Разделы
- Главная страница
 - Новости
 - Краткий исторический экскурс
 - Эра динозавров
 - Гигантские растительноядные динозавры
 - Устрашающие хищные динозавры
 - Удивительные птиценогие динозавры
 - Вооруженные рогами, шипами и панцирями
 - Характерные признаки динозавров
 - Загадка гибели динозавров
 - Публикации
 - Интересные ссылки
 - Статьи
 - Архив
 
Статистика
Органические продукты — враги природы
Исследование показало, что пестициды и минеральные удобрения для природы  безопаснее чем «дедовская» агрикультура.
Технологический прогресс, как это ни странно, часто определяется не  изобретениями, а идеями. Проблема существующих технологий состоит в том,  что многие люди не хотят их применять. Передовым краем сопротивления  научно-техническому прогрессу долгое время было — и остается — сельское  хозяйство.
Один из самых устойчивых мифов состоит в том, что современные  технологии либо портят качество продуктов, либо вредят окружающей  среде. Поэтому, считает множество людей (и часто влиятельных), надо по  возможности есть продукты, выращенные без применения пестицидов,  заводских удобрений и генетически модифицированных продуктов. Такой  способ хозяйствования (известный как «органическое» сельское хозяйство)  существует практически только благодаря широко распространенным  заблуждениям разного рода. И если об иррациональных страхах (ГМО) и  вкусах не спорят, то с псевдонаучными аргументами, к счастью можно  бороться. В частности, научные исследования опровергают популярное  убеждение, что органическое сельское хозяйство щадяще относится к  природе.
В опубликованном недавно исследовании 192 полей, использующих разные  методы земледелия, было подсчитано, насколько применение дедовских  агротехнических методов улучшает разнообразие фауны и флоры. Оказалось,  что количество видов птиц, насекомых и растений на органических полях  выше на 12,4%, чем на «обычных», то есть использующих современные методы  хозяйствования. Эффективность органических хозяйств с точки зрения  увеличения разнообразия была чуть выше, если бы они занимали большие  площади, но это редко бывает так. Заодно исследователи получили и  очередную оценку продуктивности органических полей: она уступала  «современным» полям больше, чем в два раза (на 55%). Таким образом, весь  положительный эффект традиционной агрикультуры сводится на нет  двукратным увеличением пахотных земель.
Органическое фермерствование обеспечивает меньше 1% рынка  селькохозяйственной продукции, и изучение его влияния на окружающую  среду было бы практически бессмысленным занятием, не будь оно связано с  двумя важными политическими вопросами. Первый вопрос состоит в том,  может ли сознательный отказ от достижений прогресса быть эффективной  мерой для решения хоть какой-нибудь проблемы (даже такой отвлеченной как  охрана окружающей среды). Авторы исследования дали на него  исчерпывающий ответ: гораздо выгоднее максимально эффективно  использовать сельскохозяйственные угодья, а животных защищать при помощи  организации на освободившейся земле заповедников. Второй вопрос, сугубо  практический, куда более важен: как эффективнее бороться с голодом в  странах, незатронутых произошедшей в 1960-х годах Зеленой революцией  сельского хозяйства.
Сельское хозяйство, в отличие от космонавтики или мобильной  связи, редко ассоциируется с прогрессом. Однако именно в этой области  прогресс за последние полвека был особенно впечатляющим. В мире  подушевое производство сельскохозяйственных продуктов за последние 40  лет выросло на 25% (несмотря на рост населения), — благодаря появлению  новых сортов зерновых, удобрений и ГМО. Во всем мире кроме Африки — там  производство еды сократилось за то же время на 10%.
Одной из причин неэффективности сельского хозяйства в Африке  является, безусловно, ее зависимость от международных благотворительных  организаций. Главный научный консультант британского правительства,  Дэвид Кинг, объяснял плачевное положение в Африке именно тем, что  некоммерческие организации и международные агентства, начиная с ООН,  придерживаются антинаучных взглядов и распространяют в Африке методы  ведения хозяйства, пригодные только для благоденствующих западных стран.  Среди поборников распространения органического сельского хозяйства в  Африке был и руководитель Программы ООН по окружающей среде Ахим  Штайнер. Программа по Окружающей среде создана как раз для того, чтобы  охранять окружающую среду за счет населяющих ее людей, — и в этом смысле  Штайнер был последователен. Но теперь нам в очередной раз напомнили,  что представители любых интересов должны ратовать за повсеместное  внедрение современного сельского хозяйства.
Органическое сельское хозяйство — это роскошь, которую могут себе  позволить только жители первого мира. И, кажется, мир начинает  относиться к органическим продуктам так, как они того заслуживают — как к  опасным для биоразнообразия предметам роскоши.
Отказ от одного безответственного заблуждения стоит больше, чем  несколько изобретений.
