуск производится в наклонной плоскости, это позволяет МБР стартовать под водой с борта движущейся подводной лодки. Ракета несет от шести до десяти ядерных блоков мощностью по 150 килотонн и общей массой до 1,15 тонны. Любопытно, что все боевые блоки будут способны маневрировать по рысканию и тангажу. Совместно с «рыщущей» третьей ступенью эта особенность повысит шансы «Булавы» преодолеть систему противоракетной обороны вероятного противника. Дальность полета МБР составляет около восьми тысяч километров.

В перспективе «Булава» должна стать основным вооружением стратегических АПЛ проекта 955/955А/955У «Борей», каждая из которых будет нести от 16 до 20 ракет. В частности, «Юрий Долгорукий» оборудован 16 ракетными шахтами. Атомные подводные ракетоносцы проекта «Борей» имеют водоизмещение 24 тысячи тонн и способны погружаться на глубину до 450 метров. Подлодки могут развивать скорость до 29 узлов. Помимо ракетных шахт для Р-30 субмарины получат шесть торпедных аппаратов. В настоящее время в разной степени готовности на судостроительном предприятии Севмаш находятся подлодки «Владимир Мономах», «Александр Невский» и «Святитель Николай».

И атомные подводные лодки, и новые ракеты станут самым важным элементом ядерной триады России. Считается, что принятие «Булавы» и подлодок проекта «Борей» на вооружение скорректирует нарушившийся баланс сил в российской ядерной триаде, а также выведет морской компонент стратегических сил на новый уровень. Это будет обеспечено принципиально новой конструкцией «Булавы» и ее возможностями, а также возможностями атомных подводных лодок четвертого поколения.

В конце 2009 года вице-премьер Сергей Иванов заявил, что свыше 40% оборонного бюджета России ежегодно тратится на Военно-морской флот. Все просто. Автономность плавания атомных субмарин ограничена лишь выносливостью экипажа и запасом провизии. Кроме того, важным качеством подлодок является скрытность. Таким образом, стратегические АПЛ имеют возможность незаметно доставлять ядерное оружие практически в любую точку Мирового океана. При этом подлодку крайне сложно обнаружить вплоть до самого момента запуска ракеты.

Вместе с тем неудачи «Булавы», если они продолжатся, вновь поставят под угрозу проект «Борей». В конце 2009 года ряд российских СМИ сообщал, что программа строительства АПЛ этого проекта может быть заморожена, а то и закрыта полностью. Впрочем, распространившиеся слухи вскоре развеяло Министерство обороны России, которое, однако, не подтвердило и не опровергло информацию о возможной приостановке реализации «Борея». А ведь в ожидании, когда «Булаву» примут на вооружение, сами субмарины моложе не становятся. Вдобавок отказаться от «Борея» возможности уже нет - слишком много средств ушло на создание подлодок, одна из которых завершила все испытания и готовится к проведению запуска «Булавы».

В прошлом году некоторые эксперты высказывали мнение, что России следует отказаться от планов по «Булаве», а построенные подлодки проекта 955 переоборудовать под уже существующие ракеты, например под РСМ-54 «Синева». В частности, заявлялось, что эта ракета уже состоит на вооружении, проверена многочисленными испытательными запусками, способна доставлять боевые блоки на расстояние до 8,3 тысячи километров и нести до восьми боеголовок. Правда, при этом не бралось в расчет, что замена ракетных шахт на подводных лодках - дело трудоемкое и очень дорогостоящее. К тому же «Синева» значительно больше «Булавы» по габаритам и является уязвимой для перспективной многослойной системы противоракетной обороны. Такая система, например, сегодня формируется США при содействии НАТО.

Не следует также забывать о том, что успешные испытания «Булавы» являются своего рода вопросом престижа для Московского института теплотехники, прежде занимавшегося созданием лишь наземных ракет. Изначально проект «Булавы» предусматривал высокую степень унификации с сухопутными межконтинентальными баллистическими ракетами «Тополь-М» и РС-24 «Ярс». В настоящее время степень унификации ракет значительно снижена, однако некоторые общие элементы у них все же есть. Например, у этих ракет, выпускаемых на одном и том же заводе в Воткинске, платформы разведения боевых блоков практически идентичны. Таким образом, фактически последующие неудачные пуски «Булавы» могут повредить репутации «Тополей» и «Ярсов». По этой причине Московский институт теплотехники не менее Министерства обороны должен быть заинтересован в тщательном контроле качества собираемых в Воткинске ракет.

С одной стороны, понять неудачи «Булавы» можно - ведь при создании ракеты Московский институт теплотехники решил отказаться от классических схем построения жидкотопливных ракет для подводных лодок. «Булава» - ракета твердотопливная, более компактная, чем та же «Синева». Кроме того, по оценке института, ракета обладает более низким профилем полета и способна неожиданно и резко менять траекторию полета для преодоления противоракетного щита противника. По утверждению Соломонова, она также устойчива к факторам ядерного взрыва и воздействию лазерного оружия. К слову, лазерный компонент противоракетной обороны уже несколько лет создается в США и даже были проведены его испытания. Впрочем, эффективность лазерного оружия против стратегических ракет находится под вопросом.

С другой стороны, прежде при испытании новых ракет для подводных лодок ни разу не отмечалось столь большого числа неудач. Например, в общей сложности было произведено 42 испытательных пуска Р-29РМ (впоследствии легла в основу «Синевы»), из которых 31 оказался успешным, а при испытаниях, скажем, Р-27 в 60-х годах все 24 пуска с подлодки были удачными. На этом фоне показатели «Булавы» - 13/6 - выдающимися не являются. Впрочем, шансы того, что все неудачи ее были связаны именно с производственным браком, довольно высоки, однако о полном подтверждении этого предположения говорить пока преждевременно - необходимо дождаться испытательного полета оставшихся двух ракет, идентичных той, что полетела в день рождения Владимира Путина.