Разделы
- Главная страница
 - Новости
 - Краткий исторический экскурс
 - Эра динозавров
 - Гигантские растительноядные динозавры
 - Устрашающие хищные динозавры
 - Удивительные птиценогие динозавры
 - Вооруженные рогами, шипами и панцирями
 - Характерные признаки динозавров
 - Загадка гибели динозавров
 - Публикации
 - Интересные ссылки
 - Статьи
 - Архив
 
Статистика
Ректор МАИ. Первым делом самолеты
Ректор МАИ Анатолий Геращенко: "Наши студенты и  преподаватели - участники реальной научной работы и производства. Это и  есть модель единого производственно-образовательного пространства, в  котором так нуждается экономика"
Московский авиационный институт отметил на днях 80-летие. Историю  освоения космоса и неба вполне можно изучать по истории МАИ: в далекие  тридцатые стране нужны были специалисты в области воздухоплавания и  самолето-строения, потом - в ракетостроении и космонавтике. Практически  все знаменитые конструкторы, летчики--испытатели и два десятка  космонавтов - бывшие "маевцы". Сегодня, когда перед страной стоит задача  модернизации, вуз одним из первых перестроился на марше, став  исследовательским университетом. О том, что значит эта новая страница в  истории легендарного института, "Итоги" спросили ректора МАИ Анатолия  Геращенко.
- Анатолий Николаевич, МАИ, несмотря на почтенный возраст, в  авангарде высшего образования - статус национального исследовательского  университета имеют единицы вузов. Как вам это удается, ведь вузы с  историей обычно консервативны?
- Прошлой осенью мы выиграли конкурс - а в нем участвовали 140 вузов -  и стали национальным исследовательским университетом благодаря тому,  что разработали и защитили перспективную программу развития МАИ до 2018  года. Главная ее цель - воспитание высоко-квалифицированных специалистов  для авиационной, космической, оборонной промышленности в едином  производственно--научно-образовательном пространстве. Звучит несколько  сложновато, но на деле означает простую вещь: человек, который получает  диплом МАИ, должен мгновенно адаптироваться на производстве и сразу  приносить пользу экономике. Согласитесь, ведь долгое время в системе  высшего образования было так: выпускник вуза приходил на производство, и  ему говорили - забудь, чему тебя учили... Часто, кстати, это было  оправданно. Но мы строим совершенно иную систему обучения.
- В чем ее особенность?
- В сквозной подготовке. С самого начала студенты "заточены" на  получение реального результата. Система устроена так, что студент  получает не только фундаментальные научные знания, но и занимается  прикладной наукой, проектированием, конструированием, изготовлением  деталей летательных аппаратов. В упрощенном виде алгоритм такой: студент  проектирует деталь - крыло, например, или любой другой компонент  летательного аппарата, - затем для созданной детали делает программу для  изготовления на станках с ЧПУ и изготавливает деталь - все сам. Потом  должен протестировать ее, испытать на тренажерных стендах, в  аэродинамической трубе. Студенты разных факультетов делают свою часть  работы: одни - фюзеляж, другие - двигатель или вооружение, третьи -  систему управления и потом компонуют реально работающую модель  летательного аппарата.
В университете создана уникальная лабораторная база, у нас есть  прекрасные ресурсные центры (со временем их станет 30), причем многие  образцы оборудования не имеют аналогов в мире. Подготовка ведется на  натурных образцах техники, включая самолеты, вертолеты, ракеты, системы  вооружения, авионики и радиолокации. Мы, кстати, единственный в мире  университет, имеющий собственный аэродром, на котором проходят летную  практику будущие инженеры-конструкторы по специальности  "Самолетостроение". Экономика, предприятия заинтересованы именно в такой  подготовке. Нашему выпускнику нет нужды как-то по-особенному включаться  в рабочий процесс: он находился в нем все время обучения, он - готовый  специалист.
- С практикой - понятно, но статус исследовательского университета  подразумевает и мощные научные исследования.
- Мы имеем прямые договоры более чем с полусотней предприятий,  которые заказывают нам научные разработки или даже изготовление  определенных узлов. МАИ участвует в создании перспективных летательных  аппаратов, двигательных установок, системы ГЛОНАСС, новых материалов и  нанотехнологий для авиакосмической отрасли, систем воору-жений для  современных авиационных комплексов... Объем финансирования научных  исследований, выполненных вузом за последние три года, свыше 1,3  миллиарда рублей, из них 67 процентов - средства гособоронзаказа. То  есть и наши студенты, и преподаватели - участники реальных  научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Это и есть  модель единого производственно--образовательного пространства. Но она  будет, безусловно, совершенствоваться и развиваться: до 2013 года на  оборудование, создание новых учебно-методических комплексов, на  стажировки, в том числе за рубежом, и приглашение специалистов из других  вузов мы должны получить 1,6 миллиарда рублей.
- Достаточно этих средств, чтобы вуз стал исследовательским  университетом мирового уровня?
- Совершенству нет предела, можно вложить и больше. Выделяемых  бюджетных средств, конечно, недостаточно для полноценного  функционирования вуза. Это вынуждает нас постоянно искать внебюджетные  источники финансирования. Но надо быть объективными - помощь государства  существенная. Если вспомнить, что с 1994 по 2000 год вуз вообще не  поддерживался финансово, а за долги нам то и дело отключали свет, то  сегодня все иначе.
- Видимо, в вашем случае совпали две вещи - не только повышенное  внимание государства к образованию, но и изменение потребностей  экономики. Вы это ощущаете?
- Сами судите: вместе с МАИ конкурс выиграли еще два аэрокосмических  вуза: Самарский государственный аэрокосмический университет им. С. П.  Королева и Казанский государственный технический университет им. А. Н.  Туполева. Это ли не свидетельство внимания, уделяемого проблемам  аэрокосмической отрасли? Россия к 2020 году должна стать наукоемкой,  высокотехнологичной инновационной страной, и развитие нашей сферы  полностью этой задаче отвечает. Когда задачи столь ясны, то и вузы точно  знают, как и кого должны готовить для экономики. Совсем недавно на  одной из встреч с ректорами вузов министр образования сказал, что  планируется увеличивать число студентов, обучающихся по аэрокосмическим  специальностям. И это будут бюджетные места.
- Пойдет ли на них кто-то? Во--первых, стране грозит нехватка  студентов - мы вступаем в период демографического провала. А во-вторых,  молодежь не идет на технические специальности - учиться трудно.
- Такая тенденция не очевидна: сейчас у нас 2411 мест - это бюджетный  прием на дневное обучение. Платный - 700-800. Пока мы отмечаем снижение  именно числа платников. Но проблема приема даже на бюджет, конечно,  может возникнуть у любого из технических вузов. Причем не только по  причине нехватки выпускников. Наши преподаватели работают во многих  школах, где преподают физику и математику. Они отмечают, что у нынешних  школьников большие проблемы с этими предметами, а без них не подготовишь  инженера. Кроме того, вы правы, ребята просто не хотят идти туда, где  трудно учиться, потом будет непросто работать. Но именно здесь потенциал  развития - наша промышленность поднимается. Наступает время, когда  престиж инженерного труда существенно вырастет. Испытания новейшего  истребителя пятого поколения Т-50, проведенные недавно, еще раз  доказали, что Россия остается крупнейшим высокотехнологичным игроком на  мировом рынке боевой авиации. Страна принимает все более активное  участие в реализации международных космических проектов. Поэтому в  ближайшее время востребованными станут специальности, связанные с  самолето- и вертолетостроением, авиационным и ракетным  двигателестроением, созданием сложных космических систем, испытанием и  сертификацией авиационной и космической техники. Так что перспективы  открываются широкие, родители и учителя должны объяснять это детям.
- Но вузы тоже должны бороться за студентов? Одни -работают со  школами, другие проводят олимпиады. А вы?
- Университетом ведется активная работа в 35 базовых школах и в  профильных колледжах. Конечно, мы объясняем, что будущее страны связано с  развитием высокотехнологичных наукоемких отраслей промышленности. А еще  мы стараемся помочь школьникам успешно адаптироваться к ЕГЭ. Для этого в  МАИ создан Центр тестирования и подготовки к единому госэкзамену, в  котором школьники могут потренироваться сдавать ЕГЭ по различным  предметам. С олимпиадами сложнее: в 2008/09 учебном году  Учебно--методическое объединение вузов, готовящих специалистов в области  авиации, ракетостроения и -космоса, получило право на проведение  Российской аэрокосмической олимпиады по математике и иностранному языку.  Она прошла очень успешно: приняли участие около 13 000 школьников. По  результатам провели отбор наиболее подготовленных абитуриентов для учебы  в аэрокосмических вузах (всего победителей - 266 человек, призеров -  2964). Однако в 2010 году олимпиада была отменена Российским советом  олимпиад школьников. Очень жаль: для выявления заинтересованных,  подготовленных детей это просто необходимо всем аэрокосмическим вузам.  Но в этом году МАИ проводит свою олимпиаду по техническому творчеству в  области авиации и космонавтики. Кстати, конкурс у нас стабильный: на  самые сложные факультеты - авиационной техники, двигателестроительный -  1:2, но туда, как вы понимаете, идут самые целеустремленные, на  компьютерные технологии - 1:7, на экономический факультет - 1:5.
- Наверное, к вам поступают одни юноши?
- В МАИ всегда было мало девочек. Когда я учился, а было это давно - я  уже 40 лет связан с МАИ, - помню, они были все на экономическом  факультете. Мы даже жалели ребят, которые на экономфаке учились. Теперь  там юношей предостаточно. Экономический факультет, заметьте, работает с  1932 года - ему 78 лет. Он не дань моде, как сегодня в некоторых вузах.  Наш экономист особенный - он знает, как делается летательный аппарат или  ракета, куда летит и чего это стоит стране. Важно, что у нас можно  получить два высших образования одновременно - допустим, техническое и  экономическое. Или инженера и переводчика. Институт иностранных языков  мы организовали сравнительно недавно: одна из задач национально-го  исследовательского университета - войти в международное сотрудничество и  конкурировать с лучшими западными вузами, поэтому студентам необходимо  хорошо знать язык. Но подготовка имеет специфическую направленность -  авиационную, космическую, оборонную. Мы также обучаем пилотов,  диспетчеров знанию иностранного языка.
Но главный аргумент для абитуриента, думаю, в том, что наши  выпускники не остаются без работы. Проведенный на 381 предприятии  Роспрома и Роскосмоса мониторинг востребованности выпускников МАИ  показал, что на них работают более 10 000 выпускников университета,  большинство из которых окончили МАИ в последние десять лет. 189  выпускников занимают в настоящее время руководящие должности, "маевцы"  составляют костяк "ОКБ Сухого", корпорации "Тактическое ракетное  вооружение" и так далее. Институт выпустил 20 космонавтов, а 2 апреля  полетел 21-й - Михаил Корниенко. Больше нас подготовила только  профильная Военно-воздушная академия имени Ю. А. Гагарина. Большинство  руководителей авиационных и ракетно-космических предприятий - наши.  Погосян, Нестеров, Соломонов, Шевчук, Туполев - "маевцы". Известные  летчики--испытатели почти все родом из МАИ: они оканчивают летные  училища, а потом МАИ - надо же понимать, что происходит с самолетом при  испытаниях. Список знаменитых выпускников огромен - к юбилею МАИ целая  книга получилась...
- От того, что вуз выпустил столько звезд, которые сегодня делают  отрасль, какая польза?
- Одни являются заведующими кафедрами, другие дают нам технику или  научные разработки, руководят проектами. Так, например, заведующим  кафедрой "Проектирование самолетов" является генеральный директор  компании "Сухой" и гендиректор РСК "МиГ" Михаил Погосян. Кафедру  "Управление эксплуатацией ракетно--космических систем" возглавляет  руководитель Роскосмоса Анатолий Перминов. Столь высокий ранг заведующих  позволил установить прямые контакты с крупнейшими предприятиями  авиационной и ракетно--космической промышленности. Большая часть  выпускников МАИ идет работать по специальности именно на эти  предприятия.
- Столь именитые завкафедрами, конечно, многое говорят о вузе. Но в  стране сегодня - большая беда с обычными преподавателями, средний  возраст которых более 60 лет. Как вы справляетесь с этой проблемой?
- Это непростая работа - омоложение кадров. Тем людям, которые  удержали вузы в трудные годы, надо быть благодарными и использовать их  опыт. Но это необязательно преподавание. Мы сейчас плотно занимаемся  привлечением молодых ученых, преподавателей. Организовали прием в  целевую аспирантуру: аспиранты заключают с университетом договор и  получают повышенную стипендию, иногородние обеспечиваются общежитием.  Предполагается, что после окончания аспирантуры и защиты диссертации эти  специалисты останутся работать в МАИ. Кроме того, решением ректората  предусмотрено обеспечение жильем молодых преподавателей в общежитии  нашего студгородка.
- Как вам кажется, новый статус института задал новые стимулы для  сотрудников?
- Есть чем подстегнуть людей, есть мотивация для обновления. Система  образования консервативна, поэтому перестроить ее и адаптировать к новым  экономическим условиям всегда трудно. И не всякий понимает, что просто  читать лекции - уже мало, надо и науку вести. В Советском Союзе не  только каждый преподаватель, но и студент вел научную работу и получал  за это деньги. Теперь мы возвращаемся к этому. Средняя заработная плата  преподавательского состава, когда я пришел, была в районе 12 тысяч  рублей. На 1 января 2009 года - 27,5 тысячи. Многие сотрудники - те, кто  ведет контракты и взаимодействует с предприятиями, получают гораздо  больше - до 100 тысяч.
- Заказчик - промышленность - принимает участие в составлении  ваших учебных планов?
- Обязательно. Они нам дают свои профессиональные стандарты и  требования к специалистам, а мы составляем программы. При МАИ создано  Учебно-методическое объединение высших учебных заведений РФ по  образованию в области авиации, ракетостроения и космоса, куда входят  девять вузов и целый ряд факультетов и кафедр других высших учебных  заведений. Сейчас объединение ведет работу по разработке федеральных  образовательных стандартов третьего поколения по шести направлениям,  находящимся в его ведении. Наша задача в том, чтобы объединить наши  усилия, специализироваться по разным видам подготовки. А потом  обмениваться студентами. Но мы, кстати, сотрудничаем не только с  российскими коллегами. Наши студенты учатся в Страсбурге, их ученики  приезжают на летнюю практику сюда. С Францией мы имеем очень  плодотворные контакты. Я работаю в проектах SAFRAN - это  российско-французское объединение, которое участвует в создании новых  образцов техники. У нас, кстати, с ними довольно много совместных  контрактов, например, в области создания космических электроракетных  двигателей, новых видов топлива.
- Видимо, речь в основном идет о космических проектах, ведь в  авиации, говорят эксперты, мы отстали от западных стран?
- О космических - безусловно, но и боевая авиация у нас пока  однозначно лучше. По гражданским самолетам мы отставали, но новые  образцы, которые мы создаем, будут конкурентоспособны. В девяностые  годы, я их называю лихолетье, на отрасль не обращали внимания. Но  научная и проектная школы остались и развивались - разрозненно, в разных  вузах, КБ и НИИ. И если эти островки соединить в материк, то будет  прорыв высоких технологий. Это сейчас и делается.
- По вашим оценкам, сколько должно пройти времени, чтобы эта  система выстроилась в более или менее понятной конфигурации?
- Не могу говорить за всех, но мы планируем, что к 2018 году начнем  выпускать специалистов, о которых я говорил. За это время наладится  система, при которой эти специалисты уже будут затребованы предприятием.  В отсутствие распределения это весьма продуктивная работа.
- Но она похожа на выстраивание нового ВПК: вузы страны плюс НИИ и  предприятия - в советское время это было. Или все-таки создается  совершенно новая связка образование - наука - производство?
- Общие признаки есть, да и почему не брать лучшее из прежнего опыта?  Но есть и принципиальное отличие. Раньше конкуренция создавалась  искусственно между закрытыми конструкторскими бюро. Тогда государство  шло на очень большие затраты, заказывая самолет в одном КБ, в другом и в  третьем - поскольку внешней конкуренции не было, приходилось  ориентироваться на внутреннюю. В новых экономических условиях такой  возможности и необходимости уже нет. Наоборот, надо объединяться внутри  страны, чтобы быть сильнее внешних конкурентов. Это принципиальная  разница, и, думаю, по этому пути мы придем к высокотехнологичной  промышленности и эффективной экономике.
