Разделы
- Главная страница
- Новости
- Краткий исторический экскурс
- Эра динозавров
- Гигантские растительноядные динозавры
- Устрашающие хищные динозавры
- Удивительные птиценогие динозавры
- Вооруженные рогами, шипами и панцирями
- Характерные признаки динозавров
- Загадка гибели динозавров
- Публикации
- Интересные ссылки
- Статьи
- Архив
Иннопродукция: Перед сборкой обработать напильником
Развитие отечественного инновационного бизнеса сдерживает множество проблем. Особо остро стоит проблема отсутствия производственной инфраструктуры для развития инноваций.
Рецепт успешного инновационного проекта довольно «прост»:
Выпускаемая продукция должна быть качественной, современной, а ещё лучше не иметь аналогов, и при этом быть доступной по цене для потребителей.
Выход на международный рынок также подразумевает, что продукция может конкурировать с представленными там товарами.
Однако существующие проблемы современной российской производственной базы оставляют мало шансов для действительно инновационных компаний.
И это притом, что наукоёмкие продукты не только могут обеспечить достойный уровень жизни людям, участвующим в их создании и поддержке, но и увеличить престиж и влияние государства.
Создание любого коммерческого инновационного продукта приборостроения, робототехники, станкостроения, оборонного назначения и многих других подобных включает две основные стадии:
Создание прототипа, пилотного (опытного) образца.
Выпуск небольших партий продукции для выхода на рынок.
Рождение опытного образца
Создание работоспособного и пригодного для дальнейшего тиражирования опытного образца предполагает несколько итераций.
Самый первый вариант образца обычно работает так, как это было задумано в проекте, только в исключительных случаях. Практически всегда требуется доработка расчетных моделей, конструкторской и технологической документации.
Затем необходимо создание нового образца или доработка уже существующего прототипа.
Также необходимо учитывать то обстоятельство, что процесс разработки непрерывный и разработчики на этапе прототипирования вносят различные изменения для оптимизации конструкции. Не стоит также забывать, что рынок — это открытая система и, прежде чем продукт появится на рынке, отечественные или зарубежные конкуренты могут предложить подобный продукт. В этом случае необходимо быстрое принятие решений с целью повышения конкурентоспособности продукта для компенсации изменившихся условий.
На стадии разработки может потребоваться создание нескольких вариантов деталей, узлов и прототипов, и все это необходимо где-то изготавливать.
Опытное производство.
После создания готового для рынка продукта следует стадия опытного производства. И, соответственно, необходима производственная база, технологические возможности которой позволяют выпускать новый продукт. Как правило, небольшие инновационные предприятия такой базой не располагают.
В силу того, что сделать прогноз спроса на инновационный товар довольно сложно (особенно в наших условиях), возможны несколько ситуаций. В крайних случаях потребность в том или ином продукте может оказаться сильно ниже или выше предполагаемой.
При низкой потребности в продукте — инновационный бизнес, вложивший средства в собственное производство, окупит их за более длительный срок (при условии сохранения прибыльности такой компании).
При высокой — для сохранения качества продукта и репутации компании, как надёжного производителя и поставщика, необходимо размещение заказов в сторонних организациях.
А ситуация на современных отечественных предприятиях следующая:
Предприятия, находящиеся в состоянии полного упадка. Разрушена или морально устарела производственная база. Потеряна культура производства. Нет квалифицированных кадров.
Предприятия, сохранившие оборудование и персонал, но потеряна культура производства. Специалисты не мотивированы на качественное выполнение работы, да и вообще на работу. Качественное и дорогое оборудование может просто ржаветь под открытым небом. Как правило, такие предприятия отказываются брать заказы или хотят с одного небольшого заказа окупить зарплату всему персоналу на несколько лет вперед.
Коммерческие производственные предприятия, возникшие на базе старых заводов, где практически каждый цех представляет собой «феод» - отдельную организацию. Сделать заказ на комплексную обработку детали в таком случае практически невозможно, так как по разным технологическим операциям приходится договариваться отдельно с каждым феодом. К тому же, нет гарантии, что удастся следующий раз выполнить ту или иную работу. Оборудование и технологии почти всегда морально и физически устарели.
Частные предприятия, основанные за последние двадцать лет. На таких предприятиях есть и современное оборудование, и квалифицированный персонал, но, как правило, такие предприятия работают только с крупными заказами.
Таким образом, выпустить небольшое количество инновационной продукции в приемлемые сроки, с необходимым качеством и хорошим внешним видом, да еще по доступной цене с привлечением отечественных предприятий крайне сложно. Многие разработки так и остаются в виде единичных опытных образцов и лабораторных технологий.
Раньше в нашей стране при институтах и университетах существовали участки опытного производства. Такие производства и сейчас существуют во многих университетах мира (например, в Германии). В России же в большинстве своем они находятся в состоянии упадка. Некоторые работают, но в основном они относятся к первому или второму типу.
Возможны варианты
Инновационные предприятия решают проблему производства несколькими способами:
1. Размещают заказ в технологически более развитой стране
В этом случае все работы выполняются в приемлемые сроки, в соответствии с требованиями по точности и технологии изготовления, хорошим внешним видом.
Присутствует вся необходимая технологическая цепочка. Но затраты на доставку, прохождение таможни увеличивают стоимость и сроки создания готового продукта. Возникает отставание от зарубежных конкурентов. В масштабах государства это не возникшие рабочие места, уменьшение поступлений в бюджет, дальнейшее отставание производственной базы. В предельном случае все производство располагается заграницей. Назвать такой бизнес отечественным трудно.
2. Некоторые предприятия создают собственные опытные производства
В этом случае обеспечиваются оптимальные сроки, постоянное взаимодействие разработчиков с технологами, упрощается контроль качества продукции. Но, к сожалению не все малые предприятия могут себе позволить такой вариант, очень трудно создать всю необходимую технологическую цепочку. Увеличивается стоимость инновационного продукта, так как в неё уже необходимо включать затраты на оборудование, персонал, обучение персонала, закупку всех необходимых материалов небольшими партиями по высокой цене, аренду производственных помещений. Все затраты ложатся на одну компанию.
3. Часть заказов размещается за рубежом, часть на отечественных предприятиях, некоторые работы проводятся на собственном оборудовании
Основная проблема — организация такого процесса. Увеличиваются накладные расходы, персоналу фирмы приходится заниматься непрофильными задачами. Однако, на данный момент такая схема работы может оказаться наиболее оптимальной.
Производственная инфраструктура — вложение в будущее
Решить проблему отсутствия производственной инфраструктуры возможно созданием производственных центров, оснащенных современным оборудованием, со штатом квалифицированных специалистов.
Такие центры пока не возникли в России по ряду причин. Частную инициативу коммерческих организаций по созданию инфраструктурных производственных центров сдерживает отсутствие спроса на их услуги. А руководители инновационных предприятий, в свою очередь, предпочитают работать по вышеописанным схемам, зная что нормальных производственных баз нет. Замкнутый круг.
Инновационные производственные центры могут возникнуть только при распределении рисков между государственными и частными инвесторами. Вложение средств в инновационные производственные центры — это вложение в будущее.
Можно выделить следующие задачи, для решения которых необходимо создание инновационных производственных центров:
Выпуск готовых к производству инновационных продуктов. Уменьшение доли не доведенных до серийного выпуска разработок.
Мелкосерийное производство наукоёмких продуктов по современным технологиям, отработка технологий производства для вывода завершенных разработок на отечественный и международный рынок.
Производственное обеспечение экспериментальных баз исследовательских организаций.
Подготовка кадров, владеющих современными технологиями, для модернизации отечественной промышленности, создание высокой культуры производства.
Консультирование в области современных производственных технологий.
Центры должны стать базой для обучения студентов технических и технологических высших и средних профессиональных образовательных учреждений. Обучение новым технологиям, создание современных учебных курсов, прививание культуры производства (обучение на существующих отечественных предприятиях часто ведет к перениманию всех «болезней» современного производства в нашей стране) должно происходить именно в инновационных производственных центрах.
В центрах могут проходить обучение и стажировку специалисты следующих специальностей:
Инженеры
Конструкторы
Технологи
Материаловеды
Рабочие
Специалисты по сертификации материалов и технологий по отечественным и зарубежным стандартам
Специалисты по подбору кадров для промышленности
Технические дизайнеры для знакомства с существующими технологиями производства
Специалисты по логистике
Специалисты по приёму-передаче технологий
Управленческий персонал для производственных предприятий
Центры должны быть обеспечены лучшим современным оборудованием (как отечественного, так и зарубежного производства) для обработки материалов, создания покрытий и т.д.
Отделы технического и нормо-контроля должны владеть всеми современными стандартами на техническую и технологическую документацию.
Работа с таким центром должна производиться исключительно на упрощенной финансовой основе, для уменьшения бюрократизации.
Инновационные производственные центры должны располагаться вблизи от основных транспортных, образовательных, научных, экономических центров. Например, в Москве или в Московской области, но не далее, чем в 50 км от границ столицы.
В перспективе, после анализа деятельности первых таких центров, возможно создание сети подобных предприятий в других регионах России.