Разделы
- Главная страница
- Новости
- Краткий исторический экскурс
- Эра динозавров
- Гигантские растительноядные динозавры
- Устрашающие хищные динозавры
- Удивительные птиценогие динозавры
- Вооруженные рогами, шипами и панцирями
- Характерные признаки динозавров
- Загадка гибели динозавров
- Публикации
- Интересные ссылки
- Статьи
- Архив
Высокочастотные импульсы остановят автомобили нарушителей
Военные и правоохранительные органы давно грезят о возможности останавливать любой движущийся объект без причинения значительного ущерба как самому объекту, так и окружающим. Кажется, они наконец приблизились к этой цели. Причём с лучшими на сегодняшний день характеристиками и минимальными энергетическими затратами устройства.
Учёные из американской компании Eureka Aerospace, расположенной в Пасадене, штат Калифорния, уже несколько лет работают над созданием системы, которая будет останавливать машины (и другие движущиеся агрегаты) с помощью мощного электромагнитного сигнала.
И вот сейчас разработчики признались, что им удалось сделать достаточно компактное устройство, которому не потребуется много энергии и которое можно будет закрепить как на крыше автомобиля, так и на любом летательном аппарате.
Электромагнитная система высокой мощности (high-power electromagnetic system — HPEMS) посылает на объект направленные импульсы микроволнового (или СВЧ) излучения, тем самым выводя из строя микропроцессоры, контролирующих работу объекта (например, двигатель автомобиля).
Идея создания аппаратов, которые бы мешали или повреждали нормальную работу электронных устройств, появилась уже давно. Неоднократно о подобных вещах писали в книгах и показывали фильмы. Армия США впервые тестировала схожий агрегат в 1997 году, но он был слишком громоздким и тяжёлым, и не идёт ни в какое сравнение с новинкой.
Разработку HPEMS изначально финансировал корпус морской пехоты США (U.S. Marine Corps). Однако сейчас Eureka Aerospace принимает финансовую поддержку и от государственных учреждений.
Полностью доработанная система (а её выпуск в компании планируют начать примерно через полтора года) будет использоваться дорожной полицией и таможенниками.
Первые смогут остановить с помощью этого устройства слишком уж "скоростных" водителей (предварительно воспользовавшись радаром) или прекратить погоню. Вторые будут иметь возможность предотвратить несанкционированное проникновение через пограничные контрольные пункты.
Новинка, несомненно, найдёт применение и как защита небольших военных баз, конвоев, узлов связи, а со временем и более крупных объектов, например, нефтяных платформ в открытом море.
Система представляет собой прямоугольное устройство (в длину около двух, в ширину меньше одного метра) весом 91 килограмм. При создании прототипа в качестве подопытной (полицейской) машины, к крыше которой крепится HPEMS, использовали Ford Crown Victoria — именно такими авто оборудован парк полицейского управления Лос-Анджелеса (LAPD), где происходила оценка новой технологии.
По словам Джеймса Татояна (James Tatoian), исполнительного директора Eureka Aerospace и руководителя проекта, на данный момент новинку уже протестировали на различных автомобилях, правда, в это время они стояли на месте. В списке такие машины, как Chevy Lumina и Nissan Maxima, грузовик Dodge, Ford Taurus и внедорожник Toyota 4Runner.
Принцип действия устройства состоит в следующем. Генератор переменного тока полицейской машины является источником питания HPEMS, которая создаёт импульсы энергии длительностью в 50 наносекунд. Затем они с помощью 16-ступенчатого генератора Маркса усиливаются до мощности 640 киловольт.
Потом осциллятор преобразовывает их в микроволны, а специальная антенна направляет в сторону машины нарушителя. Так как металл экранирует излучение, то микроволны достигают своей цели, "просачиваясь" через ветровое стекло и окна, решётку радиатора или в промежутки между кузовом и складной крышей, а также между кузовом и капотом.
Под воздействием электромагнитных волн микропроцессоры, контролирующие работу двигателя, например, электронный блок управления зажиганием и топливная форсунка, быстро приходят в негодность, и двигатель останавливается. При этом водитель (если он не слишком перепугается) сохраняет рулевое управление и может тормозить.
Таким образом, HPEMS не справится со своим предназначением только в одном случае: при отсутствии электронных блоков управления, которые автопроизводители стали внедрять лишь в 1972 году.
Времени воздействия импульса (напомним, всего 50 наносекунд) достаточно, для того чтобы с одной попытки остановить машину, находящуюся в 15 метрах от источника излучения. Сейчас Татоян и его сотрудники работают над дальнейшим уменьшением габаритов системы и планируют увеличить "дальнобойность" устройства до 200 метров.
Что важно, за 50 наносекунд не пострадают люди (если преступников полицейским не жалко, то не стоит забывать, что в определённой ситуации в автомобиле могут оказаться заложники), не успеют нагреться различные металлические предметы и жидкости внутри машины-жертвы.
Ещё одним плюсом устройства, работающего днём и ночью в любых погодных условиях, является возможность выбора полицейским места остановки машины. При некоторых обстоятельствах это может сберечь жизни невинных людей, а также не позволит преступнику сбежать.
Однако есть и недостатки. Если устройством придётся воспользоваться в достаточно людном месте, например, возле торгового центра, то велика вероятность, что в спешке погони полицейские могут "промахнуться" и высокочастотный импульс повредит микропроцессоры лифтов, перевозящих людей, или электронные схемы кассовых аппаратов и банкоматов. Такие действия могут привести к неприятным и даже драматическим последствиям.
Кроме того, Eureka Aerospace не упоминает о том, проверяли ли воздействие излучателя на самих полицейских. В случае если они будут работать с ним каждый день в течение продолжительного времени, вполне возможно, что источник СВЧ-излучения (даже узконаправленный) окажет негативное влияние и на их здоровье.