Динозавры и история жизни на Земле

Статистика




Яндекс.Метрика




Потеря науки России будет означать гибель нашей страны!

Незнание - не довод, невежество - не аргумент. (Б.Спиноза)

Это звучит, как предостережение, причём - не только каждому из нас, но и стране в целом. В нынешнем мае по всей России прокатилась мощнейшая волна протеста отечественных учёных, вызванная непрекращающейся беспримерной травлей Российской Академии наук (РАН), отъёмом у неё целой «десятины» финансирования, невыполнением правительством распоряжений Президента России о поддержке молодых учёных и т.п. Эта всероссийская акция не закончена и она будет продолжена до победного конца, потому, что: требования научного сообщества не выполнены или выполнены лишь частично; дальше отступать уже некуда; потеря ещё и фундаментальной (вслед за отраслевой!) науки будет означать потерю всей науки России, а значит - потерю, гибель всей нашей страны!

Как видится всё происходящее магнитогорским участникам акции?

1. После центрального митинга учёных 17 мая т.г. в Москве (первый митинг прошёл 13 мая в Санкт-Петербурге) премьер-министр В.Путин выступил на внеочередном Общем Собрании РАН 18 мая 2010 г. Поблагодарив учёных за подвижнический труд и заверив Академию в «любви и дружбе», он посоветовал подлечить лиц, нападающих на Академию, новым (созданным РАН) средством для улучшения мозговой деятельности (!), а затем, в который уже раз (!), указал на необходимость повышения эффективности исследований и на ограниченность госфинансов, а также заявил, что вместо того, чтобы «размазывать масло по хлебушку тонким слоём», правильнее выбрать прорывные направления и - сосредоточиться только на них. И ещё глава правительства вспомнил про Григория Перельмана, работающего, практически, даром!

Давайте оставим всё это без комментариев.

2. До сих пор нет конкретного результата в переговорах между руководством РАН и правительственными структурами по требованиям, выдвинутым научным сообществом. В частности, не возвращены отнятые у РАН 3,5 млрд. руб., а ведь это, ни много ни мало ~11% всей суммы финансирования РАН. И хотя урезание не затронуло строку зарплаты (70% всех затрат!), зато всё остальное: материалы, реактивы, оборудование, приборы и т.д. сокращено почти на треть! Хотя и до того это всё занимало, как видим, всего лишь 30 процентов затрат! «Кошкины слёзы»! Профанация науки! И если связать вот этот неоспоримый факт со словами В.Путина о необходимости повышения эффективности науки, то имеем очевидный абсурд: денег на исследования не дают, а научный результат подай, и всё тут!

Один из множества последних по времени примеров: в Санкт-Петербурге в Институте высокомолекулярных соединений РАН со 2 июня 2010 г. каждый понедельник отныне объявлен "днём без экспериментов". Из-за безденежья! По той же причине уже несколько раз отключали экспериментальный реактор у ядерщиков! И т.д. и т.п. по большинству академических институтов. Но ведь фундаментальная наука - «это не та область, где можно навскидку оценить: вот это исследование нам сейчас нужно, а это не нужно». И исследования без экспериментов невозможны! Учёные прекрасно помнят, что в 1936 году в "бесперспективные направления" в СССР попала ядерная физика, и если бы не «папа Иоффе» (чьё имя ныне носит питерский Физтех), то ещё неизвестно, были бы мы с вами вообще! А сейчас в «непрорывные» направления у правительства РФ угодила астрономия! Хотя, к примеру, в США всё обстоит с точностью до «наоборот»! И новый космический боец у них появился не зря, ох, не зря! Причём, принципиально новый. И ещё. Америка старается не повторять своих прежних ошибок: помните дела с первым спутником, с первым человеком в космосе, с вынужденным всем этим поворотом американцев к фундаментальному математическому образованию и т.д.

А мы? Цитирую: «Институт высокомолекулярных соединений Санкт-Петербургского научного центра РАН уже 20 лет бьётся над тем, чтобы изобретение его учёных - заменитель крови, так необходимый в чрезвычайных ситуациях и при массовых авариях и катастрофах, был всё же внедрён. То же можно сказать и про заменитель кожи, изобретенный в Институте цитологии РАН, и про отечественный компьютерный томограф, созданный в Физтехе Казани, и про преобразователь солнечной энергии в электрическую, и про другие разработки, оказавшиеся не нужными России».

Вот здесь допущена явная неточность: не России они не нужны, а предателям России - вполне конкретным лицам из чиновничества, криминалитета и олигархата!

Не лучше, чем в случае с РАН, обстоят дела и с другими госакадемиями. Так, директор Всероссийского института растениеводства (ВИР) Академии сельскохозяйственных наук РФ (РАСХН) Николай Дзюбенко говорит: «Мы - единственный генетический банк в мире, который вынужден сам зарабатывать деньги, чтоб содержать имеющиеся (государственные! - ТГ) коллекции растений. Мы уплотнились, ужались, насколько могли, чтобы сдавать свои помещения в аренду, а вырученные деньги идут на поддержку коллекции, на ремонт здания. Сейчас...отреставрированы фасады нашего института, но ведь государство ни на реставрацию, ни на ремонт не выделило ни копейки!»

Пресловутое секвестирование приведёт уже в сентябре-ноябре текущего года к тотальному отключению академических институтов от коммунальных услуг, т.к. закончатся выделенные на это бюджетные средства. Тогда «вырубят» связь, электроэнергию, воду, тепло! Сделают и не дрогнут. Наступит реальный мрак и хлад,... и учёные разойдутся по домам! То-то будет «высокая эффективность научных исследований»! А, может, именно этого и хотят?!

Давайте сравним: в 2010г. на нужды РАН государство выделило 49,3 млрд. рублей, что - менее пяти процентов от 1 трлн. 100 млрд. рублей, которые (по словам В.Путина на Общем Собрании РАН 18 мая), идут на науку и высшее образование. При этом на Сколково и «Роснано» выделено 60 млрд. рублей и 130 млрд. рублей соответственно. Разница весьма ощутима, не так ли?!

По мнению председателя профсоюза РАН, д.ф.-н.н. В.Вдовина: «Научное сообщество России рассматривает Сколково и «Роснано» как не вполне удачные попытки исправить ситуацию с продвижением фундаментально-научного задела (который пока в стране, бесспорно, есть) в сферу производства. Причина проблемы понятна - за 20 лет погубили почти всю отраслевую науку и отбили спрос на наукоёмкую продукцию у промышленности... Но попытки немного неуклюжие. Эти проекты не прошли ни научной экспертизы, ни широкого публичного обсуждения. Но главное - не поставлены цели, для чего они создаются... И выходит, что это всего лишь демо-версии.

В советские времена такого рода проекты строились под вполне конкретные задачи. Нужна атомная энергетика - построим Обнинск, хотим атомную бомбу - Саров, современную полупроводниковую электронику - Зеленоград, летим в космос - серия НИИ и КБ (НПОЛ, ИСС и т. п.). Задачи конкретны до предела, ресурсы и инфраструктура - точно под задачу, результат - надёжно проверяем. Не полетела ракета, не пошёл ток из атомной энергетической установки и т. п.- и есть за что и с кого спросить. А с демо-версии и спроса никакого! Вот тут тоже грустно, хотя интерфейс между фундаментальной наукой и рыночным (а также и социальным) продуктом создавать всё равно придётся.

Повесить все проблемы на фундаментальную науку и сделать её ответственной за провал инновационной деятельности в стране, конечно, можно. Но ведь надо, наконец, понимать хотя бы то, что в цепочке: НИР - ОКР - опытный образец - серийный продукт каждый последующий шаг требует увеличения объёма финансирования на порядок! Академия наук России сегодня вполне достойно ведёт работу в отведенном ей первом звене представленной цепи. По мере сил входит и в другие. Но реально денег не дают даже на первую».

Это была цитата из «Газеты.Ru».

3.В сложившейся ситуации молодой (а, зачастую, и не только молодой) учёный помимо научной деятельности, за которую он получает в среднем 10 тыс. руб. (а стипендия аспиранта - 1,5 тыс. рублей!), вынужден подрабатывать на стороне, чтобы хоть как-то прокормить семью.

В таких условиях как можно требовать от учёных полной отдачи в науке?

4. Нет никакой уверенности, что ситуация 2010 года не повторится при формировании и исполнении Бюджета РФ-2011 года. При таком подходе отечественной науке не выбраться из уготованной для неё ямы, и может оказаться прав президент РАН Ю.Осипов, печально резюмировавший 27 мая в ток-шоу М.Швыдкого, что если «всё останется на бумаге... то на этом всё (подразумевается - наука в России и сама Россия - ТГ) и кончится»! Не дай, как говорится, бог!

К слову, когда акад.Ю.Осипов говорит, что самое главное, что нужно сейчас сделать - это вернуть молодёжь в науку, добавим: и сохранить тех, у кого эта молодёжь будет учиться науке.

5. Академия наук России нуждается в модернизации. Но её должны осуществлять сами учёные, а не чиновники. Чиновники обязаны помогать, а не гробить РАН в её модернизации! Ведь РАН - это последний оплот серьёзной науки в нашей стране (сохранённый колоссальными усилиями научной общественности РФ)!

6. России необходим высокий авторитет РАН! Его нужно восстанавливать и в государстве, и в самом народе. Ведь если народ не будет верить своим самым умным и знающим людям, он станет верить чужим! А также - разного рода жуликам, невеждам, проходимцам! Сама РАН тоже должна приложить к восстановлению своего авторитета хоть какие-то усилия. Иначе получается так: недавно РАН весьма убедительно доказала, что «чистая вода Петрика» - это блеф и жульничество, незнание и невежество. Доказала и что? Каковы оргвыводы для участников афёры? Может быть, Б.Грызлов вместе с Петриком вернули деньги государству? А, может, эти деньги отдали как раз тем (учёным РАН), кто и вывел эту довольно странную команду на «чистую воду»? Ничего этого нет! Выходит, сама же РАН и не использовала столь блестящий шанс поднять в народе свой же авторитет!

7. Пора прекратить наращивать вузовскую науку за счёт и в ущерб науке академической. Это давно сформировавшееся общественное мнение озвучил 27 мая ведущий ток-шоу «Культурная революция» М.Швыдкой. Программа называлась « Наша наука осталась в прошлом?" с участием президента РАН Ю. Осипова и академиков РАН Е. Каблова, Р. Нигматулина и М. Угрюмова.

Ведуший резюмировал: «больше всего смущают такие жуткие шатания, жуткие колебания из стороны в сторону. Вот сейчас у нас главная задача сделать науку университетской. Но если мы вспомним Эйзенхауэра, он в США после испытаний нашей ядерной бомбы создал два научных центра и один их них - только для того, чтобы занимался интернетом - для того, чтобы сохранить горизонтальную систему управления на тот случай, если была бы разрушена вертикаль в случае советского ядерного удара... Ясно, что после этого нового американского военного космического корабля (недавно запущенный США принципиально новый космический боец - ТГ) начнётся новый виток разработок в этом направлении...Вопрос вопросов... - мы живём хуже по многим параметрам жизни, имея при этом достаточно сильную науку для такого стандарта жизни. Это тоже надо понимать». И завершил вопросом ко всем зрителям: «На что, на какие жертвы мы готовы пойти как страна, как государство для того, чтобы наша наука выдержала бы уровень конкурентоспособности?.. Можно обвинять первых лиц государства, но важно понять: на что общество готово пойти, чтобы наша наука стала снова конкурентоспособной?». Конец цитаты.

Но ведь можно спросить и по-другому: на какие жертвы готовы пойти первые лица государства, класс богатых, класс чиновников? Если этот наш вопрос останется без ответа, тогда - извините, господа! И не говорите потом, что, вот, мол, не знали - не ведали. Ещё столетия назад мудрый Б.Спиноза предупредил всех: «Незнание - не довод, невежество - не аргумент"!

Т.Е. Головина,

координатор ПРИОР-Магнит,

член Центрального совета Движения "За возрождение отечественной науки".