Динозавры и история жизни на Земле

Статистика




Яндекс.Метрика




Массовое применение ГЛОНАССа

На радио "Эхо Москвы" Разворот: "Массовое применение ГЛОНАССа"

С. БУНТМАН - Ирина Меркулова, Сергей Бунтман сегодня ведут «Разворот», и мы сейчас поговорим о ГЛОНАССе.

И. МЕРКУЛОВА - ГЛОНАСС наступает.

С. БУНТМАН - ГЛОНАСС наступает. Михаил Фадеев, независимый эксперт-аналитик рынка ГЛОНАСС – GPS навигации.

М. ФАДЕЕВ - Здравствуйте.

И. МЕРКУЛОВА - Добрый день, видеотрансляция ведётся на сайте.

С. БУНТМАН - Здравствуйте, Михаил, добрый день. Вы ознакомились с документами партии правительства, уже встреча Евтушенкова с Путиным?

М. ФАДЕЕВ - Да, я периодически знакомлюсь с этими документами.

С. БУНТМАН - Да, но вот последняя сейчас была, когда он пообещал и уже, в общем-то…

И. МЕРКУЛОВА - Чтобы испытали.

С. БУНТМАН - Предупредили, сказал Евтушенков, чтоб предупредили и разные фирмы, производящие смартфоны и навигационные наши маленькие навигаторы, что без чипа ГЛОНАСС уже скоро не смогут они существовать.

М. ФАДЕЕВ - Ну всё замечательно, только одна проблема: чипа пока нет, он есть в разработке, но от разработки до внедрения, до появления конечных продуктов путь достаточно большой.

И. МЕРКУЛОВА - Сколько это примерно по времени?

М. ФАДЕЕВ - Ну, насколько я в курсе, текущая ситуация с разработкой ГЛОНАСС-чипа такова, что чип появится, скорее всего, к концу года.

С. БУНТМАН - Да, вот они так и говорили. Все сходится, да.

М. ФАДЕЕВ - А конечные приборы появятся в лучшем случае в середине следующего года, причём это появятся только первые экземпляры, а массового внедрения, я думаю, стоит ожидать только к концу следующего года. И, опять таки, это всё пока теория. Я бы не говорил о том, что это стопроцентные планы, которые можно уже выносить на уровень правительства и говорить, что…

С. БУНТМАН - Евтушенков очень уверенно рапортует товарищу Путину.

И. МЕРКУЛОВА - Подождите, массовое внедрение – это как?

М. ФАДЕЕВ - Массовое внедрение – это когда этот чип смогут внедрять все производители навигаторов и, опять-таки, я оговорюсь, что речь пока идёт только о навигаторах, потому что параметры этого чипа таковы, ну, если речь, конечно, идёт о чипе «КБ НАВИС», это, по-моему единственный производитель, который сейчас готовит в промышленное производство ГЛОНАСС-чип, параметры этого чипа таковы, что встраивать его в телефоны, в смартфоны в какие-то отдельные с большим экраном – можно, в телефоны – вряд ли, потому что он всё-таки слишком большой.

С. БУНТМАН – Почему? В багажнике возить.

М. ФАДЕЕВ - Нет, ну просто если вы откроете любой телефон, посмотрите, что там под крышкой. Там все так вот очень плотно, микросхема на микросхеме иесли посмотреть, что GPS-чпп – он совсем маленький, он 3 на 3 миллиметра, грубо говоря, условно, размер приёмника, а тот чип, о котором я говорил, «КБ НАВИС», он всё-таки пока 1 на 1 сантиметр, то есть несколько больше, то есть для навигатора, для которого достаточно много место, это, может быть, не столь важно, а для телефона, где всё совсем плотно, где каждый миллиметр на счету, это может оказаться критичным.

И. МЕРКУЛОВА - На самом деле, есть же ещё одна проблема: карта-то электронная…

М. ФАДЕЕВ - Нет, нет, нет, вот с картам, знаете, вот эта тема, то, что у нас карт нет для ГЛОНАССа, это периодически тоже всплывает на заседаниях правительства, что у нас какие-то проблемы с картами. Я не знаю, может там у правительства есть какие-то проблемы, но карты, они не понимают, откуда они получают сигнал – от ГЛОНАССа или от GPSа, и миллионы российских автомобилистов ездят по GPSу. Если сигнал в какой-то момент начнёт приходить не от приёмника GPS, а от приёмника ГЛОНАСС-GPS, карта, я вас уверяю, этого не заметит.

И. МЕРКУЛОВА - А приёмник ГЛОНАСС…

М. ФАДЕЕВ - Приёмник, он получает сигнал от спутников и выдаёт координату объекта, а программа показывает эту координату на карте.

И. МЕРКУЛОВА - Нет, дело вот в чём: вице-премьер Иванов говорит о том, что проблема в создании цифровых карт.

М. ФАДЕЕВ - Да нет такой проблемы. Это всё искусственно раздутая проблема, которая, знаете, у меня ощущение, вообще, то есть я периодически следил за тем, как господин Евтушенков с господином Путиным встречались и обсуждали вопрос производства чипа и вопрос производства приёмников. Встречи, по моим наблюдениям, происходили с регулярностью раз в полгода, уж не знаю, то ли Евтушенков приходил к Путину, то ли Путин Евтушенкова вызывал, и каждый раз тема была такая: сейчас будет чип, мы сейчас договорились с китайцами – китайцы нам сделают. Потом – мы договорились с немцами – немцы нам сделают. Время шло – чипа не было. И тот чип, о котором я говорил, который делается сейчас, его производство, на моей памяти,.Евтушенков не озвучивал не разу Путину. Видимо, разговоры шли о каких-то других чипах.

С. БУНТМАН - Шли туманные разговоры: где лучше делать? Там где-то или у нас здесь. Всё-таки ,говорит Путин, лучше делать у нас здесь.

И. МЕРКУЛОВА - Лучше бы здесь.

М. ФАДЕЕВ - Конечно, но у нас, к сожалению, делать невозможно, потому что у нас нет соответствующих микроэлектронных производств: всё, что у нас делают – это будет такой вот приёмник размером с кирпич, и его ценность для потребительского рынка будет минимальна. В принципе, у нас делают приёмники ГЛОНАСС-GPS очень неплохие, но они настолько велики, у них настолько высокое энергопотребление, они столько стоят, то есть это всё на порядок больше, чем у соответствующих GPS-аналогов, что эти приёмники до недавнего времени находили внедрение исключительно в корпоративных системах, то есть на автомобиль поставить нормально, потому что в автомобиле нет вопроса автономного энергопотребления в автономном режиме, потому что там есть прикуриватель, к которому можно всегда подцепить, там любое навигационное устройство может хоть там неделями работать, главное чтобы двигатель не заглох. С точки зрения применения в портативных устройствах, где есть аккумулятор, и аккумулятор сажается довольно быстро таким приёмником, это продукция не применима для этого рынка. Соответственно, если мы говорим про корпоративный рынок, приёмники-то у нас есть давно, а вот для потребительского рынка их пока что нет, и сейчас производители, собственно, выходят на финальную стадию, когда вот-вот начнётся массовое производство и вот-вот появится теоретическая возможность встраивания этих приёмников в потребительские устройства, это реальная ситуация. О чём говорит Путин с Евтушенковым, я, если честно, не знаю, у меня временами, опять-таки, наблюдая их разговор по приёмнику, создаётся ощущение, что эти люди они в другом измерении живут, то есть вот есть измерение реального рынка, реальных внедрений, реальных проектов каких-то, в которых живём мы, те, кто на этом рынке работает, а есть какое-то другое измерение, чисто теоретическое, в котором живут все эти люди.

И. МЕРКУЛОВА - Скажите, а проблема точности у ГЛОНАСС есть? Если с GPS сравнивать…

М. ФАДЕЕВ - Это некорректная абсолютно постановка вопроса.

С. БУНТМАН - А как корректно?

М. ФАДЕЕВ - Есть две очень неправильные вещи, которые, к сожалению, в СМИ, в масс-медиа активно муссируются, я не знаю, что ж с этим делать, то есть как раз вопрос – Путин лучше бы с Евтушенковым вопрос, как правильно популяризировать ГЛОНАСС, как правильно людям рассказать, зачем он нужен, потому что даже многие журналисты, большинство журналистов, которые в этой теме крутятся, они не понимают этого. Некорректная постановка вопроса – ГЛОНАСС против GPSа. GPS и ГЛОНАСС – они не соперники, это скорее вещи, которые взаимно дополняют друг друга. ГЛОНАСС, допустим, работает над северным полюсом. GPS над северным полюсом не работает ввиду особенностей спутниковой группировки в северных широтах, GPS работает менее стабильно, чем ГЛОНАСС. Если мы возьмём ситуацию, когда человек едет в каком-то каньоне или в районе высотной застройки, то есть там, где видимость неба ограничена определённым сектором, то возникает ситуация, когда на небе приёмник видит только 2 или 3 спутника GPS, а этого недостаточно для определения координаты.

С. БУНТМАН - А сколько надо?

М. ФАДЕЕВ - Нужно 4 минимум. То есть пространственная координата и временная координата или скорость. Соответственно, если у нас есть 2 спутника GPS и 2 спутника ГЛОНАСС, то мы можем определить нашу координату даже в условиях, когда GPS не работает, то есть, грубо говоря, применение двух систем одновременно – это повышение надёжности устройства, надёжности системы навигационной, но это не значит, что это будет более точная система, потому что точность определения координат, ну там, по порядку величины несопоставимы у GPS и ГЛОНАССА, то есть речь идёт не о точности определения координаты, а именно о надёжности, то есть о более вероятном её определении.

С. БУНТМАН - Хорошо, вот вы всё время говорите – ГЛОНАСС и GPS. Вот здесь в дополнении друг к другу это могла быть оптимальная система.

М. ФАДЕЕВ - Да, потому что все приёмники ГЛОНАСС, которые сейчас производятся, ну, скажем так, не всё, а подавляющее большинство приёмников ГЛОНАСС, которые производятся в России – это именно совместные приёмники, комбинированные, где есть и ГЛОНАСС, и GPS, а последнее поколение – это ГЛОНАСС, GPS, Галилео и Компас, то есть ещё европейская и китайская системы, которые пока не развёрнуты, но там… 3-5 лет, и они также будут функционировать.

С. БУНТМАН - Но, наверное, это разумная перспектива.

М. ФАДЕЕВ - Да, второй момент, который тоже часто говорит – вот, группировка ГЛОНАСС не сформирована на 100%. Да, она не сформирована.

И. МЕРКУЛОВА - Вы имеете в виду спутники, да?

М. ФАДЕЕВ - Да, она не сформирована, но опять-таки с точки зрения повышения вероятности определения координат, то, о чём я говорил, использование двух систем, это не имеет значения. Если есть 10, 18, 20 спутников, этого уже достаточно, чтобы система имела определённую ценность. А вопрос формирования стопроцентной группировки – это исключительно вопрос времени, то есть никаких технологических проблем там нет, и последняя проблема – это проблема с картами, это постоянно говорят, что у нас нет цифровых карт, нет цифровых карт. Да, цифровых карт всей страны, всех дорог, всех городов у нас до сих пор нет, причём речь идёт не о цифровых картах, а речь о цифровых навигационных картах, это немножко разные вещи.

С. БУНТМАН - Так.

М. ФАДЕЕВ - Потому что цифровая карта – это карта, на которой просто расположены объекты, а на навигационных картах есть ещё несколько слоёв, необходимых для того, чтобы двигаться по дорогам, для того чтобы система, навигационная система, давала команды, куда поворачивать. Это дополнительный слой. Цифровые карты большинства региона России у нас в каком-то виде есть, не всегда актуальны, да, они не всегда точные, но они есть.

С. БУНТМАН - Нет, ну даже можно заметить динамику сейчас, динамику развития… некоторые те места, мы вот загрузили некоторые карты вот сейчас. Я не знаю, я обыватель, я не знаю, как это делается, но я пошёл в пункт обслуживания, и я прочёл, что фирма, которая телефоны производит, что она закачивает новые карты.

М. ФАДЕЕВ - Именно так, да.

С. БУНТМАН - Новые карты, и мне это делает за бесплатно, за просто так. «Где прежде дебрь, - как писали русские поэты, - се коль населена.» Получается, где раньше у меня была пустыня, там теперь дорожки какие-то появились.

М. ФАДЕЕВ - Потому что технологии…

С. БУНТМАН - Жизнь идёт.

М. ФАДЕЕВ - Технологии производства навигационных карт – они все есть. Их не надо придумывать, не надо изобретать велосипед. Рынок, коммерческий рынок GPS-устройств, телефонов, коммуникаторов, навигаторов позволяет эти технологии нормально использовать, и ГЛОНАССу не нужно ничего нового создавать, оно всё уже есть. Нужно просто простимулировать рынок, чтобы он покупал больше этого самого GPS, и компании, которые работают на рынке создания навигационных карт, просто получали больше денег и вкладывали больше денег в то, чтобы расширять покрытие и делать навигационные карты глухих участков типа, там, не знаю, каких-то уголков Дальнего Востока, Магадана и так далее.

С. БУНТМАН - Это прекрасная весёлая перспектива. Я напоминаю, что Михаил Фадеев у нас в гостях. Михаил, но вот, я читаю газеты много десятков лет – разные советские, антисоветские, разные газеты. И вот здесь мне показалось, что вот эта беседа и пафос этой беседы, и пафос очень многих разговоров в ГЛОНАССе, он какой-то патриотическо-патерналистский, что сейчас мы запустим ещё чего-то ГЛОНАССа, сейчас мы сделаем…

И. МЕРКУЛОВА - Сначала массовое…

С. БУНТМАН - У нас чип будет не 7 на 8 метров, а будет нормальный чип, и вот всё – уйдут отсюда всякие GPS, мы будем автономны, и наша навигационная безопасность, в том числе, будет обеспечена на 100%. Вот это, согласитесь, это присутствует.

М. ФАДЕЕВ - Да, любой нац. проект, он, к сожалению, обрастает вот таким пустым пафосом, и вот такие встречи, которые активно тиражируют СМИ, этот пафос только поддерживают, потому что опять-таки очень сложно зёрна от плевел отделить, мух от котлет, потому что везде, где возникает тема ГЛОНАСС, сразу возникает ГЛОНАСС против GPS, Россия против всей планеты, а истинного положения дел, его, к сожалению, никто не информирует общественность о том, как на самом деле происходит, зачем это на самом деле нужно, а потом, знаете, честно говоря, и наше народонаселение, оно очень любит впадать в такие крайности по любому вопросу, очень мало кто хочет разбираться и имеет желание и время на это.

И. МЕРКУЛОВА - Наташу из Москвы уже напугали: «Нам, обывателям, было бы легче, если б ГЛОНАССа вовсе бы не было, чтоб мы не жили в страхе, что нам его встроят в обязательном порядке».

С. БУНТМАН - Встроят-то пожалуйста, встраивайте ещё ГЛОНАСС, вот когда он будет, опять же, не размером с мой телефон дополнительный. Встраивайте мне, пожалуйста, встраивайте туда, но чтобы я имел возможность…

И. МЕРКУЛОВА - Выбора.

С. БУНТМАН - Замечательная сейчас картина, перспектива, что мы разными системами – GPS, ГЛОНАСС, Галилео, Компас, что угодно, будем пользоваться и это будет универсальная нормальная услуга.

И. МЕРКУЛОВА - А Сергей спрашивает: «Не обяжут ли, случаем, всех жителей страны принудительно эту хрень купить?».

М. ФАДЕЕВ - Ну, сами в это верите, вот я не понимаю, как Сергей вообще так предполагает. Вот вас можно обязать купить автомобиль? Что, под дулом автомата загнать в салон и купить, что ли?

С. БУНТМАН - Нет, понимаете, купить автомобиль – это раз, но если смартфон, к которому я привык, например, если у него с 34 мортобря, вот просто у нас будет с GPS-ом у нас смартфон не продаётся, а туда будет скотчем приклеен чип ГЛОНАССа.

М. ФАДЕЕВ - Ну, вы знаете, я не верю в такие сценарии. Конечно, на уровне правительства можно издать любое постановление, но как это постановление на самом деле будет работать и что будет твориться на реальном рынке – это вопрос второй. Что, вот, был допустим тема на то, что мы повышаем пошлины на устройства, нам надо повысить пошлины на устройства, в которых нет ГЛОНАСС. Вроде как такие решения….

С. БУНТМАН - А Владимир Владимирович Путин сказал, что у нас есть позитивная практика с автомобилями.

М. ФАДЕЕВ - Только тема немножко другая. Автомобили можно, иномарки можно собирать в России, то есть у нас есть альтернатива хоть какая-то. В случае с ГЛОНАСС-GPS такой альтернативы нет, то есть в России нет чипов, в России нет сборки навигационных устройств, то есть, повысив цены на GPS, всё, чего добьётся таким образом правительство - это просто оно убьёт рынок, затормозит его развитие и тот же самый рынок производства навигационных карт откатится на 2 периода обратно.

И. МЕРКУЛОВА - Вы ж сами говорите, что они живут в своём мире, поэтому никаких удивительных…

М. ФАДЕЕВ - Причём, знаете, самое интересное про пошлины, я общался очень много с участниками рынка, причём руководителями, там, предприятий, которые работают в ГЛОНАСС-отрасли и задавался им вопросом – а чья это вообще инициатива, тема повышения пошлин поднимать, причём не сейчас поднимать, когда уже понятны перспективы появления чипа, а она ещё поднималась год назад, полтора года назад, когда никаких чипов и в помине ещё не было, и все пожимают плечами и говорят – мы не понимаем, вообще, кто придумал этот бред, потому что мы все против, мы работаем с ГЛОНАСС, но мы против того, чтобы повышать, вот конкретно сейчас, повышать цену на GPS, ну пошлины на GPS повышать. Мы не понимаем, кто этот бред принёс туда наверх и почему этот бред активно муссируется.

С. БУНТМАН - Это слова, которые имеют приятный оттенок, мускулисто-патриотичный оттенок.

М. ФАДЕЕВ - Вы знаете, такое ощущение, что эта система принятия решений, она как-то живёт сама в себе, она сама как-то генерирует какие-то решения, которые всем её участникам, этой системы, кажутся бредом, но откуда они появляются….

И. МЕРКУЛОВА - Вопрос о стоимости, кстати, потому что не очень понятно.

С. БУНТМАН - Да, о стоимости говорили. Евтушенков с Путиным как раз вот об этом и беседовали в некоторой части своего разговора, вот они как раз и рассуждали на эту тему. Ну, понятно, что это подороже будет.

М. ФАДЕЕВ - Сейчас, скажем так, это на порядок дороже.

С. БУНТМАН - На порядок?

И. МЕРКУЛОВА Ничего, повысят пошлины и они сравняются.

М. ФАДЕЕВ - Те приёмники, которые есть. GPS-приёмник стоит 5, 6, 7, 10 долларов. До 10 долларов. Минимальная стоимость ГЛОНАСС- GPS приёмника текущего поколения – 60-70 долларов, то есть в 6 раз, даже больше, в 6-10 раз отличается. Если мы говорим про чип: если всё удастся тем компаниям, которые это сейчас делают, то я думаю, что там разница будет не столь существенная, удастся уложиться в 15-20 долларов за стоимость одного чипа, а, может быть, даже и меньше, а у GPS там 5, 6, 7 долларов. То есть в 2 раза, то есть закон малых чисел… это мизерные, на самом деле, суммы, и если мы говорим о стоимости конечного устройства, будет он подороже на 300, на 400 рублей, это не принципиально, на самом деле, потому что, опять-таки, учитывая то, как тема ГЛОНАССА раскручена, очень многие производители, естественно, будут использовать это как маркетинговый ход и говорить, что вот, да, наш навигатор на 300, даже на 500 рублей дороже, но зато в нём есть ГЛОНАСС.

С. БУНТМАН - Ещё и ГЛОНАСС.

М. ФАДЕЕВ - Ещё и ГЛОНАСС, да.

С. БУНТМАН - А вот это тогда другое дело.

М. ФАДЕЕВ - В этом случае я не вижу никаких проблем, что эти устройства будут лучше продаваться, чем устройства, в которых есть голый GPS.

С. БУНТМАН - Но всё это какое-то, вы говорите об отдельном мире, но существует отдельный ирреальный мир ещё, где существует просто проблема выгоды, проблема доходов, проблема…

И. МЕРКУЛОВА - Проблема рынка просто.

С. БУНТМАН - Да, проблема воздействия на рынок, такого давления на рынок. Помните, я всё время вспоминаю этот гениальный клип с Гитлером, помните, да?

М. ФАДЕЕВ - Какой клип?

С. БУНТМАН - Крики про…

М. ФАДЕЕВ - Про i-phone, что ли?

С. БУНТМАН - Нет, как Гитлер про это самое, что Skype запретили в России.

М. ФАДЕЕВ - А, это уже второй вариант. Первый был про i-phone, или даже третий, второй был про i-pac.

С. БУНТМАН - Ну вот, я подозреваю, что вариант четвёртый, Гитлер в бункере -4, уже вполне может быть при таких вещах.

М. ФАДЕЕВ - Вы знаете, опять-таки я вернусь к началу нашего разговора. Вот эти все встречи Путина с Евтушенковым, Путина с Ивановым, до настоящего момента всё, что там обсуждалось – это всё какая-то теоретическая плоскость, которая, к счастью, до практики не доходила. Тема пошлин очень много тоже педалировалась на самых верхах, более того, даже некоторые посвященные говорят, что были уже какие-то готовые постановления на эту тему, которые правительство, слава Богу, завернуло и отправило на доработку. Пока это всё теория, пока это до практической реализации не доходит, и даже если сейчас эту практическую реализацию ввести, опять-таки, я говорю, говорят – без GPSа, если едет устройство, будет облагаться повышенными пошлинами, значит, повысятся цены на большинство телефонов.

С. БУНТМАН - Если без ГЛОНАССа, да?

М. ФАДЕЕВ - Без ГЛОНАССа, да, пардон. Потому что большинство телефонов уже имеет навигационный модуль, и даже когда появится чип, первое поколение чипов, встроить этот чип в обычные телефоны будет тяжело. Получается, что введение пошлин на устройства с навигацией без ГЛОНАССа, но с GPSом ударит по рынку мобильных телефонов, а это рынок, на котором крутятся сотни миллионов, миллиарды долларов.

С. БУНТМАН - Да, и он выгодный для России.

М. ФАДЕЕВ - И он выгодный для России, потому что налоги, опять-таки с этого рынка собираются, почему нет.

С. БУНТМАН - Ай, мама, мама. Ну ладно, немножко вы утешили, Михаил, что это

очередное такое писание вилами на воде постановлений.

М. ФАДЕЕВ – Я рад.

И. МЕРКУЛОВА - А Сергею из Саратова всё это напомнило, вообще, ОСАГО. Дело хорошее, но…

М. ФАДЕЕВ - Обычно у нас дело начинается с того, что…

С. БУНТМАН - Превращается в ОСАГО.

И. МЕРКУЛОВА - Превращается в ОСАГО.

С. БУНТМАН - Хорошо, спасибо большое.

И. МЕРКУЛОВА - Спасибо.

М. ФАДЕЕВ - Вам спасибо.

С. БУНТМАН - Михаил Фадеев, независимый эксперт-аналитик рынка ГЛОНАСС – GPS навигации. И на этом мы завершаем «Разворот» наш.

И. МЕРКУЛОВА - Завершаем «Разворот», да. Сергей Бунтман, Ирина Меркулова, до свидания.