Динозавры и история жизни на Земле

Статистика




Яндекс.Метрика




Одиннадцать типичных ошибок фрилансеров

Пришло время взглянуть назад и еще раз повторить пройденный материал, а именно: какие ошибки чаще всего совершают фрилансеры.

1. Переоценивают свои силы
Этим страдают до 90% всех фрилансеров - большая часть из них - начинающие (те, кто только собирается начать - мотайте на ус).

Вы когда-нибудь видели хитрого фрилансера, который попросил бы на задачу, которая делается 2 дня - 2 недели, причем сделал все за 2 дня, а оставшиеся время от 2 недель - гулял?

Я - не видел. Обычно все наоборот - берется 2 дня, 2 дня ничего не делается, а на конец второго дня спинным мозгом фрилансер вспоминает, что что-то же он забыл сделать и начинает в попыхах вспоминать что - в итоге сидит всю ночь, делая проект, а потом сдает недоделку заказчику.

Решение этой проблемы - элементарное: всегда называть клиенту срок в полтора-два раза больше тех, за которые Вам кажется, что Вы решите задачу. Иногда коефициент может выростать до 3. Так же Вам следует вести систему учета проекта. Мне в этом плане нравится Microsoft Project.

2. Цепляются за любого клиента
И делают это снова и снова, причем не всегда разбираясь в том, что нужно сделать, что из себя представляет клиент и чем это все закончится.

Если не фильтровать клиентов - велика вероятность частого попадения на разного рода мошенников, кидал и т.д.

Далеко не каждый клиент стоит Вашего внимания, как и наоборот - далеко не каждый фрилансер стоит внимания клиента.

Решение проблемы - перед началом работы с любым новым клиентом - постарайтесь узнать о нем больше - кто он, откуда он Вас нашел (тут можно не постыдиться и спросить линк на сайт, где Вас нашли, если это было через сайт), пообщаться с предыдущими исполнителями, что работали с этим клиентом. И в конце-концов - поискать в поисковой системе контакты клиента. Очень часто можно много узнать такого, после чего работать с данным клиентом не захочется вообще, хотя в переговорах он может Вам показаться полным душкой.

3. Недооценивают оплату за проект.
В погоне за клиентами, чтобы не дай бог кто-то не обогнал - многие заявляют цены меньше, чем конкуренты. В итоге в конце проекта имеют сорванные нервы, недовольного клиента и кучу личных проблем.

Решение пролемы - оценивать свою работу адекватно, не делая существенных скидок, а если клиент Вас не выберет - будут другие, которые выберут. Как говорится - “на каждый товар - есть покупатель”, поэтому свое здоровье и репутация - дороже.

4. Приступают к работе, не узнав полный фронт работ
Очень часто так происходит потому, что клиенту нужно “на вчера”. Обычно со стороны клиента это звучит как “мой программист не доделал - там работы на пару часов - сделай, а я тебе заплачу, там все просто”. Однако - очень часто оказывается, что работы больше, чем Вы изначально думали. “Все просто” бывает только в 2% проектов, в остальных проектах подобного плана - никогда не бывает “все просто”, а наоборот - все сложно.

Решение проблемы - не браться за проекты “на вчера” до тех пор, пока не будет четко очерчен фронт работ, которые Вам нужно будет произвести и Вы не оцените данные работы в денежном эквиваленте.

5. Начинают проект, не получив никаких гарантий оплаты от клиента
Очень часто клиенты говорят “ты работай - я оплачу потом”. К сожалению - если с этим клиентом Вы никогда не работали - велика вероятность, что такой клиент - кидала.

Запомните - никакие слова - даже самые сладкие - это не гарантия оплаты. Это просто слова и ничего кроме. Единственные хоть какие-то гарантии - предоплата за работу или официальный договор. Поэтому решение проблемы - предоплата за работу или договор. Все остальные поступки - это Ваши риски.

6. Отдают работу не получив ни копейки оплаты
Одна моя знакомая дизайнерша рассказывала мне совсем недавно о том, как ее кинули - она постеснялась взять предоплату - и после того, как она отдала работу (причем ужатую). Зачем нужна была клиенту пожатая работа? Это элементарно - с ее помощью можно заказать работу у более дешевого дизайнера, которому не прийдется придумывать концепцию дизайна - а только реализовать уже готовую идею и цветовые решения.

Данный пункт - следствие п.5. Если бы вопрос был решен в п.5 - то фрилансер бы не попал бы в проблему данного пункта.

Решение - прочитать п.5 и доводить до п.6.

7. Изменяют своему внутреннему “я”
И занимаются не той работой во фрилансе, которой бы им хотелось заниматься. Например явный гуманитарий начинает заниматься программированием с мотивацией “за это платят”.

Со временем приходит понимание, что чтобы переходить с уровня на уровень во фрилансе - нужно любить то, чем занимаешься, а не просто отрабатывать деньги, поэтому, если не любить то, чем занимаешься - то это тупик во фрилансе.

Решение - заниматься только любимым делом. Да, пусть за него не будут возможно сразу платить больше, чем за другую область. Однако со временем - благодаря тому, что Вам нравится то, чем Вы занимаетесь - делать это Вы станете все лучше - и оплата будет больше. Если не заниматься любимым делом - то лучше пойти работать в офис. Фриланс не терпит работы без увлеченности тем, что Вы делаете.

8. Заводят приятельские отношения с клиентами
Чем это плохо? Никогда не слышали поговорки - “дружба-дружбой, служба-службой”? Во фрилансе это действует на все 100%. Клиенты - это работа, заводить с ними дружеские отношения не стоит. Себе же дороже.

Нет ничего плохого в том, чтобы быть дружелюбным с клиентами, однако не стоит этим увлекаться, иначе клиент может подумать, что Вы - не профессиональны.

Решение - начинать всегда общение с клиентов в формальной форме (на “Вы” и говорить только о делах) - и только потом, в зависимости от реакции клиента - переходить на более дружелюбное отношение или продолжать общение в бизнес-стиле.

9. Не имеют несколько источников доходов
Очень распространненая ошибка. Суть ее в том, что привязанность к одному-двум клиентам чревата тем, что рано или поздно у них может закончиться работа для Вас или просто они устроят перерыв и Вы останетесь без работы и прийдется искать источник прибыли, потеряв при этом время и деньги.

Решение проблемы - работать хотя бы с 3-5 клиентами одновременно. Тогда выпадение 1-2 клиентов из строя - не сильно отразится на Вашем достатке. Другие решения проблемы - завести паралельный бизнес, устроится на работу с частичной занятостью (однако это потребует больше сил от Вас - совмещать работу и фриланс - тяжело).

10. Грубят клиентам, если их точки зрения не совпадают с клиентской
Один недовольный клиент, которому нагрубили, может об этом рассказать многим своим знакомым, опубликовать информацию об этом на форумах, сайтах и т.д. И таким образом Ваша репутация может быть подмочена, как специалиста. А это самое дорогое, что есть у фрилансера - его репутация.

Решение - нет ни одной ситуации, в результате которой стоит грубить клиенту. Если Вы не согласны с тем, что говорит клиент - дайте ему понять, что Вы не согласны с его мнением и аргументируйте свою точку зрения. Если Ваши аргументы существенные и клиент - адекватен - он всегда прислушается к Вашей точке зрения. Даже, если этот вариант не прошел - можно просто отказаться от клиента - пояснив, что Вы не можете сделать то, что он просит. Грубить тут не стоит. Это мир и так бывает, что заказчик и исполнитель друг другу не подходит. Это нормальная рабочая ситуация.

11. Боятся сказать о том, что работа затягивается
Намного лучше заранее сказать, что Вы не вкладываетесь в сроки, чем сообщить об этом за час до сдачи работы. Клиент наверняка имеет какие-то планы, возможно на эти планы подвязаны еще и другие люди, а то и целая цепочка людей и то, что Вы срываете сроки - это полбеды, а то, что Вы ставите в известность клиента в последний момент - это намного хуже, чем Ваш срыв сроков.

Решение - обо всех задержках в реализации проекта - стоит сообщать заранее и решать вопрос с клиентом раньше, как и почему так произошло и как решать эту проблему.

Совет: Если Вы дизайнер и у Вас заказывают дизайн - убедитесь, что клиент понимает, что верстка в цену дизайна не входит. Иначе клиент может потребовать верстку, как результат проекта.