Динозавры и история жизни на Земле

Статистика




Яндекс.Метрика




"Булава" замерла перед "чертовой дюжиной"

Контрольный пуск межконтинентальной баллистической ракеты «Булава», 13-й официальный по счету, намеченный на ближайшие дни, вновь отложен. АПЛ «Дмитрий Донской», с которой традиционно производятся запуски «Булавы», между тем, ранее покинула место швартовки и взяла курс в Белое море. Тем не менее испытательный пуск был отменен, причем причины его отмены не уточняются, сообщает официальная «Российская газета». Хотя перенос пуска стал полной неожиданностью и для экипажа, и для служб обеспечения испытаний.

А ведь ранее то же издание сообщало, что «никаких причин для его переноса на более поздний срок сегодня нет». Тогда же различные информационные агентства со ссылкой на свои источники в ВПК и ракетно-космической отрасли сообщали о состоявшемся накануне заседании государственной комиссии, которая пришла к выводу, что и новая ракета, и «Дмитрий Донской» вместе с экипажем «полностью готовы» к контрольному испытанию.

Стоит уточнить, что 8 сентября агентство ПРАЙМ-ТАСС сообщило, что «очередной, 13-й по счету испытательный пуск межконтинентальной баллистической ракеты «Булава» морского базирования может состояться во второй половине сентября». Причем агентству сообщил об этом сам министр обороны Анатолий Сердюков. Вторая половина сентября, действительно, еще не наступила. Тогда непонятно, зачем же «Дмитрий Донской» направлялся в Баренцево море? Такое мероприятие явно не могло быть личной инициативой командира АПЛ и даже главкома ВМФ. Когда происходят испытания такого уровня, команды отдаются и доклады поступают с самого высокого государственного и военного уровня, делаются оповещения — по международным, в том числе, каналам. Приводятся в готовность системы наземного и космического слежения, чтобы зафиксировать всю телеметрическую информацию, а в районе самих испытаний разворачиваются корабли обеспечения и аварийно-спасательные силы. Так что самодеятельностью в данном случае и не пахнет.

Причем, по утверждениям «Российской газеты», и экипаж АПЛ, и все службы обеспечения были настроены именно на проведение очередных испытаний «Булавы», когда «сверху» поступило приказание немедленно вернуться в базу. «От кого последовало такое распоряжение и с чем оно связано, не сообщается. Возникли вдруг новые сомнения у генеральных конструкторов и просто генералов? Или военная приемка задним числом производственный брак обнаружила? Не та подпись на приемном акте? А может, сон плохой кому-то из начальников приснился? Ведь это тринадцатый по счету пуск, а народ у нас суеверный?» — высказывает свои версии издание.

Не прибавили ясности и слова министра обороны Анатолия Сердюкова, который как раз возвратился из поездки в Париж и по пути сделал заявление для журналистов, что на этой неделе пусков «Булавы» не будет. Мол, «скорее всего», оно все же состоится в сентябре, но «не в первой половине месяца, однозначно». Хотя совсем недавно Интерфакс указывал предварительную дату пуска ракеты — в конце первой декады сентября.

КМ.RU уже рассказывал, что решение о новых испытаниях «Булавы» были, в принципе, приняты еще весной, и намечались они как раз на июль-август. При этом тогда же заявлялось о намерении провести как минимум три пробных запуска « Булавы» до конца года. Два, как обычно, с АПЛ «Дмитрий Донской» проекта 941 «Акула», на которой проходили и все предыдущие испытания. А третье – с нового подводного ракетоносца «Юрий Долгорукий» проекта 955 «Борей», для вооружения которых, собственно, «Булава» и создавалась. Как известно, до сих пор испытания давали большую пищу для пессимизма – из 12 официальных (и 13 фактических) пробных запусков относительно удачными были признаны только пять.

Причиной последнего неудачного пуска «Булавы» в декабре прошлого года стала неисправность сопла ракеты, сообщало в июле РИА «Новости» со ссылкой на источник, близкий к госкомиссии по расследованию причин инцидента. По его словам, это связано с производственным браком. «Госкомиссия установила, что невыход раздвижного сопла «Булавы» между первой и второй ступенями ракеты стал причиной последнего неудачного пуска»,— сказал тогда источник агентства.

Надо уточнить, что расследованием ситуации с неудачными запусками «Булавы» занимались две комиссии. Первая в рамках Государственной комиссии по проведению испытаний комплекса «Булава» занималась техническими проблемами и установила причину неудачи последнего пуска — и рекомендации по ее устранению уже выполнены.

Вторая комиссия, созданная по поручению президента России, оценивала состояние работ по созданию «Булавы» в целом и изучала причины повышенной аварийности в ходе всех испытаний. Среди членов этой комиссии были высококвалифицированные специалисты из различных федеральных структур, промышленных, научно-исследовательских и испытательных организаций, а также Минобороны России. О результатах работы доложено на заседании Военно-промышленной комиссии при правительстве РФ. Перед дальнейшими пусками необходимо только выполнить рекомендации, составленные комиссией, рассказывал Интерфаксу замглавы Роскосмоса Виталий Давыдов.

В какой стадии находится реализация этих рекомендаций, по соображениям секретности, естественно, не объявлялось. К тому же размах пожаров, охвативших в июле-августе всю Центральную Россию, в принципе заставил перенести любые ракетные испытания до более благоприятных времен. Не только испытания «Булавы», но и «Тополя-М», и «Искандера» были тогда отложены из-за пожарной во всех смыслах ситуации.

Но сразу после окончания сезона пожаров последовало заявление Главкомата ВМФ о скором проведении новых испытательных запусков. «Альтернативы оснащению новых ракетных крейсеров проекта 955 «Борей» ракетой «Булава» нет. Ее принятие на вооружение несколько задерживается, но в любом случае испытания будут успешно завершены и ракета будет принята на вооружение. Никаких непреодолимых препятствий этому нет»,— заявили в Главном штабе ВМФ.

И вот вновь последовала отмена подготовленного запуска. Причем такая ситуация уже отмечалась почти год назад. Тогда, после разбирательств с очередным провальным пуском, новый запуск «Булавы» был назначен на конец октября – начало ноября. И, как и в сегодняшнем случае, атомная подводная лодка «Дмитрий Донской», действительно, покинула Беломорскую базу в Северодвинске 26 октября, но вернулась туда в ночь на 28 октября. А вскоре после того, как «Дмитрий Донской» «впустую» сходил в Белое море, некий «представитель ВПК», близкий к комиссии по расследованию причин последней аварии, сообщил РИА «Новости», что попытка очередного запуска была, но она провалилась уже на старте. Поэтому «Дмитрий Донской» и поспешил вернуться в Северодвинск.

Военно-морское командование тогда также категорически опровергло это заявление, но анонимный собеседник РИА «Новости» настаивал, «что просто так такие лодки, как «Дмитрий Донской», в море не выходят». Тем не менее официально было объявлено, что очередные и плановые испытания межконтинентальной баллистической ракеты «Булава» пройдут 24 ноября 2009 года.

Но и они не состоялись – и лишь последовало заявление Интерфакса о том, что испытания состоятся в декабре. В том же сообщении со ссылкой на анонимный источник говорилось, что «причины, из-за которых октябрьский пуск не состоялся, проанализированы и устранены». И тем не менее последовавший в декабре пробный пуск опять завершился провалом.

Вероятнее всего, памятуя обо всех этих неудачах и стремясь перестраховаться, высшее руководство и переносит новый испытательный запуск «Булавы». Конечно, лучше проверить все что можно и по сто первому разу, чем допускать новый провал. Но испытывать «Булаву» все равно придется. Потому что без нее строящиеся (и уже спускаемые на воду) АПЛ класса 955 «Борей», на которые делается ставка в развитии российского Военно-морского флота, останутся просто гигантскими подводными баржами.

Справка KM.RU

В ходе последнего, 12-го запуска, как было заявлено официально, «первые две ступени ракеты отработали штатно, и проблемы возникли с третьей ступенью». Позднее информагентства со ссылкой на источник в ВПК сообщили, что во время того пуска не вышло раздвижное сопло между первой и второй ступенями ракеты. По утверждениям источника, это не ошибка конструкторов, а производственный брак.