Разделы
- Главная страница
- Новости
- Краткий исторический экскурс
- Эра динозавров
- Гигантские растительноядные динозавры
- Устрашающие хищные динозавры
- Удивительные птиценогие динозавры
- Вооруженные рогами, шипами и панцирями
- Характерные признаки динозавров
- Загадка гибели динозавров
- Публикации
- Интересные ссылки
- Статьи
- Архив
Череп как улика
Как внешность работает против вас. Профессора Александр Зинин знает, как по фотографиям определить, могут ли люди быть родственниками и почему фотороботы не похожи на реальных преступников.
Среди достижений профессора Александра Зинина — разоблачение мнимых «внуков» Сталина и «дочерей» Николая II. Он знает, как по фотографиям определить, могут ли люди быть родственниками и почему фотороботы не похожи на реальных преступников. Профессия Зинина — портретная экспертиза.
Дочь, не дочь?
«AиФ»: — Александр Михайлович, как связаны ваша профессия и попытки отыскать родственников исторических личностей?
Александр Зинин: — Портретная экспертиза нужна, чтобы по фотоснимкам человека понять, один и тот же человек на фотографиях или нет. Ведь преступники часто меняют фамилию, а вот внешность радикально изменить нельзя. Эти знания помогли определить, что внуки Сталина на самом деле мнимые. Некоторое время назад у вождя якобы нашлись внебрачные сыновья, дети которых и решили заявить о своём родстве с «отцом народов». Пришлось сравнивать фотографии мнимых «внуков» Сталина, его жены Надежды Аллилуевой, их детей, Василия и Якова, и настоящих внучек. После сравнения выяснилось, что у последних были определённые признаки внешности (строение области глаз, скул, носа), которые передались им по линии родителей, а мнимые «внуки» ими не обладали. Ведь все дети чем-то похожи на родителей или деда, бабушку, других родственников — по-другому не бывает.
Такая же история произошла и с «дочерьми» якобы не погибшего Николая II. Некий Берёзкин выдавал себя за Николая Романова, а его дочери утверждали, что они наследницы русского императора. Анализ снимков Берёзкина и Николая II показал, что это абсолютно разные люди. А «дочери», которые на момент исследования уже были старушками, не совпали с истинными детьми Николая II по строению черепов. К такому выводу удалось прийти, сравнив сохранившиеся уникальные фотографии девочек Романовых в детстве, обритых наголо после болезни, и фотографии старушек, претенденток на престол, сфотографированных в туго завязанных платках, чётко облегавших голову.
Наша экспертиза помогает и в гражданских делах. В Кемерове нам удалось отстоять права шахтёра на своё изображение. Его фото когда-то поместили на обложку книги. Местная сотовая компания без разрешения использовала снимок на рекламном щите, немного преобразовав его с помощью компьютера. Удалось доказать, что человек из рекламы узнаваем и сопоставим с человеком с обложки книги. Компания выплатила штраф.
Возраст не помеха
«AиФ»: — С возрастом люди сильно меняются. Как можно определить, что маленькая девочка и взрослая женщина — одно лицо?
А. З.: — Это сделать сложно, но можно. Американцы активно занимаются розыском пропавших детей. Они разработали интересную методику. Если ребёнку, когда он пропал, было два года, а ищут его уже десять лет, можно узнать, как он выглядит в данный момент. В таких случаях работают специалист в области портретной идентификации и стоматолог. Вместе они составляют предполагаемый портрет пропавшего. По этой методике, кстати, удалось получить новый портрет юного Пушкина — для этого использовали его детское изображение.
«AиФ»: — Во многих фильмах показывают, что преступники с помощью пластических операций изменяют внешность, таким образом уходя от правосудия. В этом случае фото не поможет — по нему нельзя будет идентифицировать личность…
А. З.: — Никакая операция не изменит строения черепа — оно просматривается даже после травмы. Нельзя изменить расположение глаз. Более того, лицо любого человека асимметрично, и изменить биологическую асимметрию, которая индивидуальна у каждого, невозможно.
«AиФ»: — Часто по телевизору показывают задержанного и его фоторобот, составленный до этого. Сходства нет практически никакого. Зачем тогда фотороботы висят на улицах, если по ним невозможно никого узнать?
А. З.: — Фотороботы нужны больше для милиции, имеющей определённые навыки. Однажды участковый смог опознать грабившего пассажиров таксиста по нижней части лица, которую увидел на фотороботе. Пятилетняя девочка описала насильника, составили его фоторобот. Дежурный милиционер узнал преступника, когда того задержали за нарушение общественного порядка, — что-то в облике задержанного показалось ему знакомым. Ведь главное здесь — даже не точное совпадение внешности, а тип внешнего облика.
«AиФ»: — Для составления фоторобота важно правильно описать человека. Но в стрессовой ситуации даже при всём желании невозможно запомнить детали…
А. З.: — Старайтесь замечать не детали, а общие признаки: рост, телосложение (худощавый, полный), особенности осанки (сутулый), форму головы, крупные или мелкие черты лица, взгляд (исподлобья или открытый), большой или маленький нос. Мелочи заметить трудно. Очень хороший способ запомнить внешность — подумать, на кого этот человек похож (на конкретного актёра, телеведущего, певца и т. д.). Было одно громкое дело, связанное с убийствами. Свидетельница сказала, что преступник похож на Алена Делона. Мы взяли снимок актёра, подретушировали — и по этому портрету нашли убийцу.
Досье
Александр Зинин. Родился в 1937 г. Профессор кафедры судебных экспертиз Московской государственной юридической академии, заслуженный юрист РФ. Более 40 лет занимается криминалистическим изучением внешности человека. Сложные портретные исследования выполнял по уголовным делам, а также по просьбам музеев. Подтвердил подлинность изображения А. Пушкина — ребёнка, работал с портретами, выполненными И. Репиным, другими художниками.