Разделы
- Главная страница
- Новости
- Краткий исторический экскурс
- Эра динозавров
- Гигантские растительноядные динозавры
- Устрашающие хищные динозавры
- Удивительные птиценогие динозавры
- Вооруженные рогами, шипами и панцирями
- Характерные признаки динозавров
- Загадка гибели динозавров
- Публикации
- Интересные ссылки
- Статьи
- Архив
Россия окончательно перестала быть космической державой
Россия, первой отправившая человека в космос, окончательно перестала быть космической державой.
В этом нет сомнений, после того, как Минобороны избавилось от «Звездного» городка, лишило космонавтов воинских званий и перестало их награждать геройскими звездами. В блиц-интервью «Новому Региону» во время краткого визита на Урал дважды Герой Советского Союза космонавт Георгий Гречко рассказал, как ведомство Анатолия Сердюкова отбирало у космонавтов машины и самолеты, а теперь добралось до их наград. Известный космонавт честно признался – наблюдая за Минобороны и космической отраслью, ему порой кажется, что у него «поехала крыша».
Новый Регион: Георгий Михайлович, что Вы думаете по поводу состояния российской космической отрасли в нашей стране?
Георгий Гречко: Корабль, на котором мы до сих пор летаем – «Союз», был разработан в 60-х годах прошлого века. И хотя он модернизировался, уже давно пора сделать новый. А на новый корабль не дают денег, а предлагают взять кредит. Такого безумия нет больше нигде! Поэтому я очень рад, что жил в другое время, когда на космос давали деньги. И вся страна гордилась нашими космонавтами и другие страны, в том числе Америка, нам завидовали.
НР: С какими трудностями теперь сталкиваются наши космонавты, по-прежнему ли хорошо им живется в «Звездном городке»?
Г.Г. «Звездный» городок, или центр подготовки космонавтов, раньше был в структуре Министерства обороны, и все годы финансировался через него. Мы летали на самолетах Минобороны и ездили на ведомственных машинах. Однако уже года два, как Минобороны отказалось от «Звездного» городка и передало его Российскому космическому агентству. Передало по-русски: все хорошие автомобили забрали, а которые не ездят, оставили городку, с самолетами – та же самая история. Теперь городок совершенно вне структуры Минобороны. Т.е. с одной стороны, оно прекратило финансирование отрасли – от своих обязанностей по отношению к космосу отказалось, но при этом хочет сохранить права на него. Нигде в мире нет такого, чтобы от обязанностей отказались, а права сохранили. А Минобороны России считает, что вправе так поступать.
НР: Как Вы расцениваете позицию ведомства Анатолия Сердюкова, которое дважды отказалось вручать Звезду Героя России космонавту Максиму Сураеву? Эта ситуация даже вызвала негативную реакцию со стороны общественности, и сейчас активно обсуждается на страницах печати и в интернете.
Г.Г. Отказ от награждения Золотой звездой Героя России – незаконен. Потому что есть закон о награждениях и согласно нему, космонавт должен получить звание Героя. Если же Минобороны не хочет давать награду, то пусть сначала поменяет закон о награждениях, а уж потом в соответствии с ним не дают звезду. Честно говоря, когда читаю, что сегодня творится под эгидой Министерства обороны, я не понимаю, что происходит. Иногда мне кажется, что у меня «поехала крыша».
НР: Как тяжело сегодня дается России исследование космоса?
Г.Г.: Перевод космоса из подчинения Министерству обороны к Российскому космическому агентству дался тяжело. Как я уже говорил, для функционирования центра подготовки космонавтов нужны были машины и самолеты, но их забирали. Потом преподаватели у нас были военные – все инструкторы, опыт которых ничем не заменить. Все они были военнослужащими, у которых были соответствующие оклады и довольствие. Потом у них все это отобрали, сделав космонавтов гражданскими служащими. Я вообще думал, что после этого вся система развалится. Пока, правда, запуски идут без больших сбоев. Тем не менее, трудности есть и большие.
НР: Что же при таком положении дел ждет наш космос – деградация?
Г.Г.: Система подготовки совершенствуется, но только на опыте старых специалистов. По сути, кроме этого ничего нет – российской космической отрасли нужны новые тренажеры, новые самолеты. С материально-техническим обеспечением сейчас очень трудно – возможности Российского космического агентства в сравнении с возможностями Минобороны не сравнить. Сегодня в космосе, как и везде, все держится на людях.
Справка «Нового Региона»:
Советский космонавт, дважды Герой Советского Союза Георгий Михайлович Гречко родился 25 мая 1931 в Ленинграде. В 1955 году закончил с отличием Ленинградский механический институт, работал в конструкторском бюро. Член КПСС. С 1966 года в отряде космонавтов. С 11 января по 9 февраля 1975 года совершил полет на космическом корабле «Союз-17» в качестве бортинженера. 12 января 1975 года «Союз-17» произвел стыковку с находившейся на орбите с 26 декабря 1974 года орбитальной станцией «Салют-4». Полет продолжался 29 суток 13 часов 20 минут.
С 10 декабря 1977 года по 16 марта 1978 года совершил полет на космическом корабле «Союз-26» в качестве бортинженера и орбитальной станции «Салют-6». В полете, длившемся 96 суток 10 часов, к орбитальной станции пристыковывались космический корабль «Союз-27», грузовой транспортный корабль «Прогресс-1» и космический корабль «Союз-28». Возвратился на корабле «Союз-27».
17 сентября – 26 сентября 1985 года Гречко совершил третий космический полет на космическом корабле «Союз Т-14» и орбитальной станции «Салют-7». После работы на борту орбитального комплекса «Салют-7» – «Союз Т-13» – «Союз Т-14», возвратился на Землю на космическом корабле «Союз Т-13».
С 1977 года по 1990 год – Гречко ведущий программы «Этот фантастический мир». 28 июня 2005 года открыто высказал гражданскую позицию по громкому судебному процессу руководства компании «ЮКОС», подписав, в числе 50 представителей общественности, «Письмо в поддержку приговора бывшим руководителям «ЮКОСа». В 2006 году Гречко участвовал в подготовке издания книги «Автограф века». По данным «Википедии», в последнее время был вице-президентом ОТП Банка.