Разделы
- Главная страница
- Новости
- Краткий исторический экскурс
- Эра динозавров
- Гигантские растительноядные динозавры
- Устрашающие хищные динозавры
- Удивительные птиценогие динозавры
- Вооруженные рогами, шипами и панцирями
- Характерные признаки динозавров
- Загадка гибели динозавров
- Публикации
- Интересные ссылки
- Статьи
- Архив
Техника Пентагона продолжает неуклонно стареть
На столы американских парламентариев легли два документа: «Четырехгодичная оценка национальной обороны» и бюджетная заявка Пентагона на будущий финансовый год. Ряд американских военных экспертов достаточно негативно оценил изыскания, выкладки и планы Белого дома в сфере обеспечения безопасности. Они объяснили своим согражданам, что многие оптимистичные оценки и заключения стратегов Минобороны не соответствуют реальному положению вещей, а их предложения ведут к деградации американской армии.
АНАЛИТИКИ НЕ СОГЛАСНЫ
По мнению экспертов одного из влиятельнейших неправительственных «мозговых трестов» США, прореспубликанского фонда «Наследие» (The Heritage Foundation/HF), представленная Пентагоном «Оценка», в которой должны быть совершенно четко сформулированные основные направления военного строительства ВС США на ближайшие 20 лет, имеет много огрехов и не содержит строгих положений о развитии американской армии.
Специалисты фонда назвали этот документ «простым продолжением оборонного бюджетного плана президента на 2010 год». На рекомендации яйцеголовых из Heritage Foundation, начиная с президента Рейгана, в значительной степени ориентировались администрация Вашингтона и законодатели вне зависимости от партийной принадлежности. Их выводы и предложения практически всегда учитывались при принятии основополагающих политических решений. Нынешние обитатели Белого дома тоже не обходят вниманием оценки и рекомендации специалистов фонда.
Аналогичной критике республиканские аналитики подвергли и бюджетную заявку МО США на 2011 финансовый год. Как утверждают специалисты этого «мозгового треста», бюджетный запрос Минобороны Америки на 2011 год не соответствует обязательствам США по обеспечению как собственной безопасности, так и по защите союзников и находится в противоречии с основными направлениями развития ВС, сформулированными Вашингтоном в «Четырехгодичном обзоре национальной обороны». По их мнению, запланированное администрацией президента сокращение к 2015 году военных расходов до 698,2 млрд. долл. (3,6% валового национального продукта), которые в текущем финансовом году составляют 722,1 млрд. долл. (4,9% ВВП), приведет к значительному снижению возможностей воинских контингентов Пентагона. Эксперты HF уверены, что «неадекватное финансирование приведет к сокращению численности ВС США, замедлит процесс их модернизации, снизит уровень оперативных возможностей и потребует внесения изменений в военную стратегию и в структуру ВС».
Во время Второй мировой войны Вашингтон расходовал на оборону 38% ВВП. Война в Корее поглощала 14% национального бюджета. На боевые действия во Вьетнаме Америка тратила 10% ВВП. А в период холодной войны на это уходило около 6% поступлений налогоплательщиков.
Начиная с 2001 года США расходуют только около 4% своего бюджета на обеспечение обороны. В целом это значительно меньше суммы, которая выделяется из национального бюджета на борьбу с алкоголем, табаком, поддельной косметикой и подобными продуктам, а также на противодействие незаконным деяниям в сфере развлечений.
За несколько дней до появления двух важнейших документов Пентагона, определяющих дальнейшее развитие ВС США, эксперты HF оценили современное состояние боевых возможностей войск Америки и пришли к весьма неутешительным заключениям.
АРМИЯ
В докладе руководства армии США о состоянии войск в 2009 году говорится, что «после семи лет непрерывного ведения боевых действий наша армия продолжает оставаться в состоянии дисбаланса численности ее контингентов, не способна поддерживать контрактный принцип формирования и решать стоящие перед ней стратегические задачи в перспективе».
Хотя в настоящее время руководство армии США предпринимает все необходимые меры для вербовки военнослужащих и удержания лучших из них на службе, дефицит в кадровом составе превышает установленные нормы. В 2007 году армия недобрала около 3 тыс. офицеров, что привело к необходимости выдвигать на вышестоящие должности младший и старший офицерский состав, то есть капитанов и майоров, в сроки, не установленные уставами и наставлениями для подобных случаев.
Современные требования к профессиональной подготовке военнослужащих не соответствуют оперативным потребностям. Временные нормативы развертывания воинских контингентов должны были бы переориентировать армейское начальство, как полагают аналитики HF, на совершенствование форм и методов обучения солдат и офицеров ведению боевых действий против боевиков, а также на приобретение навыков применения более ограниченной номенклатуры систем и средств, чем это необходимо при проведении операций в стандартных условиях ведения общевойскового боя.
В настоящее время, по оценкам аналитиков фонда, все боевые бригады, входящие в состав армии США, развертывание которых может быть начато в любое время суток, не находятся в состоянии требуемого уровня боевой готовности. Большая часть из них оснащена выслужившей сроки своей службы военной техникой, а периоды ее обслуживания существенно возросли.
Парк ВВТ армии США значительно устарел. Большая часть систем и средств, состоящих на вооружении, сегодня превышают установленные техническими нормативами средние сроки службы. Многие из них были разработаны еще в 60-х – 80-х годах прошлого века. Однако до сих пор эти вооружения продолжают использоваться войсками. Как полагают эксперты, если МО не вложит значительные средства в их модернизацию, то боевой потенциал СВ США в самое ближайшее время может упасть до неприемлемо низкого уровня.
На современном этапе уровень сбалансированного оснащения воинских подразделений необходимыми техническими средствами явно недостаточен. Объем ежегодных закупок боевой техники для армии в 1993–1999 годах составлял около 400 единиц. Но это обеспечивало только 60% боевых потребностей. В ближайшие годы в связи сокращением ассигнований на реализацию программы «Перспективные боевые системы» (Future Combat Systems) Пентагон планирует ежегодно закупать 320 единиц боевой техники для сухопутных войск. Но такие темпы закупок, как утверждают специалисты HF, не позволят поддерживать численность парка военной техники армии на необходимом уровне. Хотя, по их мнению, качественные характеристики новых систем и средств, которые планируется принять на вооружение, позволят в некоторой степени компенсировать их количественный недостаток.
По данным Бюджетного управления Конгресса США (Congressional Budget Office), к 2025 году срок службы боевых машин сухопутных войск будет составлять 20 лет, что существенно превысит установленные для них технические нормы эксплуатации.
В настоящее время руководство армии США списывает большое количество вертолетной техники значительно быстрее, чем закупает новую. В результате сегодня численность вертолетного парка в два раза меньше, чем в 80-х и в начале 90-х годов. Сегодня срок службы вертолетов вырос с 11 лет, как это было в 80-м году, до 20 лет.
Как полагают эксперты фонда, для обеспечения требуемого уровня боевой эффективности сухопутных войск США и их способности противостоять все расширяющимся военным угрозам ХХI века Пентагон должен привести в полное соответствие объемы закупок боевой техники с потребностями войск и получить необходимые ассигнования на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок.
ВОЕННО-МОРСКИЕ СИЛЫ
ВМС, Корпус морской пехоты (КМП) и береговая охрана США, как подчеркивают эксперты фонда, обязаны обеспечить превосходство Америки в любых районах мирового океана и должным образом контролировать действия как государственных флотов других стран, так и пиратских формирований, а также охранять морские пути.
В настоящее время на вооружении ВМС США состоит 283 боевых корабля различных классов. Первое место в обеспечении национальной безопасности США и защиты морских коммуникаций Пентагон отводит авианосной технике. Именно авианосцы способны противостоять реальной и потенциальной угрозам и обеспечить решение широкого комплекса военных задач, начиная с разведки и обеспечения превосходства в воздухе и кончая охраной боевых кораблей, транспортных и пассажирских судов.
Однако с окончанием холодной войны, с 1991 по 1999 год, численность авианосцев ВМС США сократилась почти на треть, а количество авиации морского базирования уменьшилось на 40%. В ближайшее десятилетие ВМС и КМП будут испытывать острый дефицит авиационной техники. В 2008 году специалисты Министерства ВМС прогнозировали, что флоту в 2017 году будет не хватать 125 ударных истребителей. Однако в последующих прогнозах появились совсем другие цифры. Эксперты считают, что к 2018 году число недостающих истребителей может увеличиться до 243 (119 истребителей для ВМС и 114 – для КМП).
Министерство ВМС неоднократно сокращало планы закупок кораблей в связи с постоянным ростом стоимости техники и директивными указаниям администрации последних президентов США. Это привело к существенному сокращению численности боевых единиц военного флота Америки и к определенному упадку кораблестроительной отрасли промышленности страны.
С 1990 года количество крейсеров сократилось почти в 2 раза – до 22 кораблей. За этот же период количество фрегатов снизилось с 99 до 30. По сравнению с 1965 годом состав ударного подводного флота ВМС США уменьшился в 2 раза. Сегодня на вооружении ВМС состоит 52 субмарины, включая 14 ПЛАРБ и 4 АПЛ с крылатыми ракетами. В 1980 году средняя продолжительность эксплуатации боевых кораблей военного флота США составляла 14 лет. В 2009 году эта цифра возросла до 18 лет. Как утверждают эксперты фонда, в 2019 году средний срок службы кораблей ВМС может возрасти до 19 лет.
По мнению аналитиков HF, сегодня выделяемых военному флоту средств для его дальнейшего развития явно недостаточно. Только адекватное финансирование всех программ Министерства ВМС позволит США и в дальнейшем оставаться мощнейшей морской державой. В противном случае Америка может в определенной мере потерять этот статус. Правда, конкретных цифр необходимых ассигнований они не называют.
ВОЕННО-ВОЗДУШНЫЕ СИЛЫ
Авторы исследования, отмечая важность ВВС для защиты страны и ведения войн в Ираке и Афганистане, заявили, что в ближайшие годы в связи с тем, что отслужившие свой срок самолеты военной авиации США будут списываться более высокими темпами, возникает серьезная угроза поддержанию необходимого уровня боевой готовности этого вида ВС и способности его контингентов обеспечить национальную безопасность Америки.
Начиная с 1991 года ВВС США фактически непрерывно находятся в состоянии войны. До настоящего времени среднегодовое число самолето-вылетов составляет 2,3 млн. часов. На протяжении всего этого периода ВВС эксплуатируют на 2500 боевых машин меньше, чем им требуется по штату военного времени.
В 2010 году Конгрессом США были урезаны ассигнования на программы приобретения истребителей пятого поколения F-22, поисково-спасательного вертолета, транспортного самолета C-17 и бомбардировщика следующего поколения. За исключением истребителя F-22, вся боевая техника ВВС была закуплена в 70-х и 80-х годах. В настоящее время парк истребителей ВВС составляет только половину количества этих боевых машин, состоявших на вооружении в середине 80-х годов.
В настоящее время военная авиационная техника Америки продолжает катастрофически устаревать. Многие самолеты ВВС значительно старше пилотов, которые ими управляют. По оценкам специалистов фонда, к 2012 году средний срок эксплуатации истребителей и штурмовиков ВВС США возрастет до 22 лет. Закупки многоцелевых ударных истребителей F-35 (Joint Strike Fighter), как полагают эксперты, до 2025 года не позволят довести средний срок эксплуатации авиационной техники до приемлемого уровня в 10–15 лет.
Средний срок службы транспортных самолетов C-5, C-141, C-17, C-130 и некоторых других типов будет продолжать расти и увеличится с 17 до 22 лет. А время эксплуатации самолетов заправочной авиации к 2013 году возрастет примерно до 48 лет, что в два раза больше нормативов, установленных инструкциями Министерства ВВС.
В 2019 году период использования состоящих на вооружении бомбардировщиков увеличится до 40 лет. Но вот сроки их предполагаемой замены на бомбардировщики следующего поколения пока не могут быть установлены, поскольку на реализацию программы их разработки и закупки ассигнования не выделяются.
На слушаниях в комитетах по делам ВС обеих палат американского парламента в 2008 году представители ВВС доложили, что в 2024 году они будут испытывать нехватку более 800 истребителей.
Аналогичная тенденция сокращения численности авиационной техники наблюдается и в парках самолетов военной авиации другого назначения. Так, число самолетов-заправщиков сократилось с 700 единиц (1987 год) до 500 (2009 год). Число транспортных самолетов, как утверждают специалисты, к 2024 году сократится до 600 машин. В конце 80-х годов на вооружении ВВС состояло 900 таких самолетов. В период 1990–2002 годов парк бомбардировщиков сократился со 374 до 115 машин.
Эксперты HF отметили, что в настоящее время в США действуют всего лишь две производственные линии по изготовлению истребителей и бомбардировщиков, в то время как в России и Китае функционирует 12 таких производств.
Они порекомендовали руководству Министерства ВВС, как, впрочем, и министерств двух остальных видов ВС, основным приоритетом развития военной техники и вооружений сделать модернизацию существующих систем и средств. По мнению аналитиков, американский Конгресс должен пересмотреть свое отношение к вопросу модернизации ВВТ и обеспечить адекватное финансирование этих процессов. Кроме того, предложено изыскать возможность выделения Пентагону всех необходимых средств для создания технологий для вооружений будущего. Только в этом случае, утверждают военные эксперты, Америка, которая практически во всех аспектах своей деятельности полагается на военное превосходство над всем остальным миром, будет в состоянии сохранить статус великой державы.