Разделы
- Главная страница
- Новости
- Краткий исторический экскурс
- Эра динозавров
- Гигантские растительноядные динозавры
- Устрашающие хищные динозавры
- Удивительные птиценогие динозавры
- Вооруженные рогами, шипами и панцирями
- Характерные признаки динозавров
- Загадка гибели динозавров
- Публикации
- Интересные ссылки
- Статьи
- Архив
Как интернет изменил искусство фотографии
Развитие интернета и цифровых технологий нарушило равновесие между фотографами-профессионалами и любителями, сложившееся за десятилетия существования пленочной фотографии.
Миллиарды снимков, которые раньше не покинули бы страницы домашнего альбома, хлынули в интернет. Всего за десять лет фотография перестала быть уделом только профессионалов и стала одним из самых массовых увлечений человечества. Как изменилось искусство фотографии с появлением интернета? Удалось ли любителям потеснить профессионалов? Стало ли проще заработать на фотографии?
Из точки А в точку Б
В середине 90-х годов Борис Мурадов – теперь главный редактор журнала DigitalPhoto – работал специальным корреспондентом "Аргументов и фактов" в Белграде во время операции НАТО против Югославии.
Тогда он снимал на пленку, поэтому помнит, как долго снимки шли в газету. Фотографии переправлялись из Югославии в Россию раз в неделю самолетом.
Аэропорт Белграда не работал: "приходилось ехать либо в Будапешт, либо в Скопье и просить пилотов, чтобы они взяли фотографии с собой. В Шереметьево их встречали сотрудники редакции, везли в редакцию, там сканировали, и только тогда фотографии попадали в номер".
"Сейчас, - говорит Мурадов, - если я снимаю какой-то сверхценный кадр, требующий оперативной публикации, это дело одной минуты – зайти в интернет, набрать нужный адрес и отправить".
К фотографу-путешественнику Дмитрию Шатрову понимание ценности интернета как реальной связи между ним и читателями его блога пришло на Тибете. "Это был переломный момент - я понял, что где бы я ни находился, я могу одновременно быть со всеми людьми", - рассказывает фотограф.
Фотофастфуд
"Фотография быстрого употребления" – одна из главных тенденций интернета. В сети снимок перестает быть выставочным деликатесом и начинает выполнять утилитарную роль – развлекать и информировать.
"С одной стороны, - говорит Борис Мурадов, - [это] девальвирует понятие фотографии в высоком смысле".
По словам Мурадова, "когда люди видят что-то в большом количестве, они начинают воспринимать именно это как должный стандарт".
С другой стороны, благодаря современным технологиям, а именно интернету, обычные люди стали просматривать гораздо больше фотографий.
"Они поняли, что новости, например, можно отслеживать по фотолентам", - говорит фотограф агентства Франс пресс Дмитрий Костюков, тут же отмечая, что это, в свою очередь, изменило формат подачи фотоматериалов и заставило профессионалов работать по-другому.
Дмитрий вспоминает, как первые репортажи для онлайн-изданий с показов мод состояли из трех-четырех фотографий, которые должны были передать только общую атмосферу.
Однако затем редакторы стали требовать от фотографов как минимум 20-30 фотографий, которые могли бы показать всю коллекцию в деталях.
Директор фотослужбы "Коммерсанта" Эдди Опп напоминает, что фотографии в интернете всего около десяти лет.
По его словам, формы подачи фотографии в сети "только нащупываются". "Пока очень много неграмотных попыток, но надо помнить - это очень молодая область".
Проще заработать?
Если говорить только о фотоснимке, считает Борис Мурадов, то "как раньше были хорошие фотографии и плохие, так они есть и сейчас". Их качество не зависит от попадания в интернет.
По словам Мурадова, если с технической точки зрения продать стало несравненно проще - достаточно грамотно разместить свои фотографии в интернете, - то занять свое место под солнцем и начать зарабатывать могут немногие.
Разместить свои снимки можно в так называемых фотобанках или "стоках". Это архивы фотографий, где они хранятся для последующего коммерческого использования, например, для перепродажи дизайнерам.
По мнению Костюкова, рынок не может прокормить всех: "больше определенного количества гонораров на всех не хватит".
"Сейчас стало больше людей, фотографии которых могут попасть в СМИ. Но я не думаю, что профессионалов стало гораздо больше".
Ответственность перед зрителем
Интернет изменил реальность, в которой живут фотографы.
Игорь Мухин. Фотография с сайта фотографа
"Если я раньше на Камчатке снимал рыбаков, то мы расставались навсегда", - говорит Игорь Мухин.
"И эти рыбаки могли встретиться со своими фотографиями только, например, в журнале "Огонек". Сейчас же дело обстроит так: сегодня снял, завтра выложил фотографии в интернет, а через несколько часов рыбаки могут сказать - "сотри-ка ты эти фотографии".
Вместе с интернетом появилась вполне ощутимая ответственность фотографов перед своей аудиторией.
Дмитрий Шатров сравнивает каждый свой пост в ЖЖ с выходом на сцену перед многотысячной аудиторией, которую не видно из-за света софитов. По его словам, необходимо чувствовать зрителя, чтобы предсказывать реакцию на снимки.
У новостных фотографов на первом плане - ответственность за качество и скорость своей работы. Счет может идти на секунды.
"Мы отправили фотографию победителя забега на сто метров быстрее, чем конкуренты, - говорит Дмитрий Костюков. - И это может очень сильно повлиять на продажи. Если в Гонконге дедлайн, допустим, в четыре часа вечера, а этот забег в 16:15, то там сидят редакторы и ждут не лучшей фотографии, а первой, которая будет на ленте".
Уровень погружения
"Непрофессионал может сказать "у меня не получилось" или "у меня отключился фотоаппарат, я не смог, у меня было плохое настроение" - все, что угодно. А когда для вас это работа, вы должны принести фотографии и выжать все, что возможно из этого события", - говорит Костюков.
Однако преимущества профи иногда не столько очевидны. С развитием гражданской журналистики стало понятно, что обычные люди часто становятся очевидцами событий, на которые фотограф-профессионал мог просто не попасть по той или иной причине.
"Или, - развивает тему Костюков, - у них может быть доступ к информации, к которой нет доступа у журналистов".
Теперь, говорит он, профи пытаются соответствовать любителям: "Я имею ввиду, не по уровню профессионализма, а по уровню погружения в тему. Когда вы снимаете своего друга, то он ведет себя так, как не будет себя вести с незнакомым человеком. И это влияет на ваш конечный результат".
Борис Мурадов даже не стал проводить разницы между двумя категориями фотографов: "Искусство - это когда ты видишь фотографию, и она заставляет тебя сопереживать".