Динозавры и история жизни на Земле

Статистика




Яндекс.Метрика




Черные приливы, отливы - предвестники мрачного будущего

Тяжелые природные катастрофы, случившиеся в последние месяцы, такие как необыкновенная жара в России, наводнения в Пакистане, таяние льдов в Гренландии вызвали возобновление полемики о роли потепления климата и о том, что эти события являются только предвестниками ожидающего нас мрачного будущего.

Ученые подчеркивают, что не существует данных, которые доказывают прямую связь этих природных катастроф со специфическими изменениями климата Земли, связанных с человеческой деятельностью, но предупреждают, что недавние кризисы прекрасно укладываются в прогнозы исследователей, предсказывавших большую частоту и интенсивность климатических катаклизмов из-за повышения средних глобальных температур. Средняя температура на Земле за последние 130 лет повысилась на 0,7 градуса по Цельсию. В 2007 году Межправительственная группа экспертов по изменению климата (МГЭИК), созданная при Организации Объединенных Наций для климатического мониторинга, предупредила, что при сохранении современного уровня теплового излучения, образующегося при сжигании ископаемого топлива, к концу века мы рискуем получить повышение средних температур примерно на 6 градусов по Цельсию. Если эта тенденция продолжится, то к 2025 году 1,8 миллиарда человек будут жить в регионах с нехваткой воды, а две трети мирового населения ощутят недостаточность гидроресурсов.

Дела однако идут еще хуже, чем предсказывалось всего лишь несколько лет тому назад. В настоящее время правительства обсуждают вопрос, как не допустить повышения средних земных температур больше, чем на 2 градуса при концентрации парникового газа в атмосфере, составляющего 450 мд (миллионых долей). Но согласно доктору Джеймсу Хансену, который возглавляет Goddard Институт космических исследований НАСА, безопасный пороговый уровень содержания парникового газа составляет около 350 мд. Проблема, однако, заключается в том, что и оценка в 350 мд слишком консервативна. Профессор Джон Шелнхубер (Schellnhuber), директор Института по изучению климатических изменений из Потсдама предупреждает, что предельно допустимая концентрация не должна превышать 280-300 мд. С содержанием в земной атмосфере парниковых газов, концентрация которых превышает 300 мд, мы рискуем получить повышение ее температуры, по крайней мере, на 2 градуса уже в этом столетии. Ученые из Национальной лаборатории Lawrence в Беркли и университета Калифорнии предсказывают, что при современном уровне теплового излучения, образующегося при сжигании ископаемого топлива, есть риск, что в ближайшие 90 лет средняя температура повысится на 8 градусов Цельсия.

Эти последние оценки учитывают «положительную обратную связь», которая не бралась в расчет предыдущими исследованиями, то есть принимают во внимание тот факт, что крах любой уязвимой точки экосистемы может привести к эффекту домино и повлиять на изменение климата. Потепление климата в экосистеме может оказать влияние на другие системы, с риском экспоненциального разогрева климата. Эта «положительная обратная связь» означает, что по мере повышения температуры атмосферы, способность Земли естественным образом поглощать техногенное тепловое излучение повышается, а эффект потепления усиливается.

Необратимый крах взаимозависимых и основных экосистем может произойти, если выбросы углекислого газа не будут резко снижены до нуля к 2010 году. Например, глобальное потепление уже ускорило таяние вечной мерзлоты в Арктике с выбросом метана в атмосферу. Парниковая активность метана, примерно, в 20 раз выше, чем у углекислого газа. С повышением температуры атмосферы больше, чем на 1 градус Цельсия, процесс таяния льдов и выбросы в атмосферу метана еще более ускоряются, что в свою очередь приводит к дальнейшему повышению температуры, увеличению образования метана и так далее. Согласно геологу Джону Атчесону, бывшему служащему Министерства энергетики США, «однажды запущенный процесс может привести к непрерывному глобальному потеплению, которое не могли предвидеть даже самые пессимистичные прогнозы».

Один из самых тревожных симптомов настоящей ситуации — это быстрое таяние льдов в Арктике, так что можно ожидать, что летом 2012 года она станет свободна ото льда. Талая ледниковая вода вместе с увеличением дождевой воды и талой снеговой воды в некоторых регионах может привести к притоку в северную часть Атлантического океана такого ее количества, что это повлияет или даже остановит Гольфстрим, который несет тепло западной Европе. Замедление или исчезновение Гольфстрима приведет к катастрофическим и необратимым климатическим изменениям, к резкому похолоданию климата в Северной Америке и западной Европе, к частым засухам в сельскохозяйственных районах.

Экологическая катастрофа, вызванная разливом нефти в Мексиканском заливе, может быть, приблизила эту возможность. Доктор Джанлуиджи Зангари, физик-теоретик из Национальной лаборатории во Фраскати (Италия) проанализировал карты, полученные в результате обработки спутниковой информации в мае и июне, которые подтверждают «в первый раз с прямыми доказательствами быстрый разрыв петли Гольфстрима, важной части теплого океанического течения», в зоне, прилегающей к платформе «Глубоководный Горизонт» (Deepwater Horizon) Британской нефтяной компании ВР. Зангари приходит к заключению, что «разрыв петли Гольфстрима вполне возможно связан с биохимическим и физическим воздействием разлива нефти, произошедшего в результате техногенной катастрофы в Мексиканском заливе».

Нестабильность Гольфстрима, который прямо влияет на глобальные климатические и метеорологические тенденции, может быть связана с нерегулярными полярными течениями, Возможно, они внесли свой вклад в возникновение экстремальных метеорологических явлений в России, Пакистане и других регионах. Возможности предотвращения климатической катастрофы очень быстро сокращаются. Дебаты, связанные с подписанием конвенции по предотвращению климатических изменений, недооценивают тяжесть настоящих тенденций, которые могут не просто осложнить нашу повседневную жизнь, но в худшем из сценариев привести к непоправимому разрыву между человечеством и природой, что ставит под сомнение не только выживание индустриального общества, но и само существование человека.

Потенциальная катастрофа за углом. Даже если оставить в стороне нашу очевидную неспособность или отсутствие систематического желания действовать, ясно, что климатический кризис не может быть разрешен простым урегулированием глобальной системы. Есть что-то глубоко ошибочное в нашей глобальной экономической политике с ее навязчивым стремлением к росту и накоплению без учета социальных и природных границ, в наших ценностях, в желании иметь как можно больше денег, в потребительстве до такой степени, что мы готовы истощить невозобновляемые природные богатства, в нашем понимании человеческой природы, когда самые богатые человеческие сообщества оказываются самыми неравноправными и несчастливыми.