Разделы
- Главная страница
- Новости
- Краткий исторический экскурс
- Эра динозавров
- Гигантские растительноядные динозавры
- Устрашающие хищные динозавры
- Удивительные птиценогие динозавры
- Вооруженные рогами, шипами и панцирями
- Характерные признаки динозавров
- Загадка гибели динозавров
- Публикации
- Интересные ссылки
- Статьи
- Архив
Столетие русского "Максима"
Сто лет исполняется в этом году одному из самых известных видов отечественного вооружения - станковому пулемету «Максим» образца 1910 года.
Собственное производство пулеметов «Максим» системы Хайрема началось в России на Императорском Тульском оружейном заводе (ИТОЗ) еще в 1905 году. Пулемет образца 1905 года был выполнен под «трехлинейный» (7,62-мм) винтовочный патрон образца 1891 года и использовал английские варианты установок - высококолесные крепостные и полевые лафеты, треногу «Виккерс».
В 1908 году принят 7,62-мм ?патрон с остроконечной пулей. Параллельно с переделкой под него пулеметов решено было сделать легче сам пулемет и принять новый станок.
«Облегченный» вариант на ИТОЗе создавался под руководством полковника П. Третьякова. Именно он ранее вместе с мастером И. Пастуховым ставил производство пулемета «Максим» в Туле.
Что представляла собой система Максима? Автоматика пулемета действовала по схеме отдачи ствола с коротким ходом. Запирание канала ствола производилось затвором (замком), подпираемым системой из двух шарнирно сочлененных рычагов. На правый конец оси заднего рычага надевалась качающаяся рукоятка, которая и задавала взаимное движение ствола и затвора. Выстрел производился с закрытого затвора нажатием на спусковой рычаг между рукоятками удержания на затыльнике пулемета. Действие отдачи выстрела через замок и рычаги, находившиеся в мертвой точке, передавалось раме ствола, которая вместе со стволом, замком и рычагами отходила назад. После вылета пули пороховые газы попадали в надульник и давили на передний срез ствола, придавая подвижной системе дополнительный импульс. Рукоятка набегала на неподвижный ролик короба и, поворачиваясь, вызывала складывание рычагов и отход затвора от ствола, причем рукоятка была спрофилирована так, чтобы отпирание канала ствола не происходило до вылета из него пули. Извлечение стреляной гильзы из патронника, ее подачу в подствольную гильзоотводную трубку, извлечение следующего патрона из ленты и его опускание на линию досылания производила вертикально движущаяся личинка затвора при откате и накате подвижной системы. Возвратная пружина размещалась в отдельной коробке на левой стенке короба пулемета. Охлаждение ствола - водяное. Прицел - стоечный. Питание патронами производилось из холщовой патронной ленты, вставлявшейся в приемник и подававшейся справа налево ползунковым механизмом.
Главными новинками в тульском «облегченном» пулемете были замена части бронзовых деталей стальными, изменение прицела, надульника, деталей замка, приемника, короба и кожуха ствола, затыльника, спусковой тяги. Пулемет образца 1910 года был значительно улучшен по сравнению с прототипом, однако вряд ли правильно установившееся в нашей литературе утверждение, что «русские техники создали по сути новый пулемет».А вот станок к пулемету, разработанный полковником А. Соколовым, был действительно новой и оригинальной конструкцией. Хорошо известный нам облик «Максима» - на низком станке со щитом, перекатываемый на колесах и с колес же стреляющий - сложился несколько позже. Первоначально станок Соколова, кроме небольших колес, имел еще и откидные передние ноги, сиденье и даже ролик (для облегчения перекатывания) на стреле, так что огонь можно было вести из положения сидя или лежа («с колес»).
После испытаний облегченный тульский пулемет с колесным полевым станком Соколова был принят на вооружение как «станковый пулемет Максима обр. 1910 г.». Пулемет поставлялся в армию и на флот.
Его дальнейшая судьба - эта вся бурная военная история России в последующие четыре десятилетия. «Максим» образца 1910 года отлично показал себя в Первой мировой войне, в ходе которой пулеметы не только стали неотъемлемым вооружением пехоты (до войны их все относили к артиллерийским средствам), но и поднялись в воздух и «встали» на бронетехнику. Русский «Максим» в ту войну не только разил вражескую пехоту, кавалерию и артиллерийские расчеты, но и стрелял по аэропланам с импровизированных зенитных установок, сам ставился на боевые самолеты, стал вооружением бронеавтомобилей. Гражданская война дала еще одно средство - пулеметную тачанку, служившую и «пулеметовозом» .
В 20-е годы перед советскими оружейниками встал ряд срочных задач по расширению и совершенствованию пулеметного вооружения. Естественно, что до создания и постановки на производство новых систем часть этих задач решали за счет уже освоенного «Максима». Так он стал основой ручного пулемета МТ (Максим-Токарев принят на вооружение в 1925-м), авиационного пулемета ПВ-1 (1928). В 1928 году принята специальная зенитная тренога к «Максиму», в 1931-м - счетверенная зенитная пулеметная установка - ей предстояло сыграть свою роль в войсковой ПВО и ПВО страны в начальный период Великой Отечественной войны.
Сохранение пулемета на вооружении потребовало его модернизации. В 1929 году ее провели сотрудники проектно-конструкторского бюро Тульского оружейного завода в сотрудничестве с Научно-испытательным полигоном стрелкового вооружения. И год спустя РККА приняла модернизированный пулемет «Максим». Главным новшеством стал прицел со шкалами для стрельбы как легкой, так и тяжелой «дальнобойной» пулей. «Максим» даже оснастили оптическим прицелом и угломер-квадрантом для ведения огня полупрямой и непрямой наводкой.
От идеи дальней стрельбы заставил отказаться только опыт начального периода Великой Отечественной. Ряд изменений в «Максим» образца 10-30-х годов внесен для облегчения эксплуатации. Станок Соколова был принят в упрощенном варианте, но бронещит сохранялся до конца службы пулемета.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ «МАКСИМА» ОБРАЗЦА 1910 ГОДА
В 1931 году к пулемету приняли универсальный станок С. Владимирова с отделяемым колесным ходом и раскладываемой треногой, но он выпускался в меньших количествах и самым распространенным остался станок Соколова.
Сам пулемет уже устарел и конструктивно, и технологически, и тактически. Избыточная тяжесть «Максима» в условиях маневренного боя была очевидна. Правда, массивность пулемета на станке и водяное охлаждение ствола давали пулемету и преимущества: новые легкие станковые пулеметы не смогли сравняться с ним в меткости и интенсивности стрельбы.
Это учитывалось в 1941 году, когда решили восстановить массовое производство «Максима». Еще в сентябре 1939-го на вооружение приняли облегченный станковый пулемет В. Дегтярева ДС-39. Однако к началу Великой Отечественной войны его недостатки устранены не были. Для развертывания массового производства ДС-39 требовалась его существенная доработка, на что в тяжелейших условиях начального периода войны не было ни времени, ни средств. Возвращение в массовое производство «Максима» - шаг вынужденный.
Ему предшествовала вторичная модернизация пулемета, которую провели тульские инженеры. Внесенные переделки диктовались опытом боевого применения и необходимостью упростить производство.
Если до 1939 года единственным производителем «Максима» был Тульский оружейный завод, то в годы Великой Отечественной его делали тульский завод № 66, завод № 524 в Ижевске, завод № 54 в Златоусте, завод полиграфических машин в Ленинграде. Хотя в 1943 году на вооружение и к массовому производству был наконец принят удачный облегченный станковый пулемет СГ-43 системы П. Горюнова, «Максим» выпускался до конца войны и до конца войны оставался самым массовым станковым пулеметом нашей армии.