Динозавры и история жизни на Земле

Статистика




Яндекс.Метрика




Тренажёры для солдат XXI века

Недавно в Туле прошла V научно-техническая конференция о перспективах развития технических средств обучения для подготовки войск на период до 2020 года. В ОАО «Тулаточмаш» встретились представители центральных органов военного управления Минобороны РФ, командований видов и родов войск, ряда военных округов, руководители профильных предприятий ОПК. Организатором мероприятия являлось Главное управление боевой подготовки и службы войск Вооруженных Сил России и поэтому его начальник генерал-лейтенант Валерий Евневич выступил с основным докладом перед собравшимися.

АСУ ДЛЯ КОМАНДИРА

За последние год-два в наших Вооруженных Силах, как известно, произошли значительные перемены, отметил военачальник, однако структурные изменения для вхождения в перспективный облик, обретения нового качества продолжаются. Оргштаты в войсках и новые задачи по их подготовке потребовали иного уровня технической оснащенности, совершенствования тренажерной техники учебной материально-технической базы (УМТБ) боевой подготовки, прежде всего частей постоянной готовности.

- Мы ушли от такого понятия, как части постоянной готовности и остальные соединения и воинские части, - заявил Валерий Евневич, - поскольку в настоящий момент в силах общего назначения все соединения и воинские части являются частями постоянной готовности. Значительно выросла и штатная численность личного состава соединений, проводятся мероприятия по их перевооружению. Сегодня командир общевойсковой бригады, например, имеет в подчинении ВВТ, которые раньше находились в распоряжении дивизионного и армейского звена.

Другой немаловажный фактор - сокращение офицерского состава, ликвидация института прапорщиков и увеличение роли сержантского состава. Нам сегодня нужны высокопрофессиональные сержанты, способные во многом заменить офицеров и прапорщиков. Особенно в условиях, когда срок службы военнослужащих по призыву составляет один год. Именно поэтому организация боевой подготовки предусматривает отход от традиционных методов и форм обучения специалиста, которые применялись еще с советского периода, а также резкое увеличение интенсивности и эффективности мероприятий боевой учебы.

Понятно, что решение таких вопросов руководство Вооруженных Сил напрямую связывает с добротной и технически оснащенной учебно-материальной базой. Но что с ней сегодня происходит, насколько она отвечает новым требованиям и вызовам времени?

Развитие учебно-тренировочных средств (УТС), а также накопленный в этой области отечественный и зарубежный опыт показывают: широкое внедрение в подготовку войск новейших средств и технологий обучения в сочетании с традиционными формами и методами (практическая стрельба, вождение, тактические учения) позволяет в короткие сроки и без значительных затрат достичь высокого уровня подготовки специалистов, слаженности воинских частей, органов управления. Особую значимость это приобретает при поступлении в войска новых и модернизированных ВВТ, особенно высокотехнологичных образцов (танков и боевых машин, артиллерийских систем, средств противовоздушной обороны, связи, радиоэлектронной борьбы и т. д.).

За последние годы на снабжение сил общего назначения поступают новые системы обучения и учебно-тренировочные средства. Это относится в основном к системам подготовки специалистов и командиров артиллерийских подразделений, войсковой ПВО, осуществлен перевод тренажеров огневой подготовки на мобильное исполнение. Появились в войсках также новые радиоуправляемые комплекты полигонного оборудования, ведется модернизация объектов полевой УМТБ.

Однако сегодня все актуальнее встает вопрос обучения с помощью современных УТС не только личного состава, но и органов управления войскового звена. Наша промышленность откликается на эти запросы. В последнее время органы боевой подготовки начали оснащаться элементами автоматизированной системы управления, испытания которой успешно прошли в 2009 году. Они установлены, в частности, в Главном управлении боевой подготовки и службы войск ВС РФ, УБП Сухопутных войск и УБП Московского военного округа. Вот только финансовый кризис внес в это свои коррективы.

СЧИТАТЬ КАЖДЫЙ РУБЛЬ

- Мы понимаем, что времена неограниченных финансовых потоков прошли и сегодня живем по новым законам, когда необходимо считать каждый рубль народных денег, - отметил генерал Евневич. - Мы не настолько богаты, чтобы оснащать соединения и воинские части бесперспективными, устаревшими как морально, так и физически средствами обучения.

Руководство ГУБПиСВ ВС РФ считает, что необходимо отказаться от многообразия однотипных и громоздких классных тренажеров. Основными критериями для них должны стать мобильность, использование в различных условиях (поле, класс, огневой городок, стрельбище и т. д.).

Для совершенствования навыков при обращении со стрелковым оружием, например в ходе занятий на стрельбище, достаточно использовать полевые командирские ящики с элементами моделирования стрельбы по различным целям. Здесь необходимо применять принцип: отработка «холостой стрельбы» - практическая стрельба. В соединении и воинской части целесообразно иметь электронный тренажер для всей линейки стрелкового оружия, исполненный на базе мобильного компьютера (один на мотострелковый батальон). А для тренировки военнослужащих и подразделений в выполнении упражнений начальных, подготовительных, учебных, контрольных и боевых стрельб, отработки ряда вопросов тактики и управления огнем в составе отделения - один электронный стрелковый тир.

Международный и отечественный опыт подтверждает его эффективность. Поэтому Главное управление боевой подготовки и службы войск вышло с предложением на начальника Генерального штаба Вооруженных Сил начать в 2011 году опытно-конструкторскую работу по созданию интерактивного стрелкового тира на мотострелковое отделение, отвечающего в полном объеме перечисленным выше требованиям. В составе тренажера необходимо ввести настольные тренажеры огневой подготовки боевых машин.

Министром обороны также принято решение об организации работы по оптимизации норм снабжения соединений и воинских частей тренажерами вождения. Было бы целесообразно в рамках этой работы рассмотреть нормы снабжения другими УТС, в том числе стрелковыми и огневой подготовки.

В настоящее время по линии ответственности Главного автобронетанкового управления МО РФ ведутся опытно-конструкторские работы по созданию учебно-тренировочных средств БТВТ. При успешном их завершении в 2010 году Вооруженные Силы смогут иметь полностью унифицированные тренажеры для всей линейки бронетанкового вооружения. Они будут исполнены на единой платформе и принципах построения, с единым программным обеспечением.

В Главном управлении боевой подготовки и службы войск считают, что необходимо иметь три типа тренажеров для БТВТ:

- комплексный тренажер для слаживания экипажа с возможностью раздельного обучения;

- тренажер вождения на базе модуля отделения управления;

- тренажер огневой подготовки на базе модуля боевого отделения.

Не менее важен и аспект их поставки. Ее целесообразно осуществлять по такому принципу: экипажный тренажер - в соединения и воинские части, общевойсковые военно-учебные заведения; тренажеры вождения и огневой подготовки - в учебные центры и общевойсковые военно-учебные заведения.

В рамках намеченных работ планируется получить современный интерактивный учебный класс для подготовки специалистов БТВТ, который может использоваться для обучения и по другим предметам.

Но сегодня уже мало просто закупать новые УТС. Необходимо переходить от экстенсивной к интенсивной форме обучения. В частности, активнее развивать учебную базу подготовки офицеров-артиллеристов и офицеров-зенитчиков. Дело в том, что винтовочные и малые артиллерийские полигоны уже не в полной мере обеспечивают этот процесс. И здесь надо шире применять системы моделирования и визуализации. Целесообразно, например, провести адаптацию к сегодняшним требованиям тренажеров для современных зенитных комплексов, чтобы они гармонично вписывались в единый комплекс обучения.

Или взять фактор наличия современного полигонного оборудования, его способность управлять разнообразной мишенной обстановкой с предоставлением объективной информации о поражении целей и работоспособности оборудования в реальном масштабе времени. Тут тоже делается немало. В 2009 году на снабжение Вооруженных Сил принято радиоуправляемое стрельбищное оборудование. На государственных испытаниях комплект показал хорошие результаты.

Целесообразно рассмотреть вопрос о расширении возможностей ПСО-Р для обеспечения тактических учений с боевой стрельбой. Естественно, с включением в его состав мишенных установок для показа пушечных целей, а также оборудования для движущихся мишеней. С 2005 года в войска поставляется компьютерный автоматизированный комплект полигонного оборудования. Он способен создать мишенную обстановку в количестве 256 целей. И ряд учебных объектов огневой подготовки полигонов уже оснащен этим оборудованием, как и оборудованием для подготовки командного состава, слаживания подразделений и их органов управления. В ОАО «Тулаточмаш» в ходе работы конференции этой теме был посвящен целый этаж учебно-выставочного комплекса.

В РАМКАХ ГПВ-2020

И все же отдельным направлением сегодня является создание ТСО для обеспечения подготовки командиров, штабов и подразделений в целом. Главным управлением боевой подготовки и службы войск с этой целью изучен мировой опыт работы учебных центров. У нас предлагается создать центр боевой подготовки в следующем составе:

- тренажерный комплекс для подготовки органов управления;

- тренажерный комплекс для индивидуальной подготовки подразделений и их органов управления;

- автоматизированное тактическое поле для проведения двусторонних учений с использованием лазерных технологий имитации стрельбы и поражения;

- тактическое поле для проведения учений, в том числе и с боевой стрельбой.

В перечень задач центра входят теоретическая подготовка обучаемых с помощью автоматизированных систем, подготовка на тренажерах, в том числе комплексных, контрольные занятия на допуск к практическим действиям на местности; подготовка на автоматизированном войсковом стрельбище, танкодроме, автодроме, директрисах, объектах подготовки специалистов родов войск, на комплексных тренажерах в единой информационно-моделирующей среде (ЕИМС), на автоматизированном тактическом поле с использованием лазерных имитаторов стрельбы и поражения (ЛИСП).

В рамках разработки ГПВ подготовлен проект комплексной целевой программы «Развитие технических средств обучения для подготовки войск (сил), обеспечения учебного процесса в высших образовательных учреждениях до 2020 года». Ее реализация выведет учебно-материальную базу подготовки войск на более высокий уровень технической оснащенности.

Проблемы? Как без них. Как сказал заместитель губернатора Тульской области Александр Евтеев, Минобороны надо уйти от натаскивания военнослужащих на старых тренажерах, переходить на новые автоматизированные средства с учетом подготовки контрактников. Хороший пример, когда ЗРК «Панцирь-С» приняли на вооружение и тут же поставили к нему современные тренажеры.

Председатель Комитета СФ по обороне Виктор Озеров в свою очередь обратил внимание на то, что необходимо сформировать единую идеологию использования высокоинтеллектуальных средств обучения. Это, по его мнению, позволит сэкономить значительные средства налогоплательщиков. Увы, такой единой идеологии, судя по всему, пока нет. Например, в войска уже давно поставляется новейший ракетный комплекс «Искандер», а тренажера к нему нет. И как готовить специалистов - неизвестно. Об отсутствии четкой идеологии говорит и кривая диаграммы выделения государством средств на УТС: то 500 млн рулей, то... всего 135.

В войсках нет тренажеров и для подготовки расчетов минометных подразделений, РСЗО, на что обратил внимание начальник Управления огневой подготовки ГУБП и СВ полковник Константин Дунаев. А заместитель командующего ВДВ генерал-майор А. Ленцов напомнил, что нет тренажера для такого нового и сложного образца вооружения, как СПТП 2С25 «Спрут», тренажеров КП. Как воздух нужны комплексные тренажеры звена взвод-рота. Поэтому разумным выглядит предложение больше не производить новых ВВТ без параллельного выпуска для них УТС. А от одиночных тренажеров активнее переходить к комплексным с функциями их мобильности, интерактивности.

Выступающие говорили и о том, что в Вооруженных Силах отсутствуют единые требования к эксплуатации УТС. А укомплектованность ими тактического звена войсковой ПВО, например, составляет от 18 до 50%. Причем выделяемых средств хватает на закупку лишь 3-5 тренажеров в год.

Или такой пример. 22 тренажера за последние 8 лет разработаны на средства самих предприятий. Где же государство? Ведь УТС российского производства не раз выдерживали международную конкуренцию. Недавно Туркмения именно у нас закупила большую партию тренажеров, хотя украинцы предлагали свои по цене в три раза меньше. Разработанные нами тренажеры для подготовки механиков-водителей боевых машин и других специалистов могут иметь шесть (!) степеней свободы.

Подводя итоги конференции, генерал-лейтенант Евневич сказал, что «без современных тренажеров не будет и современной армии». Поэтому по ее итогам выработают конкретные предложения руководству Минобороны. К этому, кстати, будет привлечено и руководство ДОСААФ. А в Мулине создан единый тренажерный центр для комплексного обучения специалистов всех видов и родов войск.

При реализации ГПВ и Комплексной целевой программы по развитию средств обучения одной из важнейших задач отныне считается создание единой системы УТС и полигонного оборудования. Государственной корпорации «Российские технологии» и МО РФ рекомендовано обеспечить консолидацию тренажеростроительных предприятий в рамках создаваемых интегрированных структур (холдингов) в российском ОПК.

Олег ФАЛИЧЕВТула - Москва