Разделы
- Главная страница
- Новости
- Краткий исторический экскурс
- Эра динозавров
- Гигантские растительноядные динозавры
- Устрашающие хищные динозавры
- Удивительные птиценогие динозавры
- Вооруженные рогами, шипами и панцирями
- Характерные признаки динозавров
- Загадка гибели динозавров
- Публикации
- Интересные ссылки
- Статьи
- Архив
Сколько ученых-гастарбайтеров выдержит Россия?
Министр образования доложил премьеру об обширных планах привлечения иностранных преподавателей в российские вузы
Идея массового приглашения преподавателей из-за границы в истории России не нова. Кто не помнит усилия Петра Великого образовать русских с помощью немцев, голландцев, англичан и даже норвежцев. Правда, в те времена это было весьма разумно. Ныне – иное столетие на дворе.
И система образования, доставшаяся г-ну Фурсенко от прежних времен– явно не допетровская, когда Петр I приглашал на службу иностранцев, платил им большие деньги и радовался тому, что уровень образования в России резко повышался, особенно – в сфере естественно-научных и технических знаний. Тем не менее, нынешний министр крайне увлечен этой идеей и регулярно настойчиво проталкивает ее в жизнь.
Уже приняты соответствующие постановления правительства по этому вопросу. Между тем, спорность идеи очевидна многим серьезным организаторам высшего образования страны.
Например, проректор МГУ им. М.В. Ломоносова, академик РАН Алексей Хохлов убежден, что чрезмерные упования на «завоз иностранцев» - вещь неразумная.
Перекос в укреплении научно-педагогических кадров вузов за счет иностранцев опасен по весьма существенным причинам. И, прежде всего, следующим.
За бортом высшей школы остаются тысячи опытных, высококвалифицированных ученых из Российской академии наук, которые могли бы серьезно поднять планку преподавания в наших вузах.
Кстати, уже получившее широкую известность постановление правительства РФ № 220 «О мерах по привлечению ведущих ученых в российские образовательные учреждения высшего профессионального образования» дает широкую возможность не только завозить ученых-гастарбайтеров, но и активно использовать российских выдающихся ученых в вузах и, что не менее важно, в провинции. Именно так можно серьезно поднять уровень преподавания. Кстати, в «глубинку» иностранцы высокого уровня, скорее всего, не поедут – не те социально-бытовые условия. Наши же ученые из академических институтов, «недокормленные» родным государством, поедут. И не на неделю, а на серьезный срок.
Рассчитывать же на большой результат, когда даже очень известный зарубежный учёный приезжает лишь для прочтения нескольких лекций – наивно и бессмысленно. Это – практически пустая трата огромных денег.
В столичные города известные ученые из-за рубежа приехать еще могут. В конце концов, они могут рассчитывать на 2,5 миллиона долларов зарплаты в год, что выглядит вполне привлекательно. Но как в этой ситуации будут чувствовать себя даже очень крупные отечественные ученые, работающие в вузах, когда, работая с иностранцем бок о бок, они будут получать в десятки раз меньше? Это – откровенное оскорбление отечественной науки, и, извините, абсолютно презрительное отношение к собственным научно-педагогическим кадрам.
Что касается энтузиазма наших бывших соотечественников, на возвращение которых уповает министр Фурсенко, то в последние дни мы получили яркий тому пример. Только что получивший Нобелевскую премию по физике выходец из России Андрей Гейм, высоко оценив полученное в России образование и опыт работы в Российской академии наук, в ответ на вопрос, не хочет ли он «вернуться и поработать в России» откровенно признался, что его «это никак не интересует».
Так что, желает того или нет министр Фурсенко, доложивший премьеру Путину о том, что 179 вузов России «хотят пригласить к себе на работу иностранных ученых», а жизнь внесет, похоже, существенные коррективы в его маниловские планы.
Рассчитывать придется на тех, кто живет в России. И не соблазнять иностранцев миллионами долларов сегодня выгодно, а немедленно поднять зарплату в вузах и институтах Российской академии наук, стимулируя ученых к системной работе с будущей научной сменой. Как заметил тот же новоиспеченный Нобелевский лауреат Андрей Гейм, чтобы воспитывать талантливых ученых, надо серьезно работать со студентами вузов (как когда-то работали с ним в Московском физико-техническом институте), а не строить «потемкинские деревни вроде Сколково».