Разделы
- Главная страница
- Новости
- Краткий исторический экскурс
- Эра динозавров
- Гигантские растительноядные динозавры
- Устрашающие хищные динозавры
- Удивительные птиценогие динозавры
- Вооруженные рогами, шипами и панцирями
- Характерные признаки динозавров
- Загадка гибели динозавров
- Публикации
- Интересные ссылки
- Статьи
- Архив
Плоты каменоломен Асуана
Американские геологи помогли египетским археологам обнаружить в Асуанском карьере древний канал. По предположениям экспертов, учёные, работавшие на участке с 2002 года, обнаружили часть водного пути древних египтян, который они использовали для переправки каменных блоков и даже готовых памятников. Кроме непосредственно канала, археологам удалось обнаружить настенные надписи, сделанные, вероятно, рабочими карьера.
Археологи и историки уже давно выдвигали предположение, что древнеегипетские рабочие перемещали строительный материал до места назначения, используя водные маршруты. Доказательства этой гипотезы можно найти в художественной культуре египтян часто встречающиеся рисунки, изображающие такой способ перевозки массивных объектов. Нередко древние художники рисовали рабочих, стоящих на некоем подобии барж и лодок, на которые грузили статуи или обелиски. Кроме того, предыдущий опыт раскопок показал, что подобные каналы действительно существовали, и некоторые из них даже удалось обнаружить недалеко от пирамид Гизы и Храма в Луксоре.
Обнаруженный канал является первым свидетельством существования подобных объектов на гранитных каменоломнях Асуана.
Это необычайно важный факт, поскольку почти все обелиски, найденные на территории Луксора или Карнака, были высечены именно в этом месте.
Как отметил один из участников исследования, профессор геологии из Университета штата Пенсильвания Ричард Паризек, это открытие позволяет говорить о том, что множество памятников архитектуры и монументальной скульптуры вообще не перевозилось по земле. Вместо этого египтяне использовали другую доступную им дорогу Нил.
По словам непосредственного руководителя исследования, инспектора Высшего совета по древностям Египта Аделя Келани, самые большие обелиски могли весить до 50 тонн. А самый крупный незаконченный обелиск весом более тысячи тонн также находится в Асуанском карьере.
Древние строители не стали вырубать нижнюю часть обелиска, поскольку по поверхности объекта побежали трещины, однако если бы он был закончен и извлечен, его размеры составили бы 42 метра в высоту со стороной основания около 4.2 метра. Общий вес обработанного камня оказался бы равен 1168 тоннам, и это был бы самый тяжелый обелиск Древнего Египта.
«Мы долго подозревали, что в Асуане должен был находиться канал, связывающий Нил с участком карьера, где обрабатывался гранит, и замечательно, что нам, в коне концов, удалось это сделать», отметила знаменитый египтолог Салима Икрам из Американского университета Каира.
По её словам, существование каналов и водного пути объясняет скорость застройки древних памятников: «Если бы они использовали ролики и тягловую силу, строительство занимало бы гораздо больше времени».
Эксперты считают, что канал заполнялся водой в результате ежегодного разлива Нила. Рабочие, вероятно, дотаскивали объекты до плотов перед началом разлива, а затем плоты двигались по реке сами, подгоняемые водами реки.
Вероятно, сам канал был не полностью рукотворным, скорее всего, он являлся естественной расщелиной в граните карьера. Именно это и позволило выявить водную артерию геологическими методами. Рабочие лишь расширили расщелину, увеличив ее функциональность. Сейчас археологи находят сколы на поверхности канала, что говорит о вмешательстве человека.
Как рассказал Келани, канал был обнаружен практически случайно, при подготовке карьера к туристическим посещениям.
В ходе этих работ геологи и археологи нашли небольшие траншеи на глубине чуть более 8 метров. Ширина траншей составляла 2,5 метра. Вначале рабочие посчитали траншеи частью большего канала, однако раскопки пришлось прекратить из-за присутствия в углублениях грунтовых вод. В результате, для безопасности большая часть объекта была засыпана гравием.
«Мы были не в состоянии выкачать воду, поэтому мы оставили участок в таком состоянии, так и не открыв его для посещений туристов», рассказал Келани.
Археологи вернулись в раскоп только в 2004 году с намерением провести щадящие научные тесты. В частности, им удалось провести серию сейсмических исследований. Кроме того, команда учёных проверила подземную температуру участка, предполагая, что долина канала будет отличаться низкими температурами из-за присутствия грунтовых вод.
«Оба метода продемонстрировали, что эта аномалия действительно существовала», отметил геолог Паризек.
Учёным удалось нанести на карту около 140 метров канала, однако дальше им продвинуться не удалось: раскоп проходит по линии современного шоссе и упирается в мусульманское кладбище. Исследователи предполагают, что, поскольку участок находится всего в двух километрах от Нила, то, по мере приближения к главной водной артерии страны, он расширяется и становится более глубоким.
Кроме самого канала, археологи обнаружили настенные надписи, свидетельствовавшие о работе на карьере. На изображениях видны силуэты страусов и дельфинов, которые представляют огромный интерес для историков. В то же время, при дальнейшей очистке каменные барельефы могут серьезно пострадать во время разливов Нила.
Сейчас археологи решают, каким образом они будут спасать древний канал и находящиеся там примеры изобразительного искусства.
Результаты работы уже были представлены на Второй международной конференции по геологии королевства Тетир в Каирском университете этим летом, но полный отчет о раскопках будет опубликован лишь в следующем году.