Динозавры и история жизни на Земле

Статистика




Яндекс.Метрика




СОИ возвращается. Лазеры для неё уже есть

12 февраля 2010 года самолёт с боевым химическим лазером «Боинг YAL-1A ABL» сбил баллистическую ракету с жидкостным двигателем. И хотя покупать химические лазеры воздушного базирования ВВС США не намерены, программу боевых лазеров, однако, никто закрывать не собирается: просто военным больше нравятся лазеры твёрдотельные.

Если кому-то показалось, что «Стратегическая оборонная инициатива» была мифом, специально созданным для развала СССР, он заблуждается: США только приблизились к созданию лазерной ПРО.

Министр обороны США Гейтс высказался против закупки семи ABL ещё в апреле 2009 года. По заявлению начальника штаба ВВС генерала Нортона Шварца, будущее не за химическими лазерами, а за твердотельными. Ещё в марте 2009 года компания Northrop Grumman испытала твердотельный лазер мощностью 105 кВт. При этом модульная конструкция лазера допускает дальнейшее увеличение мощности. Уже сейчас можно констатировать, что новое лазерное орудие — это качественный скачок в развитии технологий: твердотельный лучемёт уже в 2,5 раза легче химических той же мощности и несопоставимо удобнее в эксплуатации.

Американцы активно и успешно развивают свою лазерную программу, в том числе с противоракетной перспективой. ABL, предназначенный для уничтожения ракет на активном участке траектории (грубо говоря, на взлёте), очевидно, представляет собой недвусмысленный намёк на то, что может создавать нам проблемы уже лет через пять-шесть.

Лазерный перехватчик Пентагона никогда не предназначался для вторжения в воздушное пространство противника или хотя бы патрулирования вдоль его границ. Согласно взглядам командования ВВС США, ABL предназначены для дежурства в позиционных районах патрулирования стратегических субмарин и перехвата баллистических ракет подводных лодок (БРПЛ). Это предполагает взаимодействие с обычными силами противолодочной обороны, которые, как и прежде, будут осуществлять слежение за субмаринами вероятных противников и топить в случае конфликта. От ABL требуется сбить ракеты, которые стратегические подводные лодки смогут запустить до своего уничтожения. Насколько лазерное снаряжение самолёта соответствует возможностям их назначения?

Сложившееся ещё в первые постсоветские годы и крайне распространённое представление о том, что «лазеры СОИ — блеф и попили бюджета», мало соответствует реальности. Безусловно, заявленные возможности рейгановской Strategic Defence Initiative были дурной фантастикой в 1980-х и остаются ею и сейчас. Планы по уничтожению 1500 советских ракет действительно были пропагандистской лирикой. Однако фактически администрация Рейгана рассчитывала сбивать остатки советских межконтинентальных баллистических ракет, «выживших» после обезоруживающего удара США. А это требовало цифр меньшего порядка. Действительный облик СОИ отличался от пропагандистской фантастики радикально. При этом у советского руководства не было никаких сомнений в потенциальной способности американцев решить проблему ограниченного перехвата по той простой причине, что советские разработки в области лазерного оружия (в том числе и с космической перспективой) на тот момент продвинулись заметно дальше, чем в США, и у нас хорошо представляли масштабы угрозы.

Что изменилось с тех пор? Вроде бы ничего особенного: у нас был лазерный самолёт в незапамятные советские времена, а американцы всего лишь догнали СССР, с гигантским опозданием построив такой же бесполезный аппарат за немыслимые деньги. Между тем это заблуждение, и весьма опасное. Хотя мощность газодинамического лазера, установленного на советском ABL — А-60 — считается равной 1 МВт, в действительности это была подводимая мощность, а не выходная (то есть мощность в луче). Мощность луча А-60 составляла чуть более 100 кВт. Нынешний американский ABL способен выдать 1 МВт именно в луче. Американцам удалось значительно повысить КПД — до 20%.

Десятикратное преимущество в фактической мощности, впрочем, отнюдь не отражает масштаб технологического разрыва. Ключевым параметром, определяющим боевую эффективность лазера, является не мощность, а концентрация излучения. Иными словами, лазер тем эффективнее, чем больше его энергетика и чем меньше площадь (или объём), в пределах которой «размазана» его энергия. Комплекс ALL, сбивавший «сайдуиндеры» (американские самонаводящиеся ракеты класса «воздух — воздух») в 1983 году, обладал уровнем концентрации излучения 10 в 13-й степени Дж/(срад•с), более мощные установки «Миракл» и «Наутилус» (середина 1980-х) — от 10 в 14-й до 10 в 15-й степени Дж/(срад•с).

Последнего оказалось вполне достаточно, чтобы сбивать снаряды. Напомню, что установка «Наутилус» — это то же, что и MTHEL — наземный мобильный тактический высокоэнергетический лазер, способный сбивать мины.