Разделы
- Главная страница
- Новости
- Краткий исторический экскурс
- Эра динозавров
- Гигантские растительноядные динозавры
- Устрашающие хищные динозавры
- Удивительные птиценогие динозавры
- Вооруженные рогами, шипами и панцирями
- Характерные признаки динозавров
- Загадка гибели динозавров
- Публикации
- Интересные ссылки
- Статьи
- Архив
Романтик населённого космоса
20 марта исполнилось бы 90 лет Феликсу Зигелю - выдающемуся математику, астроному, первому уфологу, начавшему серьёзное изучение неопознанных летающих объектов.
Сегодня лекция на тему «Есть ли жизнь на Марсе?» вызовет лишь снисходительную улыбку да, пожалуй, ассоциацию с подвыпившим лектором из «Карнавальной ночи». А полвека назад на лекции Зигеля с таким названием в Московском планетарии очередь растягивалась на километр; к началу же события, как перед главными матчами национальной сборной, стягивали наряды конной милиции. Такой популярности не было даже у Любови Орловой и Аркадия Райкина.
Телеуфолог
Выпускник мехмата МГУ, доцент МАИ, автор бестселлеров по астрономии, Феликс Юрьевич делал блестящую карьеру вузовского учёного, на подходе была докторская диссертация… Но в 1963 г. ему в руки попалась книга американца Дональда Мензела «О летающих тарелках», в которой отрицаются факты появления в небе неизвестных науке объектов (теперь-то мы знаем, что Мензел попросту «забалтывал» проблему, стремясь отбить массовый к ней интерес). Но Зигель убедился в реальности феномена и решил его изучать. В 1967 г. он организовал при Доме авиации и космонавтики первую в СССР секцию по изучению НЛО. Просуществовала она всего пять месяцев, после чего секцию закрыли, а публикации на эту тему стали невозможны. Но единственного выступления Зигеля по телевидению оказалось достаточно, чтобы хлынул поток сообщений от очевидцев, наблюдавших в небе непонятное свечение и странное движение объектов.
Сейчас забыты времена, когда по одному адресу приходили даже не пачки - мешки писем. Зигелю писали со всех концов огромной страны, подробно описывали виденные в небе чудеса. Объяснить эти тысячи свидетельств помутнением разума или галлюцинациями скептикам уже не удавалось: расстройство психики бывает у единиц, но не у тысяч.
Сборник под названием «Населённый космос», который Феликс Юрьевич семь лет готовил к печати под эгидой Академии наук СССР, безжалостно обкорнали. Но, выйдя даже в искромсанном виде, он поражал воображение.
Исследовательская работа сфокусировалась в группе, которую Зигель создал в Московском авиационном институте. Удалось даже пробить госбюджетную тему «Предварительные исследования аномальных явлений в земной атмосфере». Через год должен был состояться семинар «НЛО-77»: в двадцати докладах предполагалось представить замеры на местах посадок НЛО, статистику наблюдений…
Семинара так и не было: в 1976 г. в одной из центральных газет напечатали памфлет известного писателя-фантаста «Технология мифа», «закрывшего тему» НЛО на долгие годы. Это было началом травли, организованной на самом верху. Смысл её был прост: в стране победившего социализма не могло быть места «мистике, поповщине и бесовщине», ставившим под сомнение руководящую роль мудрой коммунистической партии. Все странные объекты в небе объявлялись оптическими эффектами, связанными с атмосферными явлениями, либо полётами самолётов и ракет. Сомневающихся в утверждённой истине негласно предавали анафеме.
Правда, вскоре жизнь посмеялась над мудрецами, для которых в мире не осталось ничего неизведанного. Осенью 1977 г. случился петрозаводский феномен - над столицей Карелии в предрассветном небе пронеслось нечто такое, отчего остановились все автомобили, а горожане проснулись в смятении и необъяснимом страхе. Жаль только, изучать петрозаводский феномен практически было некому - уфологию пытались придушить в люльке.
В институте начались бесконечные проверки Зигеля на профпригодность. Их смысл состоял в том, чтобы намекнуть: останешься без куска хлеба. О публикациях наблюдений, анализов фактов, гипотез больше не могло быть речи. Следствием этой травли стала серия инсультов. У Зигеля не выдержало сердце, в 1988 г. его не стало.Не прочитан
Осталось 17 машинописных томов с наблюдениями феномена НЛО над одной шестой частью суши. Осталась работа Зигеля «Введение в будущую теорию феномена НЛО». Разносторонне образованный человек, знаток русской истории, философии и церковной архитектуры, особенно любивший Петровскую эпоху, Феликс Юрьевич написал монографию о жене Петра Великого Екатерине Первой «Мариенбургская пленница». Все эти рукописи хранятся у дочери учёного и до сих пор не изданы.
- Для папы сталинизм так никогда и не кончился, - считает Татьяна Феликсовна. - Сосланный в начале войны в Алма-Ату как этнический немец, после войны он испытывал притеснения из-за своей якобы еврейской фамилии. А в годы оттепели, когда страна сбрасывала с себя оцепенение страшных времён, в науке так и продолжалось доминирование единственно правильной точки зрения. Невежество и мракобесие, открытая неприязнь одних и тайная зависть других не позволили ему донести свои мысли до широких масс.СПРАВКА
Феликс Юрьевич рассматривал несколько гипотез, объяснявших природу НЛО:
1) метеориты;
2) мистификации;
3) галлюцинации;
4) оптические явления в атмосфере;
5) свечение плазмы;
6) земные летательные аппараты или фрагменты космических аппаратов - на этих шести гипотезах настаивала официальная наука, хотя они объясняли лишь малую часть наблюдавшихся явлений;
7) инопланетные корабли;
8) психофизические сущности из параллельных миров.