Динозавры и история жизни на Земле

Статистика




Яндекс.Метрика




ГЛОНАСС - в каждую машину за счет владельца

Навигаторами ГЛОНАСС сегодня в массовом порядке оснащают автомобили государственных служб и компаний. Но вскоре "ЭРА-ГЛОНАСС", автоматическая система оповещения об аварии, будет принудительно устанавливаться на ВСЕ частные машины — выпускаемые в России, ввозимые из-за рубежа и самое страшное — на уже находящиеся в собственности граждан! Что ждет автовладельцев? F5 провел собственное расследование.

Многие СМИ уже развели панику, поддержанную тысячами автовладельцев. В качестве примера того, о чем идет речь, процитирую газету МК, которая пишет:

"...С 2011 года, грозится Путин, большой перечень транспортных и других технических средств должен будет в обязательном порядке оснащаться ГЛОНАСС. Это уже дело решенное. В первую очередь принудиловка коснется водного и железнодорожного транспорта. А к 2012 году — всех новых машин...

Но это не означает, что и простых смертных в конце концов не обяжут приобретать авто с ГЛОНАСС. Как пояснили МК в компании "Навигационные информационные системы", федеральном операторе ГЛОНАСС, речь идет о поэтапном подключении к системе ВСЕХ авто. Очевидно, госмашины — только первый этап".

Давайте разберемся в вопросе подробно.

ЧТО ТАКОЕ "E-CALL"?

E-Call, аналог которого сейчас создается в России под именем "ЭРА-ГЛОНАСС", — проект Еврокомиссии, направленный на снижение смертности от ДТП посредством ускорения прибытия помощи. Предполагается, что на всех автомобилях будут установлены специальные электронные блоки, которые будут в автоматическом режиме передавать координаты попавшей в аварию машины службам спасения. Сейчас европейский проект в стадии эксперимента и начала внедрения — многие автоконцерны уже подтвердили свою готовность оснащать новые машины электроникой для E-Call, и в ближайшие годы ВСЕ новые авто без исключения должны будут иметь такую сигнализацию. Полномасштабное разворачивание системы запланировано на 2014 год.

Система, установленная на автомобиле, постоянно определяет собственные координаты по сигналу от спутника и при необходимости отправляет их по каналу сотовой связи куда запрограммировано. Если происходит авария, то E-Call АВТОМАТИЧЕСКИ, без участия водителя, связывается с централизованным диспетчерским центром Службы спасения по телефону 112 и отправляет им координаты места происшествия. В результате спасатели тратят намного меньше времени, чтобы добраться до пострадавшего, ведь пока раненный человек пытается найти телефон (если вообще он способен это сделать!), сообразить, где он находится и т.д., уходят драгоценные минуты. В многолюдном городе система ускорит приезд спасателей и медиков незначительно, но и это очень важно. А вот при сходе в кювет на ночном пустынном загородном шоссе, потерявший сознание водитель и вовсе может получить помощь лишь благодаря E-Call.

Впрочем, подобная система — не эксклюзив от ее разработчиков, а идея, лежащая на поверхности. Поэтому в качестве опций аналогичные функции доступны в моделях BMW, Volvo и других автобрендов. Но опцию можно как заказать, так и игнорировать, а преимущества же E-Call — в ее глобальности и массовости за счет принудительного оснащения ей новых авто, в которых E-Call будет установлен по умолчанию, как сегодня ремни безопасности.

ЧТО ТАКОЕ "ЭРА-ГЛОНАСС"?

"ЭРА-ГЛОНАСС" — общероссийский проект, аналогичный E-Call. Отечественный вариант должен стартовать с 2013 года. Каких-либо технических или идеологических отличий от европейской системы в "ЭРЕ" не замечено, поэтому в подробности вдаваться смысла нет.

Проект государственный, под кураторством правительства РФ. Исполнителем проекта правительство назначило Федерального сетевого оператора НИС ГЛОНАСС. А вот тут начинается самое интересное...

НИС ГЛОНАС создано Федеральным Космическим Агентством и "АФК Система" — российской финансово-промышленной группой, известной в первую очередь, как владелец сотового оператора МТС. Деятельность "Системы" славится агрессивностью, настойчивостью и плотными контактами с властью, а также весьма своеобразными идеями и планами руководства входящих в нее структур. Характерный пример по теме — недавно руководители того же НИС ГЛОНАС на встрече с Путиным, не моргнув глазом, предложили тому издать закон о… запрете продаж в России навигаторов, не имеющих возможности работать с ГЛОНАСС — то есть, 99% всех продаваемых в стране автонавигаторов и 100% мобильных телефонов со встроенной навигацией! Неслабая такая попытка пролоббироваться, не правда ли? :-)

В дальнейшем, как вы понимаете, от людей, официально высказывающие столь неадекватные вещи, хорошего ждать не приходится — а ведь именно от них будет зависеть порядок сумм, которые владелец нового авто переплатит в салоне, а владелец ненового — заплатит отдельно! Пока еще никто не подписал указ о повальной "глонассизации" частных авто, но ведь все понимают, что отказаться от столь лакомого пирога, как принудительная установка некого недешевого девайса в каждую машину страны, отказаться очень сложно, тем более, что делать это можно под флагом борьбы за безопасность и наше с вами здоровье...

Кстати, помимо оснащения миллионов машин "железом" тут, кстати, четко видится еще один неслабый гешефт компании "АФК-Система", которая наверняка пролоббирует подключение всех приборов "ЭРы" к своей сети МТС. Понятно, что эти "симки" будут функционировать без оплаты, ибо звонить смогут лишь в автоматическом режиме на бесплатный номер, типа 112, но само производство и реализация по меньшей мере 33 миллионов сим-карт (без малого столько автомобилей статистика насчитывала в России в 2010 году) — "хорошая прибавка к пенсии" :-). Плюс государство наверняка будет ежегодно башлять бюджетные средства на то, что эти 33 миллиона симок будут обслуживаться в сети МТС...

УСТРОЙСТВО СИСТЕМ "ЭРА-ГЛОНАСС" И E-CALL

Мы попросили специалиста по установке дополнительного электронного оборудования автомобилей ознакомиться с работой E-Call и "ЭРА-ГЛОНАСС", и после этого нарисовать схему установки системы в автомобиле, а также прикинуть ее сложность, стоимость и цену установки. Вот что получилось:

Блок "ЭРА-ГЛОНАСС" — небольшая коробочка, которая имеет в своем составе GPS-приемник и модуль мобильного телефона. Пока все в порядке — он постоянно принимает сигналы со спутников GPS и знает, где он находится, но ничего не предпринимает. При срабатывании во время аварии он сам дозванивается до спасателей и передает им координаты места происшествия.

Устройство может устанавливаться практически в любом месте автомобиля — под торпедо, в нише багажника и т.д. Для работы встроенного навигационного приемника, принимающего сигналы со спутников, системе требуется выносная антенна, представляющая собой небольшую блямбу, наклеиваемую изнутри на лобовое стекло. Для работы встроенного модуля сотового телефона, посредством которого отправляется инфо о координатах, также требуется соответствующая антенна.

Устройство срабатывает при аварии, и сигнал на срабатывание оно получает от штатного датчика подушки безопасности (SRS). Стало быть, девайсу требуется подключение к системе SRS. Но не все автомобили обладают подушками — в этом случае в девайсе ставится собственный гиро-датчик. Впрочем, подушки или датчик могут не сработать при легкой аварии — на этот случай на приборную панель выводится кнопка, которая включает режим голосовой связи с оператором Службы спасения.

Система может, теоретически, быть упрощена за счет лишения ее микрофона и динамика для голосовой связи со спасателями, а также за счет встроенной GSM-антенны вместо внешней. Впрочем, от выносной антенны для приемов сигналов ГЛОНАСС избавиться не удастся — ей нужно видеть небо. (Попробуйте включить GPS навигатор и положить его в багажник — вы сразу же услышите сообщение "Пропал сигнал GPS!")

Стоимость компонентов системы при массовом производстве, по предварительным прикидкам, не должна превышать 100-150 $. При обязательной установке производители автомобилей, по идее, не должны поднимать цену на новые машины выше себестоимости компонентов — наживаться на устройствах для безопасности базового уровня как бы моветон. Тем более, что установка "ЭРы" в условиях заводской сборки ничуть не сложнее установки какого-нибудь датчика дождя. Но при дооснащении "ЭРой" уже купленного автомобиля с пробегом без услуг автосервисов (да не абы каких, а имеющих соответствующую лицензию!) не обойтись. Подобные работы по сложности сопоставимы с установкой противоугонной сигнализации, однако стоимость рассчитывается индивидуально — в маленьком сервисе на ВАЗ-2105 или Рено Логан можно поставить "ЭРу" за сумму 3-5 тыс. рублей, официальный дилер попросит за эту же работу 10-15 тыс. рублей, а протянуть же все эти провода в потрохах машины представительского класса стоит и вовсе на порядок дороже.

ТАК ЧЕГО ЖЕ ЖДАТЬ АВТОВЛАДЕЛЬЦАМ?

Евгений Белянко, главный конструктор компании M2M (одной из крупнейших российских компаний в сфере разработки ГЛОНАСС-навигации для транспорта и которая в свое время первой предложила проект того, что сейчас называется "ЭРА-ГЛОНАСС") рассказал F5 вот что:

— Впервые на национальном уровне разрабатывается настолько серьезная и сложная глобальная система, и это очень хорошо. Вокруг "ЭРы" много домыслов, которые НИЧЕМ НЕ ПОДТВЕРЖДЕНЫ, ибо как она будет работать — пока не знает никто. При этом уже звучат ничем не обоснованные цифры, типа цены в 0,5% от стоимости автомобиля, подсчитываются грядущие прибыли установщиков и т.д.

Именно сейчас идет формирование нормативной базы, ежедневно проходят консультации и переговоры с автопроизводителями, дилерами и т.д. Именно сейчас определяется тот вопрос, который волнует всех — появится ли требование установки "ЭРы" на уже имеющиеся в собственности граждан автомобили, или с такой системой пойдут лишь новые авто, с расчетом на естественную замену старого автопарка.

В плане же железа система рассчитывается на массовое производство, поэтому она должна получиться максимально универсальной и простой в установке, с минимумом проводки и монтажных работ, с невысокой стоимостью в несколько тысяч рублей. Практическая же польза от нее будет очень значительной.

Сама по себе идея повального оснащения машин системами автоматического сообщения о происшествии — мудрая и полезная. Лично я прекрасно помню ситуацию, происходившую непосредственно со мной — как я, разбившись на федеральной трассе, пытался в стрессовом состоянии разобраться, как дозвониться в ГАИ, а потом с трудом объяснял им, что нахожусь где-то на пустой дороге между городами А и Б… "Эра" или "Е-Колл" меня бы сильно выручили.

Другой вопрос в том, что всех нас стремятся железной рукой загнать к счастью на наши же с вами деньги. Приемлемо ли это? Государство, обязанное заботиться о продлении жизни налогоплательщиков (перечеркнуто), электората (перечеркнуто), этого быдла (перечеркнуто) своих граждан, может и имеет право диктовать условия — с примерами каждый из нас сталкивается регулярно. Это и обязательный техосмотр транспортных средств, обязательное наличие ремней безопасности и аптечки, и т.д. Так что, вроде бы, приемлемо. Все упирается в цену и продуманность всей инфраструктуры и нормативов, которыми должна обрасти столь глобальная система. А вот это у нас всегда изобилует просчетами и недоработками...