Разделы
- Главная страница
 - Новости
 - Краткий исторический экскурс
 - Эра динозавров
 - Гигантские растительноядные динозавры
 - Устрашающие хищные динозавры
 - Удивительные птиценогие динозавры
 - Вооруженные рогами, шипами и панцирями
 - Характерные признаки динозавров
 - Загадка гибели динозавров
 - Публикации
 - Интересные ссылки
 - Статьи
 - Архив
 
Статистика
На Марс и обратно
3 июня 2010 года в Институте медико-биологических проблем РАН  (ИМБП) стартует уникальный научный проект «Марс-500». Шесть  испытателей-добровольцев проведут 520 дней в сымитированном полёте на  Марс и обратно. «Частный корреспондент» осмотрел «космический корабль» и  «прошёлся» по поверхности Красной планеты.
Стать добровольцем можно было на конкурсной  основе. Основные критерии: возраст от 25 до 55 лет, здоровье и профессия  врача или инженера. Заявок на участие было подано множество, но в ходе  отбора осталось всего семь человек. Имя дублёра, который останется на  Земле, пока не разглашается.
- 
1. Сухроб Камолов (37 лет, Россия), кардиохирург, кандидат  медицинских наук, работал в Научном центре сердечно-сосудистой хирургии  имени Бакулева и участвовал в операциях на сердце в качестве первого  ассистента. В прошлом был военным хирургом, закончил военно-медицинскую  академию имени С.М. Кирова.
 
2. Михаил Синельников (37 лет, Россия), сотрудник подмосковного Центра подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина, инженер-механик, закончил Калининградское высшее военно-морское училище, специализация в Центре подготовки космонавтов — имитации выходов космонавтов в открытый космос, тренировки в гидробассейне.
3. Александр Смолеевский (32 года, Россия), бывший сотрудник Института военной медицины, выпускник Военно-медицинской академии им. С.К. Кирова, практикующий врач, в Институте военной медицины занимался психофизиологическими исследованиями.
4. Алексей Ситев (38 лет, Россия), сотрудник Центра подготовки космонавтов, закончил Высшее военно-морское инженерное училище, по профессии — инженер-кораблестроитель, в ЦПК участвовал в подготовке экипажей МКС по внекорабельной деятельности в условиях моделируемой невесомости в гидросреде.
5. Ванг Ю (27 лет, Китай), преподавал в Китайском центре подготовки космонавтов, закончил медицинский институт, состоит во второй предварительной группе отбора в китайские космонавты.
6. Диего Урбина (27 лет, Италия), бакалавр в области электронной техники, в Международном космическом университете в Страсбурге (Франция) получил степень магистра по космическим исследованиям.
7. Роман Шарль (31 год, Франция), закончил Французский институт современной механики в Клермонт Феранд, инженер, работал в ряде промышленных компаний в качестве технического менеджера.
Это уже третий этап эксперимента, от удачи которого будет зависеть  возможность реального полёта на Марс. Первый этап прошёл в ноябре 2007  года и занял всего 14 дней. За это время прошла проверка соответствия  технических и эксплуатационных характеристик модулей, составляющих  «космический корабль».
После успешного завершения первого этапа началась подготовка ко второму —  105 дней имитации полёта. Он прошёл с 31 марта по 14 июля 2009 года, во  время которого изучались особенности физиологической и психологической  адаптации экипажа в длительном полёте.
Третий этап продлится 520 дней — примерно столько в действительности  пришлось бы лететь на Марс и обратно. 250 дней уйдёт на «полёт» туда,  потом команда разделится на две тройки, одна останется на орбите, а  вторая «спустится» на Марс, где проведёт 30 дней, и 240 дней уйдёт на  «обратный путь». Будет исследоваться состояние здоровья экипажа,  работоспособность. Кроме того, за 520 дней станет ясно, насколько  человечество психологически и технически готово к межпланетному  перелёту.
«Космический  корабль» состоит из нескольких модулей. В одном из модулей  расположены индивидуальные каюты, кухня, кают-компания, рубка управления  и санузел. В другом модуле находится спортзал, санузел, оранжерея,  склад продуктов и инструментов, холодильник и шлюз для удаления отходов.  В медицинском модуле кроме медицинских приборов есть ещё два спальных  места, кухня-столовая, санузел и экспериментальный отсек. А также  модуль, имитирующий марсианскую поверхность, находиться там можно только  в скафандрах «Орлан-Э».
«Частный корреспондент» ознакомился с «кораблём» и пообщался с  организаторами уникального проекта.
Из центра Москвы на Марс
Представить, что на обыкновенной улице в Москве расположился космический  корабль, практически невозможно. Тем не менее неприметное здание на  территории научного института, в холе которого стоят бюсты Юрия  Гагарина, Сергея Королёва и Константина Циолковского, вместило в себя  надежду землян.
Внутри большого ангара расположились модули корабля, где экипажу  испытателей придётся провести 520 дней в полной изоляции от внешнего  мира. С виду — обычные конструкции с эмблемой проекта. Около открытой  двери несколько человек упаковывают бельё и укладывают его в большой  пакет и, чтобы оно занимало меньше места, вакуумируют.
Чтобы не мешать людям работать, меня приглашают обойти с другой стороны.  В первый модуль мы заходим со стороны спортзала. Обыкновенные с виду  спортивные тренажёры, по углам за занавесками находятся не очень большие  душ и туалет. На столе стоит ноутбук, над ним ионизатор воздуха и ещё  какие-то приборы учёта. На «корабле», кстати, есть локальная сеть, по  которой связаны все компьютеры.
Маленький коридор, в котором находится шлюз для утилизации мусора, ведёт  в жилой модуль. Круглый переход чем-то напоминает подводную лодку, а  его размер вызывает сомнения, что мне удастся пролезть сквозь него.  Пропускаю вперёд сопровождающего меня пресс-секретаря ИМБП Павла  Моргунова, чтобы подсмотреть, как это лучше сделать, но всё равно  поначалу застреваю.
Мы попали на кухню. До полёта ещё две недели, поэтому присутствие на  столе обыкновенных чашек и стеклянной бутылки с газировкой не удивляет.  Но в «полёте» не будет никакого стекла, только пластик. На кухне есть  микроволновая печь и обыкновенный электрический чайник, что в сочетании с  мебелью, похожей на мебель из магазина «ИКЕА», мало чем отличается от  обыкновенной кухни. Разве что очень много искусственного света и очень  мало пространства.
Кухня для русского человека — традиционное место для бесед. Вот и мы  присаживаемся к столу, чтобы поговорить о проекте, прежде чем продолжим  осмотр «корабля».
— Какая главная задача эксперимента?
— Проверка  работоспособности людей во время имитации межпланетного перелёта,  проверка правильности медицинского и психологического сопровождения.  Эксперимент полностью моделирует ситуацию перелёта — замкнутое  пространство, задержка связи 20 минут в одну сторону и так далее.  Моделирует всё, кроме невесомости и влияния космической радиации.  Невесомость на Земле смоделировать сложно, возможны только эффекты  невесомости. А радиацией никто никого специально облучать не будет.
Каждый день будет проводиться множество экспериментов, в том числе  медицинских. Взятие крови, ультразвук, электрокардиограмма.
— Есть ли на «корабле» приборы, специально созданные для  эксперимента?
— Доработаны скафандры. Ведь существующие скафандры  разработаны для выхода в космос, а не для прогулок по планете. Поэтому  их специально дорабатывали.
Есть новые многофункциональные тренажёры. Уникальное подобранное  питание. Ведь «полёт» длится полтора года, и возможности допоставки  питания не будет. Гарантированный срок хранения должен быть не менее 520  дней. Это либо продукты глубокой заморозки, либо сублимированное  питание.
Также разработана уникальная система складского учёта с помощью компании  Motorola. Это ведь не только питание, но и одежда, инструменты.  Благодаря специальной программе и приборам экипаж будет точно знать, где  что находится и сколько осталось. В итоге мы получим полную картину по  каждому «космонавту» за все из 520 дней.
— У экипажа будет жёсткий режим питания? Или можно будет сегодня  меньше поесть, а завтра побольше? 
— Для каждого члена экипажа  разрабатывался рацион питания так, что в день они имели полный набор  микроэлементов и витаминов. Предусмотрено четырёхразовое питание —  завтрак, обед, ужин и перекус.
Кроме того, у них будет витаминная оранжерея. Они будут выращивать лук,  салаты, редис и т.д. Это также и психологическая разгрузка — среди всего  железного, пластикового, деревянного будет что-то живое, за чем нужно  ухаживать.
— Проход между модулями, через который мы сюда вошли, должен быть  открыт или закрыт?
— Двери между модулями, в отличие от всех  внешних дверей, будут открыты. Если проигрывается внештатная ситуация,  допустим, повысилось содержание микропримеси в воздухе, переборки  закрываются и происходит очистка воздуха. Каждый модуль герметичен и  имеет свою систему жизнеобеспечения.
— А какие ещё внештатные ситуации входят в план «полёта»?
—  Заранее мы не можем сказать, нужно, чтобы члены экипажа были не готовы к  таким ситуациям. Эксперимент моделирует реальный полёт, поэтому лучше  всё предусмотреть. Будет создан ряд внештатных ситуаций, чтобы понять,  насколько отлажены все действия, узнать реакцию команды и что ситуация  может потянуть за собой как в техническом, так в медицинском и  психологическом плане.
— Если возникнет ситуация, которую сложно разрешить, эксперимент  может быть прерван?
— Члены команды — испытатели и добровольцы.  Да, они идут добровольно, но это работа. Тяжёлая и непростая работа. Но,  если возникшая ситуация будет представлять угрозу здоровья и жизни для  кого-нибудь, безусловно, этот член экипажа будет выведен из  эксперимента. Однако в составе экипажа будет врач, а может, и два,  которые постоянно будут следить за состоянием команды, а снаружи будет  работать группа психологов, которые будут вести психологическую картину.  Все вопросы будут решаться на этапе их возникновения, и до критической  точки не дойдёт.
— Есть ли скрытые камеры на «корабле»?
— Никаких скрытых  камер. Все камеры висят открыто. Они есть везде, кроме кают, санузла и  душа. Основные две линии эксперимента — медицина и психология. Поэтому  нужно наблюдать, что происходит на «корабле». Но люди быстро забывают  про камеры. Это же не телевизионное шоу. Предыдущие экипажи говорили,  что обращали внимание на камеры первые два дня, а потом забыли.
— Из чего состоит день на борту?
— У экипажа есть график работ  на все 520 дней. Восемь часов на сон, восемь для работы и восемь на  отдых. В работу входит проведение медицинских и психологических  экспериментов, занятие спортом, взятие различных проб. Отдых отведён на  усмотрение экипажа, как они захотят его проводить.
У ребят есть каюты, где они могут отдохнуть. Есть кают-компания, где  стоит телевизор, есть большая фильмотека и аудиотека, которые собирались  с учётом интересов и пожеланий кандидатов. Также на «корабле» есть  большая библиотека электронных книг. Судя по опыту прошлых  экспериментов, экипаж в основном проводит свободное время вместе.
— А разве они не посменно будут работать?
— Нет, посменная  работа будет только у дежурных, которые следят за параметрами среды  обитания и работой систем.
— Будет ли информационная изоляция? Сможет ли экипаж общаться с  родными? Будут ли они вести блог?
— Прямой связи с внешним миром  не будет. Только через Центр управления полётом. Экипаж будет получать  новости примерно два раза в неделю. Психологи будут составлять дайджест с  учётом интересов каждого: спорт, политика, культура. Есть определённые  дни, когда можно связаться с родными, но опять-таки через ЦУП. Можно  будет написать письмо, которое передадут. К тому же существует  психологическое сопровождение родных. Это отрепетировано ещё на реальных  полётах.
Блог планируется. Экипаж будет что-то писать, передавать, и мы будем  размещать. Возможно, будут отклики, на которые они смогут ответить. Но  это тоже всё будет через ЦУП и строго регламентировано.
— В экипаж специально отбирали только мужчин?
— Нет, так  получилось. Гендерный вопрос не был принципиальным. Главным критерием  были профессионализм и здоровье.
И хотя разговор интересный, мы решили его временно прервать, чтобы  продолжить осмотр «корабля». В жилом модуле кроме кухни есть  кают-компания. Не очень большой плазменный телевизор, шкафы с ещё пока  пустыми полками, кресла. Стены украшены фотографиями известных  космонавтов. Павел объясняет, что это осталось от предыдущих экипажей, а  новый экипаж сам украсит стены, как ему захочется, в процессе «полёта».
Из кают-компании есть проход в медицинский отсек. Но мы туда не идём,  так как чтобы в него попасть, нужно пройти-проползти по изогнутой трубе,  а там я уже точно не пролезу. Поэтому идём в другую сторону осматривать  каюты.
Шесть одинаковых, совсем крошечных кают, на глаз чуть больше 3 кв.  метров. Кровать со специальным ортопедическим матрасом. Над кроватью  полка. Маленький столик. Особо не разгуляешься. В каюте я впервые  подумала, что не смогла бы полтора года жить в таких тесных условиях.
Больше смотреть в жилом модуле нечего, и мы отправляемся на склад. Склад  — это три небольшие последовательно расположенные комнаты. В первой  находятся холодильные камеры, во второй коробки с едой, в третьей —  одежда и инструменты.
Два человека описывают каждый предмет и коробку, составляя базу.  Познакомились, разговорились.
— Сейчас загружена четверть склада — 820 различных наименований, —  рассказывает Михаил Куркин, директор фирмы «Кортес», отвечающей за склад  «корабля».
— На прошлом эксперименте такой системы учёта не было. Предстояло 105  дней «полёта», а экипаж уже в первый день начал путаться, где что лежит,  — поддерживает разговор его коллега Виктория Заболеева-Зотова, — а ведь  им некогда заниматься всем этим. Каждый день, каждый час расписан. Они  даже спят в датчиках.
Михаил показывает, как работает система. Около двери наклеены  штрих-коды, определяющие членов экипажа. Когда кто-то приходит на склад,  он подносит специальный терминал к своему штрих-коду, и система  «залогинивается» под именем «космонавта».
— Потом достаточно нажать кнопку «Взять», поднести к штрих-коду на  ячейке, потом на товаре, — объясняет Михаил, — терминал выдаёт, что это и  сколько такого наименования ещё осталось. Если это еда, то она  вычёркивается, если инструмент, то его нужно вернуть. В базе сохраняется  информация, кто конкретно и что взял. Всего два терминала. Когда они  прилетят на «Марс», один терминал заберут во взлётно-посадочный модуль,  где есть свой небольшой склад. Ведь трое из экипажа 30 дней проведут  там.
— Это только так кажется, что всего много будет. Но если разделить на  полтора года, то нельзя сказать, что экипаж шикует, — чисто по-женски  замечает Виктория, — например, постельное бельё или полотенца — смена  постельного белья раз в десять дней.
Интересуюсь, есть ли алкоголь. Оказывается, что есть. Две коробки  порошкового красного и белого вина. Один пакетик соответствует одному  бокалу. Всё питание в основном в пакетиках. Только по 40 привычных  пакетов молока и сока на первое время. Есть и йогурт — специальное  немецкое детское питание, у которого срок хранения до февраля 2011 года.  Замечаю корицу и другие приправы. Наверное, для вкуса, когда останутся  уже только сублимированные продукты.
Спрашиваю, чувствуют ли они свою причастность к космосу. Михаил и  Виктория смеются.
— Вначале чувствовали, а сейчас уже привыкли. Космос и космос,  обыкновенная повседневность.
А напоследок мы поднимаемся в модуль, где сымитирована поверхность  Марса. Честно скажу, эту часть экскурсии я представляла совсем иначе.  Большое пространство с полукруглой крышей было засыпано песком, на  котором лежали обыкновенные камни. Хотя, может, оно так и есть на самом  деле.
— Марсианского песка у нас, конечно, нет, — заметил Павел моё лёгкое  разочарование. — Песок самый обыкновенный. Но вот небо, говорят, очень  похоже.
И вдруг погас свет. Маленькие огоньки, украшающие крышу, ярко  засветились, словно миллиард звёзд. Пусть ненастоящий, но всё-таки Марс.
