Разделы
- Главная страница
- Новости
- Краткий исторический экскурс
- Эра динозавров
- Гигантские растительноядные динозавры
- Устрашающие хищные динозавры
- Удивительные птиценогие динозавры
- Вооруженные рогами, шипами и панцирями
- Характерные признаки динозавров
- Загадка гибели динозавров
- Публикации
- Интересные ссылки
- Статьи
- Архив
Сахар приняли во внимание
Психологи из Университета штата Флорида решили подкорректировать стандарт «сытое брюхо к учению глухо». Им удалось показать, что уровень глюкозы в крови влияет на концентрацию и способность к самоконтролю. Может быть, для неврологов, биологов и физиологов эта новость не стала открытием, но психологи Рой Баумейстер и Дайанна Тайс, а также их коллега Кэтлин Восс из Университета Минессоты проделали немалую работу для того, чтобы это доказать.
Для нервных клеток не только речевых и зрительных центров головного мозга, но и для всех остальных основным источником энергии является глюкоза, получаемая ими из спинномозговой жидкости и крови. Несмотря на то, что концентрация глюкозы сверхстабильная система, регулируемая десятком гормонов инсулином, глюкокортикоидами, гормонами гипофиза, даже в течение суток происходят её незначительные колебания. В частности, с утра её уровень чуть ниже, а после приема пищи выше нормы. Известно, что снижение концентрации глюкозы приводит к головокружению, тошноте, обморокам и ослаблению всех функций центральной нервной системы.
Что же нового сделали ученые из Ассоциации психологических наук США, решившие немедленно поведать публике о своей работе?
Они занимались исследованием самоконтроля с помощью теста Струпа, предназначенного для оценки возможности концентрации внимания, а также способности к выделению основного фактора и игнорированию остальных побочных.
Стимульный материал представляет собой два бланка с названиями цветов радуги. На первом из бланков названия цветов написаны черным по белому. На втором разными цветами, причем название цвета иногда совпадает, а иногда не совпадает с цветом самой надписи, которой выражено это название.
Испытуемому предъявляется вначале черно-белый бланк, а затем цветной. На первом бланке испытуемых просят читать слова, а вот со вторым задача сложнее надо называть цвета, которыми эти слова написаны; понятно, что здесь несложно спутаться. Каждая проба продолжается 40 секунд. Фиксируется количество прочитанных слов, а для второго бланка также и количество ошибок при определении цветов. Оба показателя оцениваются. В норме при прочтении второго бланка наблюдается уменьшение количества слов на 5-10% или появление 1-3 ошибок (запинок) на бланк.
Обычно человек реагирует на повышение информационной нагрузки снижением скорости деятельности или ухудшением ее качества при сохранении скорости выполнения. Снижение скорости и появление ошибок одновременно говорит о невысокой способности к концентрации внимания и о неудачно выбранной тактике поведения в условиях информационной нагрузки.
Сначала психологи установили, что при повторном выполнении задания добровольцы с каждым разом совершают всё больше ошибок.
В попытке объяснить это ученые обратились не к психологическим критериям оценки, например, показателям усталости, а к биохимическому показателю крови, измеряемому на протяжении почти ста лет, концентрации глюкозы. Продемонстрировав снижение концентрации глюкозы после напряженного теста на самоконтроль, психологи сделали логичный вывод о том, что она сильнее используется при интенсивной работе мозга.
Во второй части эксперимента исследователи решили усложнить задачу для себя, одновременно скрасив добровольцам жертвование своим временем во имя науки между заданиями их поили сладкими безалкогольными напитками. Одной группе добровольцев исследователи давали лимонад с сахаром, а второй с сахарозаменителем. Первая группа куда удачней справилась с заданием.
Ученые объясняют это тем, что уровень сахара восстанавливался за счёт сахара в лимонаде. Хотя если бы они посчитали, сколько времени необходимо сахару из напитка, чтобы попасть в тонкий кишечник, где глюкоза и фруктоза могут всосаться в кровь, то перерыв между тестами надо было бы делать не 10 минут, а, как минимум, полтора часа. Глюкоза может всасываться в ротовой полости, но для этого необходимо не пить лимонад, а полоскать им рот.
Уровень глюкозы в крови действительно повышается практически сразу после приема сладкого, но это происходит за счёт мобилизации внутренних ресурсов печени под действием рецепторов к моносахарам во рту. Этим, например, пользуются спортсмены, сосущие при усталости кусочек сахара. Так что никакого долговременного самоконтроля здесь быть не могло.
Может быть, работу «Силовая модель самоконтроля», публикуемую в Current Directions in Psychological Science, стоило назвать «Сахарозаменители не улучшают работу мозга»?