Динозавры и история жизни на Земле

Статистика




Яндекс.Метрика




Раскрыт главный секрет писательской популярности

Популярность того или иного автора обычно принято объяснять многими обстоятельствами. Круто закрученной интригой, красивым слогом, экспрессией, харизмой самого автора, наконец. Но все это вторично, считает кандидат медицинских наук, действительный член Европейской академии естественных наук и один из основателей психологической службы Вооруженных Сил РФ Алексей Биркин. Главное, по его мнению, это то, из каких букв состоят книги писателя или авторские статьи.

Задача - выжить

Необычную идею исследователю подсказала физиология нервной системы, на основании которой он создал новое направление в науке - психофизиологию кода речи. Основной смысл ее вот в чем: мозг человека как основной инструмент обеспечения выживания нашего биологического вида эволюционирует и приспосабливается под восприятие актуальной на каждый исторический момент информации. С древних времен, когда люди перестали общаться исключительно жестами, они научились передавать друг другу сведения при помощи звуков и письменной речи. Случилось это, по разным оценкам, от 100 до 30 тысяч лет назад. С тех пор навыки восприятия данных из внешней среды, крепко засевшие в генах, шлифовались и доводились до совершенства. Сейчас, считает ученый, достигнута верхняя точка в развитии этих генов. А доказывает это уникальный случай - рождение в Норильске 11 апреля 2009 года ребенка, который сразу же мог говорить (об этом удивительном факте ­читайте в одном из ближайших номеров "­Итогов").

Сегодня наш мозг, говорит Биркин, можно сравнить с компьютером. Только в отличие от системного блока с кремниевыми микрочипами у людей - органический процессор. Место клавиатуры и мыши у нас занимают глаза и уши. Монитор, принтер и другие электронные устройства вывода - эмоции и действия человека, реакция на полученную и обработанную информацию. Буквы, которые ученый называет кодами речи, мы обрабатываем в автоматическом режиме. Разница в том, что если компьютеру все равно, как долго он будет "думать" над поставленной перед ним задачей (все зависит от производительности системы), то у человека от скорости вычислительных процессов зависит выживаемость в этом мире. Раньше нужно было максимально быстро реагировать на нападающего хищника, а сегодня от времени восприятия информации зависит жизнь, когда мы видим дорожные знаки, слышим угрозу или предупреждения от сотрудников экстренных служб. Практически вся важная информация поступает в наше сознание в виде кодов, которые мозг вычислил предварительно. Такими кодами являются буквы и звуки. Не важно, что во времена, когда человек научился писать и связно говорить, был совершенно другой язык. "Это был праязык, от которого пошли все остальные, в том числе и современный русский, они тесно связаны", - уверен ученый.

Черный ящик

Алексей Биркин утверждает, что каждая буква и соответствующий ей звук, несмотря на то что алфавит - целостная система, дают определенную нагрузку на наш органический компьютер. Из-за того что все буквы появились не одновременно, а в разные периоды существования человечества, частота их употребления в речи различна. При этом степень приспособленности к восприятию разных кодов речи мозгом отличается в разы. "Так, гласные "о", "е", "а" и согласные "т", "н", "с", - считает психофизиолог, - одни из самых ранних и потому наиболее легких для обработки, а "ф", "к", "ц", "ч", "ш" и "щ" появились позже всего, поэтому их изобилие в тексте ведет к перегрузке органической вычислительной системы". Автора книги, который поневоле балует своих читателей редкими буквами, просто никто не будет читать, и ему никогда не достичь популярности, уверен Биркин. Но если эти коды речи заменить более простыми, то вероятность перешагнуть порог в 30 тысяч читателей (с точки зрения ученого, именно это количество - мерило начала писательской популярности) ­возрастает в два раза. Просто магия букв какая-то.

Волшебная сила букв с точки зрения психофизиологии оказалась не такой уж и загадочной. Ученый выяснил: если мозг - это компьютер, то в нем должна быть система, которая исправно переводит визуальные или звуковые сигналы в своеобразный двоичный код. Сигналы поступают из сетчатки глаза или барабанной перепонки в мозг в виде знакобукв и звукобукв соответственно. Но аналитический аппарат - наше мышление - способен воспринимать информацию и создавать свои образы, которыми люди, собственно, и думают, только в виде битов (двоичная система). Для перевода в нужную форму в голове якобы имеется специальный "прибор" - аналог "черного ящика", - отвечающий за декодирование внешних сигналов. Алексей Биркин называет его "досознанием", но признает, что это нечто сродни подсознанию. Однако если до сих пор другие ученые не могли четко определить функции подсознания, то психофизиологу они ясны.

В "черном ящике" есть группы нейронов, каждая из которых специализируется на декодировании определенных наборов сигналов внешней среды. Они постоянно находятся в режиме ожидания. Когда же, например, с сетчатки глаза поступает та или иная буква, отвечающий за нее нейрон просыпается, расшифровывает ее, передает дальше - на группу нейронов, отвечающую за декодирование слова, и снова переходит в "режим ожидания". Нейроны, специализирующиеся на декодировании наиболее часто употребляемых букв или звуков, эволюционно развиты больше, поэтому способны работать практически постоянно - им хватает долей миллисекунд, чтобы восстановиться. Но когда текст насыщен редкими и непривычными буквами, рассчитанные на них нейроны куда быстрее устают и исчерпывают свои возможности. Наступает "перегрузка" мозга, ведущая к торможению реакций человека. Серое вещество, чтобы хоть как-то поддержать жизнедеятельность всей системы, начинает перекачивать свои ресурсы из аналитического аппарата в "черный ящик". В итоге со скрипом мозг справляется с текстом, но его восприятие, с одной стороны, происходит без должной критики, а с другой, ведет к резкому переутомлению. Вплоть до того, что человек засыпает. Это состояние, по утверждению Алексея Биркина, сродни опьянению.

От теории к практике - один шаг

Автор исследования уверен, что именно на этом явлении основаны феномены гипноза, транса. Более того, и колыбельные якобы влияют на ребенка точно по такому же принципу. Слушая повторения сложнейших с точки зрения психофизиологии напевов, малыш засыпает из-за перегрузки мозга. Взрослые же, читая, например, научный текст или перегруженную "сложными" буквами книгу, порой не сразу могут понять, о чем вообще идет речь. Перечитывая один и тот же абзац несколько раз, человек в результате переутомляется. Если же нужно прочитать материал во что бы то ни стало, надо сосредоточиться, закрыть глаза, посидеть несколько секунд. "Это как раз отключает источники поступления сигнала и дает мозгу возможность восстановить баланс между мышлением и досознанием", - утверждает Алексей Биркин.

Красивая идея, объясняющая многое, но как ее доказать? Ведь без экспериментального подтверждения любая гипотеза так и остается гипотезой и не может быть возведена в рамки теории. Однако ученый смог провести эксперимент на базе лаборатории Центральной клинической больницы МПС. Нормальный, абсолютно морально устойчивый человек становился на специальную стабилоплатформу, которая отмечает любые отклонения испытуемого от вертикальной оси. Перед ним располагался монитор, на котором высвечивались тексты, а через аудиоточки по разным сторонам воспроизводились фонограммы. Результат поразил всех, кроме самого автора идеи: исследуемый при прослушивании или чтении тяжелого текста начинал невольно раскачиваться из стороны в сторону, что и было зафиксировано платформой. Эллипс отклонений от вертикальной оси был гораздо больше, нежели при восприятии легкого текста.

"Что и требовалось доказать, - говорит Алексей Биркин, - даже важнейшая биологическая функция поддержания равновесия отреагировала на текстовую информацию". Причем в этом случае холерики были более подвержены подобным реакциям, нежели сангвиники, а флегматики и меланхолики занимали промежуточное положение.

Чтобы применить свою теорию на практике, ученый разработал компьютерную программу, позволяющую определить сложность текста. Загрузив в программу материал, пользователь может оценить, насколько он перегружен. Так можно "замерить" любые тексты: и тяжелые для восприятия утомительные мантры, скороговорки, заговоры, заклинания, и более удобоваримые профессионально-деловые, а также классические произведения литературы, и легкие образцы современной беллетристики. Более того, компьютерная программа, если нужно, сама вычислит и укажет автору, где и какие буквы стоило бы поменять, чтобы сделать материал максимально читабельным и, следовательно, ­популярным.

Написав программу, психофизиолог проанализировал более миллиона различных текстов. В их число вошли практически все произведения классической русской литературы, а также официальные документы и расхожие скороговорки. Выяснилось, что Пушкина не зря считают гением слога. По мнению Алексея Биркина, "наше все" является ювелиром кода речи. "Все его произведения настолько легко воспринимаются, что создается впечатление, будто он был знаком с психофизиологией", - восхищается ученый. А вот, например, поэма Марины Цветаевой "Переулочки" по нагрузке оказалась близка к мантрам, как, впрочем, и известная скороговорка "шла Саша по шоссе и сосала сушку". В свою очередь классическая индуистская мантра "Ом намах уччхиштаганешайа хастиаишачиликхесваха" при нескольких повторениях просто обязана "вынести мозг" читателю или слушателю.

Желающим заняться писательством и достичь в этом деле успеха Алексей Биркин рекомендует поменьше применять причастные и деепричастные обороты, где преобладают "тяжелые" коды, а преимущественно выбирать короткие слова и строить из них недлинные предложения. Тогда вас точно поймут и оценят.