Разделы
- Главная страница
- Новости
- Краткий исторический экскурс
- Эра динозавров
- Гигантские растительноядные динозавры
- Устрашающие хищные динозавры
- Удивительные птиценогие динозавры
- Вооруженные рогами, шипами и панцирями
- Характерные признаки динозавров
- Загадка гибели динозавров
- Публикации
- Интересные ссылки
- Статьи
- Архив
"Космический пришелец". Через несколько лет спорткары будет не узнать
Концепт Mazda Taiki - одна из главных сенсаций прошедшего Токийского автосалона. Модель позволяет увидеть, каким будет новый спорткар японской компании через три года.Токийские автосалоны, как известно, славятся концептами, крутыми разработками автомобилей будущего. Маздовская «сенсация» предстала вознесенными вверх крыльями-дверьми, обдуваемым, словно «плащом», кузовом и вынесенными за пределы автомобиля задними колесами. У нее также оказался роторный двигатель с непосредственным (!) впрыском топлива.
Японские компании на домашней выставке отрываются по полной. Но маздовцы подняли градус крутости на своем концепте до невиданных прежде высот. Все, кто видел Taiki, в один голос восклицали: этот автомобиль сможет появиться в серии не ранее 2050 года! Между тем главный дизайнер компании, Лоренс ван ден Акер, твердо заявил «Профилю»: «Mazda Taiki - образец будущих спортивных автомобилей Mazda, которые выйдут уже через три года». Предыдущий концепт, Hakaze («Хаказей» - «Лист На Ветру»), тоже выглядел космически, но оказался полностью готов к использованию и почти полностью послужил прототипом спортивного кроссовера Mazda CX-7, который раскупают сейчас как горячие пирожки, а саму идею скоростного, спортивного кроссовера переняли многие производители.
Плащ небесной девы
Если отвлечься от впечатляющего внешнего вида нового «космического пришельца», нетрудно увидеть, что в основе концептуальной разработки Mazda действительно лежит спортивное купе с полностью стеклянной крышей. По сути, это даже родстер с передним расположением мотора и приводом, как и положено спорткару, на задние колеса. Причем родстер принципиально нового направления, если учитывать расположение задних колес и необычный двигатель.
Однако главное в концептуальных разработках - внешность. Mazda уже второй год кормит мир всевозможными дюнами, волнами, рябью, «застывшим течением времени». Этот же стиль унаследовала и Taiki. При этом, надо признать, все эти сложные, не поддающиеся простой материализации субстанции снова оказались удачно перенесенными на материальный объект, каковым является автомобиль. Это четвертый концепт «дизайна течения», завершающий серию и совершенствующий философию Mazda, выраженную словами zoom-zoom - звук, который издают дети, катая машинки по полу.
Taiki в переводе с японского - атмосфера. «В каждом концепте серии мы использовали темы, взятые у природы, - течение воды или рельеф дюн, - сообщил в беседе с корреспондентом «Профиля» главный конструктор Mazda Ацухико Ямада. - Но для Токийского автосалона мы захотели создать концепт, который объединил бы всю красоту и мощь окружающего мира, и обратили внимание на воздух, который окружает нас повсюду». Лоренс ван ден Акер дополняет: кузов Mazda Taiki имитирует небесные одежды, развевающиеся на ветру. Этот образ потоков воздуха навеяли нам хагаромо - плащи небесных дев из японских легенд, с помощью которых они летают. В попытках найти правильный образ мы даже замачивали эти одежды в гипсовом растворе и вывешивали их на ветер, чтобы таким образом получить движение воздуха в твердой форме.
Одно полотнище плаща-хагаромо обтягивает передние крылья Taiki, прижимается складками к боковым поверхностям и «заворачивается» под днище. Второе - проходит по капоту и крыше и обрывается на ветру сзади, образуя крылья. Сочетание «летящей» нижней и верхней поверхности, по мнению главного дизайнера, и должно передавать потоки воздуха и визуально скрадывать истинные размеры кузова, чтобы автомобиль казался небольшим, изящным и легким. «Гильотинами» открывающиеся двери призваны создавать образ восходящих потоков. А для большего усиления воздушности и «неосязаемости» концепту придумали еще и специальную серебряную краску ozonic silver, создающую эффект прозрачности конструкции.
Помнится, у Hakaze кузов напоминал рябь, которую оставляет на песке ветер, и, чтобы поверхность походила на дюны, Mazda также разработала для него специальную краску и технологию нанесения. В результате кромка волны действительно получилась, как в жизни, светлее основы. Вблизи в ней можно было различить частицы, похожие на песчинки. При этом на ощупь поверхность автомобиля оставалась гладкой. Здесь история с краской повторилась.
Решетка радиатора Taiki - еще один верх крутизны и технологических решений. Ее «лезвия» снабжены светоизлучающими диодами и вместе с задними фонарями кажутся просвечивающими из-под плотной материи кузова. При этом диоды видно, только когда они включены. Поток воздуха повторен и в рисунке протектора покрышек, специально изготовленных для Taiki компанией Yokohama. А диски напоминают воздушные турбины.
Рыбы на ветру
Волны, изгибы, ветер присутствуют и в интерьере автомобиля. Его дизайн, по словам Ацухико Ямада, родился под впечатлением развевающихся флагов koinobori, которые обычно полощутся на празднике весны в мае. При этом салон разделен на две несимметричные зоны - черную и белую, водительскую и пассажирскую. Черный цвет, по мнению дизайнеров, позволяет сконцентрироваться на вождении. Белый - создает ощущение повышенного комфорта. Панель приборов - еще один «ветер»: переплетающиеся куски летящей материи, которые продолжаются на обивке дверей и сиденьях, задняя часть их выполнена из прозрачного материала.
Ветер же с помощью каллиграфии по коже (уникальная технология от текстильной компании Nuno) «изображен» кистью японского художника и на обивке автомобиля. Руль - некруглый и состоит из трех лепестков. Роль тахометра выполняет бегущая по краю панели красная светодиодная строка, отображающая величину крутящего момента двигателя. «Это как бы биение сердца в ответ на посыл автомобиля газом, - замечает Ацухико Ямада, - чтобы эмоционально действовать на мчащегося водителя».
Вся сила в роторе
Taiki - это дальнейшее развитие спортивной линейки автомобилей Mazda с роторными моторами, последняя модель из которых - RX-8 - пользуется высоким спросом в Европе и особенно, как можно увидеть на улицах Токио, в самой Японии. Mazda продолжает настаивать на перспективности ротора, которому, как и Токийскому автосалону, исполнилось 40 лет. У нового поколения Renesis, который установлен на концепте Taiki, объемом всего в 1,6 литра, непосредственный впрыск, по-новому сконструированная камера сгорания и мощность более 200 л.с. Впрыск повысил экономичность и экологичность двигателя. При этом агрегат остался таким же легким и компактным, как и предыдущие модели, несмотря на возросшую мощь. Малые размеры и вес - главные достоинства роторных двигателей. Корпус нового мотора сделан из алюминия - еще одно новое слово в роторном моторостроении. Мотор, говорят, можно использовать и с водородным топливом.
Поражает и обтекаемость нового автомобиля: коэффициент аэродинамического сопротивления Taiki - 0,25. А также то, что конструкторам удалось добиться в модели нулевой подъемной силы за счет правильного конструирования днища автомобиля. Такая конструкция позволяет автомобилю развивать высокую скорость без потери управляемости и устойчивости. Сверху автомобиль напоминает каплю, а особенное, «расставленное» расположение задних колес не только адресует потребителя к гоночным автомобилям, но и направляет потоки воздуха от передних крыльев в своеобразные туннели между кузовом и задними крыльями, создавая дополнительную прижимающую силу.
Дизайн, создающий ощущение движения даже у стоящего автомобиля, воплощаемый в концептах и серийных автомобилях Mazda, не раз оценивался как самый плодотворный и перспективный на различных конкурсах и шоу. Лоренс ван ден Акер называет процесс разработки таких машин «захватывающим путешествием в поисках нового облика автомобилей Mazda». Японцы умеют притягивать свои образы, особенности мышления и восприятия к созданию современных и неповторимых автомобилей. Жаль лишь, что, доходя до серийных разработок, большинство идей все же теряет часть своей энергии.