Разделы
- Главная страница
- Новости
- Краткий исторический экскурс
- Эра динозавров
- Гигантские растительноядные динозавры
- Устрашающие хищные динозавры
- Удивительные птиценогие динозавры
- Вооруженные рогами, шипами и панцирями
- Характерные признаки динозавров
- Загадка гибели динозавров
- Публикации
- Интересные ссылки
- Статьи
- Архив
Экспорт отечественных танков. Есть ли перспективы?
Наши танки - лучшие в мире. Это аксиома или ложь? И яростным сторонникам этой точки зрения, и неистовым противникам не нужно объяснять, что такое «пятьдесятчетверка», «семьдесятдвойка», «восьмидесятка». До сих пор не стихают битвы знатоков и экспертов. Если наши танки лучшие из лучших, почему за ними не выстроились очереди из восторженных покупателей? Если худшие - почему все-таки покупают? Где корни российской танковой мощи? Зачем Советский Союз строил сразу три вида основного боевого танка? Это роскошь или глупость? Как это вообще случилось и какой из этих трех лучше? Куда мы движемся, какая броня защитит Россию?
Краткая история появления российского газотурбинного танка
Танк - это один из символов российской армии. Это не только главная ударная сила наших сухопутных войск, но и воплощение отечественных технологий, из числа тех немногих, которыми всё еще можно гордиться. Тем не менее, общий застой или даже откат от завоеванных в советские времена позиций произошел и здесь. Как и в других областях производства вооружений и военной техники, производство изделий на экспорт до сих пор является основой и непременным условием выживания изготовителей «броневого щита России». Потери, нанесенные отечественной военной промышленности за период безвременья, поистине огромны, и не факт, что тяжелые времена для танкостроителей закончились.
Завоеванное СССР еще во времена Второй мировой войны количественное, а зачастую и качественное превосходство над танками возможных противников, обеспечило Европу многолетними ночными кошмарами о «внезапном танковом броске к Ла-Маншу». Именно советские машины, начиная с Т-64, и являлись тем самым эталоном, который стремились превзойти танкостроители США, Великобритании, Франции...
Российская федерация после распада СССР, помимо множества устаревшей техники, унаследовала и большую часть современного (на начало 90-х годов) танкового парка состоящего из семейств Т-64, Т-72 и Т-80 и сохранила три центра разработки и строительства танков из четырех - Урал, Ленинград и Омск. Однако, пожалуй наиболее авторитетное и заслуженное в СССР Харьковское конструкторское бюро транспортного машиностроения им. А. А. Морозова, ХКБТМ вместе со своими разработками, а также и с лучшей в СССР производственной базой досталось Украине. Там же осталось производство мощных танковых двухтактных дизелей семейств 5ТД-6ТД вместе единственным заводом, способным их ремонтировать. Соответственно, перешло к Украине налаженное серийное производство танка Т-80УД, наиболее совершенного советского танка к моменту распада страны.
Наследниками танковых успехов Советского Союза стали также бывшие «идеологические союзники», успевшие с содействием «старшего брата» наладить производство современных танков. Хотя и с упрощенным бронированием, но на заводах в Польше, Чехословакии, Югославии, Румынии выпускался Т-72, которому, может быть в качестве компенсации его отставания от советских аналогов, модификации которого скромно именовались «А» или «Б», был предложен индекс «М» - модернизированный. Свои достижения даже странам Варшавского договора СССР передавал «с оглядкой», сохраняя за собой значительный технологический отрыв. Тем не менее, югославам удалось создать для своей версии «семьдесят второго» - М-84 весьма совершенную систему управления огнем, заслужившую одобрение советских коллег. Румыны традиционно пытались внести «улучшения» попроще, закрепив весь этот милый румынскому сердцу набор «фенечек» гордым, чисто румынским названием TR-125! Чем бы союзничек не тешился...
С различными клонами Т-72, а по сути, разновидностями все той же советской машины России сейчас и приходится конкурировать при экспортных поставках танков.
В России остались два крупных серийных предприятия, делающих танки с различной силовой установкой. Омский Трансмаш выпускал газотурбинный Т-80, а «фирменной» машиной «Уралвагонзавода», являлся Т-72. Наличие у СССР сразу трех «основных» боевых танков - Т-64, Т-72 и Т-80 традиционно вызывает насмешку. Тем не менее, отнюдь не головотяпство или чей-то злой умысел были тому причиной.
Наличие подходящего двигателя, достаточно мощного и компактного является основной проблемой при создании любого танка. После Великой Отечественной войны в развитии линейки отечественных четырехтактных дизелей В-2 никак не удавалось сделать решающего рывка. Остро требовался рост удельной мощности при сокращении габаритов силовой установки. Послевоенные Т-54 и Т-55 в этом отношении сенсациями не были. Настоящим прорывом в танковом моторостроении обещало стать освоение семейства двухтактных дизелей с оппозитными цилиндрами 4ТД (впоследствии ставшим 5ТД, 6ТД и так далее) базирующихся на авиадизеле, «позаимствованном» у поверженной Германии. На этот двигатель сделал ставку А. А. Морозов, при создании нового среднего танка, ставшего впоследствии Т-64. Однако задержка в отработке двигателя и, соответственно, танка, исчислялась даже не годами - десятилетиями. Танк, по разным причинам, никак не мог достичь требуемой надежности, серия задерживалась. Танками Т-64 не удавалось укомплектовать даже части первого эшелона. Армия все это время продолжала использовать Т-55, который в сравнении с обновляющимся танковым парком НАТО становился все более «картонным». Жизнь требовала «резервного» варианта. В качестве такового должен был выступить Т-64, но с двигателем В-45, не столь мощным и компактным, как харьковский 5ТДФ. Зато В-45 был наследником все того же В-2, а значит - более простым и дешевым. Освоить новый танк, «объект 172» должен был «Уралвагонзавод», изготавливавший пока для армии танки Т-54, Т-55 и их прямого потомка - Т-62. Массовость продукции УВЗ, самого крупного в СССР производителя танков, должна была компенсировать недостаток в армии качественно новых машин.
Перспектива вновь стать «подмастерьем» Харькова (как это уже было при освоении Т-54) конструкторов УВЗ не вдохновила. Подвергнув критике множество технических решений ХКБМ, прежде всего переоблегченную «ажурную» ходовую часть, «вертикальную» конструкцию автомата заряжания и 115-мм пушку они убедили заказчика в необходимости изменений.
В производство на УВЗ пошел не «морозовский» «объект 172», а «объект 172М» Карцева и Венедиктова, с собственной ходовой частью, механизмом заряжания горизонтального типа и 125-мм пушкой. Танк получил и новое обозначение - Т-72. Однако уральская машина весь советский период считалась резервной относительно харьковской. Новинки внедрялись сначала на Т-64, и лишь по прошествии времени - на Т-72. Так происходило с комбинированным бронированием, ракетным вооружением, динамической защитой, системой управления огнем. Разумеется, самое серьезное отставание было заложено в мощности силовой установки. В то же время Т-64 все же получил 125-мм пушку.
В конечном итоге, не зря в советские времена Т-64 не поставлялся даже самым ближайшим союзникам. Для экспорта и передачи технологий разнообразным «друзьям» предназначался лишь Т-72.
Даже в условиях постепенной доработки и освоения Т-64, острота проблем с танковой силовой установкой не снижалась. Двухтактный дизель, несмотря на громадные деньги, затраченные на его освоение, совершенствовался очень трудно, а по уровню требуемого обслуживания оставался все тем же «авиационным». Дальнейшее повышение мощности становилось все более проблематичным. Единственный в СССР завод мог их выпускать и единственный - ремонтировать.
Решение данной проблемы в 60-х годах, казалось, было очевидно - устанавливать на новом основном боевом танке газотурбинный двигатель (ГТД). Еще в 1968 году в правительственном постановлении значилось: "...Считать важнейшей государственной задачей создание танка с газотурбинным двигателем".
ГТД на танке «прописало» ленинградское СКБ-2 под руководством генерального конструктора Николая Попова. На «объекте 219» удалось решить целый ряд проблем при эксплуатации турбины в наземной боевой машине, прежде всего создать надежную систему очистки от пыли. Тем не менее, с небольшим содержанием пыли в воздухе проходящем через двигатель, пришлось смириться, так же как и с большими объемами прокачиваемого воздуха и повышенным расходом топлива.
В результате для танка на НПО им. В. Я. Климова был создан ГТД-1000Т мощностью 1000 л.с., который удалось «вписать» в моторно-трансмиссионное отделение (МТО) объемом всего 2,8 кубометров. Например, для сравнения, в то время, в 1976 году, на Т-72 устанавливался 780-сильный дизель В-46 в МТО объемом 3,1 кубометров.
Ленинградцы также оказались неудовлетворены харьковской ходовой на катках небольшого диаметра с внутренней амортизацией, которая при столь мощном двигателе начала «трещать» и... сделали для танка «объект 219 спецификации 2» собственный, то есть уже третий вариант ходовой части на увеличенных (но меньших, чем у Т-72) катках с нормальным обрезиниванием, и эффективной амортизацией. В то же время, ленинградская машина унаследовала от харьковской машины автомат заряжания, сходные решения бронезащиты, и первоначально - конструкцию башни.
Танк, названный Т-80, и переданный для производства на Омский Трансмаш, в итоге получил роль танка первой линии, ранее предназначенную для Т-64. Танк, постепенно совершенствуясь через базовые версии Б и БВ получил в модификации «У» новый ГТД мощностью 1250 л.с., встроенную динамическую защиту, новую башню с качественно иным комбинированным бронированием и наиболее совершенную СУО - 1А45.
Репутации Харькова долгая возня с «перспективным» Т-64 повредила очень сильно. Как результат - теперь уже Т-80 был передан для освоения ХКБТМ. Тем не менее, наконец доведенный двухтактный дизель повышенной до 1000 л.с.мощности 6ТДФ усилиями харьковчан удалось «пробить» заказчику для установки на наиболее совершенный вариант «восьмидесятого» - Т-80У. В серию был поставлен танк Т-80УД, Д-дизельный, последний танк, разработанный в СССР.
Новые времена - готовность к продажам
Распад СССР и «великая капиталистическая революция» сделала ненужным противостояние с Западом. Так же ненужными стали тысячи танков выпущенных в СССР. Военные секреты хранить стало незачем, значит, и появились первые «успехи» торговли оружием. До распада СССР ни единого Т-80 за рубеж не попало, даже наиболее верным союзникам по Варшавскому договору. Известно, например, что неоднократные просьбы ГДР о поставках вместо Т-72М словацкого и польского выпуска, танков Т-80 из СССР, также неоднократно вежливо отклонялись. Бывшие противники из НАТО интересовались новой техникой не меньше, хотя всего лишь - единичными образцами. Российская «Спецвнештехника» с готовностью пошла навстречу.
Великобритании в 1992 году был продан один Т-80У, в комплекте с одним ЗРПК 2С6М «Тунгуска» и соответствующими боеприпасами. Цену в $10,7 млн заплаченную за раскрытие секретов самой современной нашей машины, для конкурентов можно посчитать копеечной. Сама сделка стала легендарной по своей циничности для одной стороны и глупости - с другой. К тому же за машины, взятые прямо из частей, Министерство обороны получило менее трети уплаченных денег. Тогда же США по дешевке обзавелись шестью Т-72С, приобретенными через Оман. Чуть позже в 1994 году четыре Т-80У были проданы в Марокко, и по неподтвержденным данным, также осели в США.
Скандальность таких продаж стали поводом к созданию более адекватной структуры - «Росвооружения».
Газотурбинному Т-80У, получившему за свою резвость на демонстрационных трассах и хороших шоссе прозвище «летающий» прочили отличные экспортные перспективы. Казалось, что они начинают оправдываться...
Первым крупным заказчиком стал маленький Кипр. Для вооружения Национальной гвардии Кипра был заключен контракт на поставку 41 российского танка T-80У и Т-80УК. Контракт стоимостью $172 млн был подписан в апреле 1996 года. Поставка танков началась летом 1996 года и завершилась в июне 1997 года, тремя партиями по 27, 14 и 18 машин. Всего Кипр получил 14 танков Т-80УК командирского варианта с дополнительным оборудованием и 27 стандартных Т-80У, 4 БРЭМ, 4 танковых мостоукладчика, а также боеприпасы и запчасти. Из полученных танков батальонного комплекта и 43 БМП-3, заказанных чуть раньше, в 1995 году, было сформировано новое подразделение. Командирские машины УК получили командиры взводов, рот и батальона. Внешне от обычных их можно отличить по установкам ТШУ-1 «Штора» на лбах башен.
Средняя цена танка для Кипра составила около $3 млн.
Тогда же удалось уговорить Южную Корею принять танки Т-80У в счет советского долга. По официальным данным Россия в 1996 году сообщила об экспорте 33 танков, а Республика Корея подтвердила импорт 6 машин в 1996 году и в начале января 1997 - еще 27. За эти поставки был списан долг на сумму $210 млн. По другим данным, к 2007 году Южная Корея располагала 80 такими танками.
Участвовал Т-80У в тендерах, объявленных в Швеции, Турции и Греции, но успеха больше не добился. Более того, участие в 1998 году в греческом тендере, стало самой существенной неудачей для «восьмидесятки». Благодаря ставшему широко известным неофициальному варианту отчета выяснились не самые лестные детали участия в этом конкурсе новой версии Т-80УЕ, отличавшейся установкой гидрообъемной передачи и новых органов управления. Этот вариант Т-80УМ, разработанный в 1995 году специально для тендера, «отличился» сразу в неcкольких категориях. Кстати, украинский Т-84, прямой наследник Т-80УД, как оказалось, выглядит не лучше. Так танки, произведенные в СНГ не смогли обеспечить 80% поражение цели типа «танк» при стрельбе с ходу на скорости 40 км/ч на дистанцию 2 км. Вину возложили на практические снаряды, баллистика которых не соответствовала реальной. Российский и украинский танки отлично видели излучение лазерных дальномеров друг друга, но не фиксировали излучение приборов, стоящих на вооружении НАТО. За время испытаний износились гусеничные цепи и вышла из строя гидрообъемная передача, что заставило прервать участие Т-80УЕ в испытаниях. Ни один из выявленных недостатков не являлся фатальным и, при соответствующих доработках был вполне устраним. Однако участие в реальных соревнования с лучшими образцами западных танков, как стало очевидно, требует намного более серьезной подготовки. Здесь репутации бывшего «кошмара Европы» оказалось недостаточно.
Неверны оказались упорно циркулирующие в западной прессе слухи о продаже в 1995 году 150 - 200 Т-80У в Китай. Китайцы знакомились с этими машинами, на что даже есть фотодокументы, однако от закупок отказались. Скорее всего, это произошло из-за понимания невозможности быстрого копирования газотурбинного двигателя. Немаловажным фактором явились и далеко продвинувшиеся в КНР собственные разработки танка на основе документации на Т-72, полученной из Восточной Европы.
Пушку 2А46М и механизм заряжания в Китае освоили, а в качестве наилучшей силовой установки заслуженно считают западногерманский дизель.
В любом случае, такой крупный заказчик, как Китай, в Т-80 не нуждается.
Тем не менее, покупатели Т-80У отказываться от их использования не собираются.
Общепризнанное слабое место танков советского и пост-советского производства - отсутствие современного тепловизора. На некоторых, причем не на всех, Т-80УК стояли приборы «Агава-2» к настоящему времени безнадежно устаревшие. И здесь стоит поблагодарить киприотов за работу, которую вообще-то давно должен был сделать отечественный заказчик. Хотя в данном случае киприоты заботились, разумеется, только о своих интересах.
В начале 2005 года Министерство обороны Кипра заключило контракт стоимостью $12,1 млн на модернизацию своих Т-80У/УК, по доработке СУО «Плиса» и включению в нее современного тепловизора. В консорциум, с которым был заключен контракт, вошли «Рособоронэкспорт», белорусское ОАО «Пеленг», производящее СУО, и французская компания «Thales Optronics», которая поставила тепловизионные камеры Catherine FC.
Доли участников составили: «Рособоронэкспорта» (РОЭ) - $2 млн, «Пеленга» - $4,6 млн, Thales Optronics - $5,4 млн.
Влияние на выбор поставщика оказал тот факт, что ранее Thales Optronics уже поставила камеры Catherine FC для 52 киприотских АМХ-30В2.
Танками Т-80У на Кипре довольны, что неоднократно звучало в официальных высказываниях самого различного уровня. В июне 2009 года стало известно, что правительство греческой части Кипра намерено приобрести для Национальной гвардии Кипра новую партию российских танков. Скорее всего, речь может идти о еще одном батальонном комплекте, 41 машине. Сообщалось, что оценки программы закупки новой партии танков ведутся с 2006 года.
Киприоты изучили ценовые параметры возможной закупки боевых машин по документам, которые были получены от Агентства по оборонным закупкам Германии на танки «Леопард-1A5», Генеральной делегации по вооружению Франции на танки AMX-30B2, украинской компании «Укрспецэкспорт» на танки Т-84УД.
В результате вооруженные силы Кипра выбрали танки российского производства.
Ранее сообщалось о намерении Кипра приобрести 41 танк T-90 на сумму 115 млн евро. Однако, скорее всего киприоты решили взять уже зарекомендовавшие себя машины и, по крайне мере, сэкономить на техническом обслуживании. Соглашение также будет включать поставку запчастей.
Откуда брать Т-80?
К сожалению, даже этот заказ Омский завод транспортного машиностроения не спасет. На предприятии слишком долго ожидали зарубежных или отечественных заказов. Завод, военное производство на котором составляло более 80%, прекратил выпуск танков в 1998 году, обанкротился, и по сути больше не способен производить танки. Осталось производство основной номенклатуры запасных частей танков Т-80, гусеничных лент. Часть производственных мощностей выкуплена Омским КБ транспортного машиностроения, и в этой части способны осуществлять ремонт техники, изготовление опытных образцов и мелкосерийное производство. По сути, танкового завода в Омске больше нет.
На остатках предприятия осуществляется восстановительный ремонт приходящих с хранения Т-80, на что получен госзаказ. Однако, влившись в бронетанковый холдинг под эгидой «Уралвагонзавода», «Трансмаш» сильно ограничен в самостоятельности. Новый руководитель УВЗ Олег Сиенко уже заявил, что не видит необходимости в существовании газотурбинных танков, а омские мощности предполагает задействовать под выпуск запчастей для Т-90 и изготовление спецмашин на этой базе.
Известно также, что выпуск газотурбинных двигателей для танков прекращен и его восстановление не планируется. В условиях, когда двигатель из заслуженного семейства В-2, именуемый В-92С2, достиг заветной цифры мощности в 1000 л.с. и, по некоторым оценкам, даже выше, сохранение силовой установки, которая дороже четырехтактного дизеля в десятки раз и резко уступает в экономичности, на самом деле незачем.
Парк уже построенных машин значителен.
По официальным данным, только в зоне действия ДОВСЕ на 1 января 2002 Россия имела 2818 танков Т-80 всех модификаций. Всего же в сухопутных войсках России по состоянию на 2009 год имеется более 6500 Т-80 и Т-80У, как в строю, так и на хранении. В случае необходимости, Россия способна взять со складов и использовать практически любое потребное количество Т-80.
Имеющиеся в Беларуси 92 танка Т-80БВ, попавшие туда после вывода советских войск из ГДР, хозяева безуспешно пытаются реализовать вот уже несколько лет. Понятно, что единственный фактор, сдерживающий потенциального клиента, - это наличие ГТД.
Давние конкуренты
Украина пока сохранила свое танкостроение, чему немало поспособствовал удачно заключенный в 1996 году контракт на поставку в Пакистан 320 танков. Экспортный вариант Т-80УД (объект 478БЭ) специально доработан именно под этого заказчика.
Пакистан, испортивший отношения с западными поставщиками оружия из-за своей ядерной программы, приобрел Т-80УД исключительно потому, что больше никто танки третьего поколения ему не продавал. Здесь и начало, и конец украинского успеха. Теперь, производя с китайской помощью танки «Аль-Халид», Пакистан больше не берет комплектные танки, но пока продолжает закупки на Украине силовых отделений на базе 6ТДФ, поскольку взять столь мощный танковый двигатель больше негде. Пока нет никаких подтверждений, что украинцам удалось заинтересовать своим достаточно экзотичным двигателем Китай. Нет также оснований полагать, что пакистанская удача сможет повториться с новым клиентом. Покупателей новых танков вообще мало, а внешнеполитическая невнятность и несамостоятельность Украины не облегчает продажи сложных и дорогих изделий ВПК. Харьковский танкоремонтный завод предлагал ремоторизацию Т-80Б и БВ, с ГТД на 6ТД, но наплыва желающих нет и здесь.
«Украинизированный» Т-80УД получил наименование Т-84. Специально для эксплуатации в жарком и высокогорном климате был приспособлен экспортный вариант Т-84М «Оплот», а Т-84-120 «Ятаган», также экспортный, получил 120-мм пушку стандарта НАТО, двигатель 6ТД-2 (мощность 1200 л.с.), встроенную ДЗ «Нож», и новую сварную башню с автоматом заряжания в кормовой нише. На 01 января 2003 года Украина располагала, по данным ДОВСЕ, 271 танком Т-80 и шестью Т-84.
Боевое применение Т-80
Совершенство, заложенное в Т-80 его создателями, до сих пор в реальном бою не пригодилось. Нельзя же считать боевым применением эпопею 4 октября 1993 года, когда шесть танков Т-80УД 4-й гвардейской Кантемировской танковой дивизии с Калининского моста «умиротворяли» мятежный Верховный совет Российской Федерации. Тогда по «Белому дому» на глазах зевак, как в тире, было выпущено 12 бронебойно-подкалиберных и осколочно-фугасных снарядов. Не самая лучшая страница в истории Т-80.
Участие танков Т-80Б, Т-80БВ и Т-80У в первой чеченской кампании тоже вряд ли стоит считать оправданным. Танк, созданный для противостояния мощному, высокотехнологичному противнику использовали для решения таких задач, где вполне, как показал опыт, хватало стареньких Т-62. Разумеется, танки Т-80 понесли потери, как и любые другие в этой ситуации. В условиях плотного огня РПГ, ведущегося с малых дистанций хорошо обученными бойцами и сосредоточенного во фланговой и тыльной проекции, у танка шансов нет. Даже, несмотря на то, что словам очевидцев, требовалось как минимум восемь попаданий, чтобы подбить Т-80.
Соображения об особой уязвимости боекомплекта Т-80, размещенного в автомате вертикального типа, который «открыт» для поражения в борт танка при уменьшенной в сравнении с Т-72 высоте катка, а также большей выгодности горизонтального автомата Т-72, полностью загороженного катками, представляются неоправданными. В условиях, когда экипаж расположен практически внутри боекомплекта, разница в сантиметры незначима. Любое поражение метательного заряда при повышенной возгораемости отечественных порохов и невозможности затушить или устранить горящий заряд, приведет к гибели машины. Наличие же адекватной защиты бортов, чему пока придается совершенно недостаточное внимание, для любого отечественного танка будет эффективной мерой.
Уральский Победитель.
Главная роль среди российских основных боевых танков с недавних времен принадлежит Т-90. Машина создавалась на рубеже 80-х - 90-х годов как модернизация танка Т-72Б, под индексом Т-72БУ. Однако желание застолбить именно за УВЗ, статус производителя наиболее современного танка в сравнении с Т-80 и самостоятельно присвоенным Харьковом обозначением Т-84, привело к идее назвать машину сначала Т-88, а потом, с подачи президента Ельцина, благоволившего к землякам и к Т-90. В 1992 году танк был принят на вооружение и уже официально обозначен как Т-90.
Мелкосерийное производство танка было начато тогда же. В 1992-1996 годах «Уралвагонзавод» поставил сухопутным войскам в общей сложности не более 120 Т-90, затем производство было остановлено и возобновлено лишь в 2004 году. Всего к 2008 году в Российскую армию было поставлено 493 танка Т-90. В 2009 году планируется поставить ещё 63 танка. Статус единственного реально выпускаемого танка позволяет Т-90 претендовать на лучшие комплектующие, имеющиеся в распоряжении и избавиться от репутации «упрощенного», которая прочно закрепилась за Т-72.
Однако, преемственность с Т-72 позволяет «девяностым» претендовать на тот же круг постоянных клиентов, что был во времена СССР. Начиная с 2000 года, более 500 Т-90 было поставлено в Индию, где к тому же начато лицензионное серийное производство, с целью довести численность этих танков в своей армии до 1657 машин.
Летом 2009 года было объявлено о поставке тепловизионных камер модели Catherine FC, французского производителя Thales, для установки их на танках Т-90 российской армии. Камера Catherine FC позволяет обеспечить эффективное распознавание целей в различных условиях освещения, днем и ночью. Она рассчитана на установку в компактных оптоэлектронных модулях, которые могут размещаться на платформах любого рода и в дальнейшем интегрироваться в сложные информационные системы поля боя.
Также в 2006 - 2008 годах были заключены контракты на поставки танка в ряд других стран, в частности, Алжир и Саудовскую Аравию, а в последнее время заинтересованность проявили также Туркменистан и Венесуэла.
Разрешение о продаже за рубеж экспортного варианта Т-90 под обозначением Т-90С было дано одновременно с принятием танка на вооружение 5 октября 1992 года. Однако долгое время рекламной кампании не проводилось из-за нежелания внутренней конкуренции с Т-72С.
Следует отметить, что на внешнем рынке Т-90 приходится конкурировать не столько с танками других типов, сколько с машинами своего же семейства.
Сейчас на мировом рынке вооружений появилось множество предложений по модернизации Т-72 в том числе из стран, где он никогда не производился. Свои варианты модернизации машины предлагают Индия (ЕХ), Польша (РТ-91 «Тварды»), Румыния (TR-125), Словакия (Т-72М2 «Модерна»), Чехия (Т-72МЗ CZ и Т-72М4 CZ), Украина (Т-72АГ, Т-72МП, Т-72-120). Так же и покупатель больше склонен модернизировать уже имеющийся парк Т-72, чем покупать танки нового изготовления. Так, например, решила Ливия.
К сожалению, танковый рынок сейчас намного менее емок, чем например, авиация или ПВО, а к тому же - высококонкурентен. И даже в этих условиях УВЗ имеет отработанное решение - комплексную модернизацию Т-72 под девизом «Рогатка». Конкретную программу выбирает клиент, в зависимости от толщины кошелька. Можно надеяться, что сбыт модернизационных услуг для танков Т-72 будет востребован еще долгое время.
Вместо резюме
Удачное когда-то решение - применение на основном боевом танке мощной газовой турбины, по целому ряду причин ведет к сокращению сферы применения наисовременнейшего для своего времени танка Т-80. Возможно, положение могла бы спасти ремоторизация, однако стоимость такой переделки представляется излишне высокой. Иной подход к эксплуатации, принятый для ГТД, вкупе с высокой требовательность к персоналу, обслуживающему его делает газотурбинные танки в своем роде аристократами танкового семейства, далеком от прозы жизни.
Основные ТТХ ракетно-пушечного танка Т-80У
Боевая масса - 46,5 т. Экипаж - 3 чел. Двигатель трехвальный газотурбинный ГТД-1250 (мощность 1250 л.с.). Танк способен развивать скорость по шоссе 70 км/ч (средняя по грунту - 40-45 км/ч). Запас хода по топливу на шоссе - 500 км. Вооружение - 125-мм гладкоствольная стабилизированная в горизонтальной и вертикальной плоскости пушка 2A46М-1 с автоматическим заряжанием и скоростью стрельбы 6-8 выстрелов в минуту со спаренным 7,62-мм пулеметом ПКТ и 12,7-мм зенитным пулеметом «Утес». Боекомплект - 45 выстрелов. Танк защищен многослойной комбинированной броней, оснащен встроенной динамической защитой, системой коллективной защиты от ОМП.