Динозавры и история жизни на Земле

Статистика




Яндекс.Метрика




Последний рубеж НАСА

Когда-то НАСА возглавляло стремление Америки к последним рубежам. Однако в результате поразительного смешения приоритетов это космическое агентство в настоящее время, судя по всему, в первую очередь озабочено чувством собственного достоинства мусульман.

В то время как НАСА готовится отправить наши стареющие и изношенные космические челноки на заслуженный отдых, президент Обама нанес гордым американцам и космическим энтузиастам во всем мире сокрушительный удар, закрыв программу Project Constellation, целью которой была разработка нового космического корабля. В качестве своего рода утешения президент предложил скромные фонды для создания новой ракеты, а также для стимулирования работы частных компаний по проектированию своих собственных космических кораблей. Однако эти жалкие средства не могут скрыть суровой правды – эра запуска американских астронавтов в космическое пространство закончилась. Тем временем Россия и Китай остаются единственными державами, способными выводить человека на околоземную орбиту.

НАСА – космическое агентство, первым реализовавшее так много проектов после медленного старта в гонке с Советами, – первая стыковка двух космических кораблей, первый полет по лунной орбите, и, конечно же, изменившие мир маленькие шаги Нила Армстронга и База Олдрина [по лунной поверхности]. Теперь, во время правления администрации Обамы агентство явно смещает свой фокус. Однако лишь немногие могли себе представить, насколько отличной будет теперь новая миссия НАСА. Там в чем же, по мнению президента, состоит эта, возможно, «самая главная» цель? А цель состоит в том, чтобы помочь мусульманам «почувствовать себя хорошо».

Так говорит бывший астронавт и назначенный Обамой руководитель НАСА Чарльз Болден (Charles Bolden). В интервью телекомпании Al Jazeera Болден заявил, что он рад возможности обратиться к мусульманскому миру в годовщину речи президента США в Каире. Когда ему задали вопрос относительно целей президента Обамы в отношении НАСА в эпоху, которая наступит после завершения полетов космических челноков, Болден назвал три вещи в качестве президентских приоритетов. Во-первых, увлечь американских школьников теми возможностями, которые открываются перед математикой и другими науками, и это действительно похвальная цель. Второй приоритет – это создание международного партнерства, и это также логичная и достойная миссия для НАСА – работа по связи с общественностью по всему миру всегда была неофициальный функцией НАСА, и это агентство работало исключительно тесно с европейскими, японскими, канадскими союзниками в области развития науки и укрепления безопасности (и оно даже сотрудничало с Советами в рамках нескольких крупных проектов, имевших в большей степени символический характер в эпоху политики разрядки).

А каков же третий приоритет, именно тот, к которому президент, по словам Болдена, относится особенно серьезно?

«Может быть, больше всего он хочет, чтобы мы установили контакт с мусульманами всего мира и привлекли значительно больше государств с преимущественно мусульманским населением, помогая им чувствовать себя хорошо по поводу их исторического вклада в науку, математику и инженерное дело».

Это довольно странная миссия для американского федерального агентства, перед которым поставлена задача объяснять загадки мироздания и расширять пределы человеческого познания посредством проведения наблюдений и исследований. И вот теперь, когда НАСА в ближайшем будущем уйдет из бизнеса, связанного с разработкой и запуском космических кораблей, оно должно превратиться в крупнейшую в мире мотивационную лабораторию и смело раздавать такие комплименты миллиарду жителей нашей планеты, которых они раньше и не слышали, и все это будет делаться для того, чтобы они лучше себя чувствовали относительно своей собственной истории?

Трудно понять, как это будет выглядеть на самом деле – то, на чем, по мнению президента, НАСА теперь должно сконцентрировать свое внимание. Действительно, если бы такого рода вещь была предложена гостем в программе разговорного радио или представляющим правую часть политического спектра блогером, то многие стали бы одновременно вращать своими глазами, наблюдая за еще одним странным консервативным заговором, целью которого является представить Обаму как человека, настроенного в определенной мере антиамерикански, как интернационалиста, больше заинтересованного в том, чтобы найти друзей за границей, чем занимать лидирующие позиции у себя дома. Это была бы слишком сумасшедшая идея, чтобы в нее можно было поверить, и это слишком вписывалось бы в стереотипное восприятие Обамы, не совсем верящего в величие Америки и готового проводить новую политику с исламским миром любой ценой. То есть, в это слишком сложно было бы поверить, если бы директор НАСА сам не заявил бы об этом предельно ясно при включенных камерах и для протокола.

НАСА с бюджетом в 18 миллиардов долларов и 17 000 сотрудников будет продолжать пользоваться телескопами, запускать спутники и управлять автоматическими зондами, которые будут передавать полезную информацию работающим на Земле ученым относительно природы Солнечной системы. Агентство также будет продолжать оставаться центром экспертных знаний в области высоких технологий и технологического развития. Остается надеяться на то, что в один прекрасный день совершенные прорывы сделают изучение Солнечной системы и, может быть, даже более удаленных звезд таким дешевым, что Америка вернется в космическое пространство. Пока же это будет предоставлено другим странам, и, возможно, в один прекрасный день частные компании устремятся к иным мирам, в то время как НАСА будет прилагать большие усилия для того, чтобы повысить чувство собственного достоинства шестой части населения земли.

Все это делает утрату программы пилотируемых полетов НАСА еще более болезненной. Если бы президент принял решение о сворачивании программы Constellation и отказался бы от планов изучения американскими учеными нашей Солнечной системы из соображений фискальных ограничений, с этим было бы легче смириться. Действительно, это был бы патетический момент – великая нация, которая однажды дерзнула устремиться к звездам, была бы опущена на Землю из-за своих безрассудных расходов. Это был бы урок в равной степени наносящий ущерб обеим партиям, и он мог бы стать символом того, почему Америка должна сдерживать себя в условиях дефицита – она уже потеряла космос, и с чем еще ей теперь придется расстаться без долгих слов?

Но вместо этого один из величайших американских символов национальной гордости и престижа будет использоваться для того, чтобы нынешняя администрация смогла удовлетворить свое жгучее желание и добиться симпатии мусульманского мира. Этого, разумеется, не случится – представление о том, что мусульмане будут чувствовать себя лучше относительно своих достижений, потому что Америка говорит им, что так надо, - это абсурдная и крайне унизительная идея, и теперь, когда Болден представил общественности этот план, любые действия НАСА, направленные на выполнение сомнительной задачи по повышению чувства собственного достоинства мусульманского мира, будет восприниматься как циничные и неуклюжие.

Мечты НАСА об исследовании космического пространства и национальный престиж, который эти мечты даровали Америке, теперь потеряны. Со временем станет очевидным, что мечты президента Обамы о новом начале для мусульманского мира также окажутся тщетными.

Мэтт Герни работает редактором в канадской национальной газете The National Post. Он публикует статьи и выступает в средствах массовой информации, комментируя военные и геополитические вопросы.