Разделы
- Главная страница
- Новости
- Краткий исторический экскурс
- Эра динозавров
- Гигантские растительноядные динозавры
- Устрашающие хищные динозавры
- Удивительные птиценогие динозавры
- Вооруженные рогами, шипами и панцирями
- Характерные признаки динозавров
- Загадка гибели динозавров
- Публикации
- Интересные ссылки
- Статьи
- Архив
Учёные открыли секрет красоты: афоризм "Хочешь быть красивым - будь им" получил подтверждение
Афоризм древних "Хочешь быть красивым - будь им" теперь получил научное подтверждение
Учёные открыли секрет красоты. Если их выводы верны, каждый может стать красавцем по собственному желанию
Проведенные эксперименты показали: человек считает красивым то, что легко усваивает, - рассказал нам старший научный сотрудник Центра психического здоровья РАМН, доктор медицинских наук Владимир Воробьев. - Предмет или лицо кажутся нам прекрасными или безобразными в зависимости от того, насколько быстро мозг способен обработать данное изображение, такой вывод сделали исследователи. Самыми красивыми поэтому нам кажутся наиболее "усредненные" и узнаваемые образы. Эти образы близки к "прототипам", которые существуют в мозгу, поэтому их легко воспринимать.
Феномен "усредненности красоты" был обнаружен учеными еще в конце XIX века, когда соответствующий опыт в 1890-х годах поставила Джудит Лэнглуа из Техасского университета. Однако проявляется он не только в отношении человеческих лиц. Люди предпочитают изображение, наиболее близкое к среднему, и в тех случаях, когда речь идет о собаках, птицах, машинах и даже наручных часах.
Феномен "усредненности красоты" пытались объяснить с точки зрения эволюции и полового отбора. Как и симметрия (другой показатель привлекательности), "усредненность" может говорить о хорошем здоровье потенциального полового партнера. Пример: слишком выпуклые глаза - признак заболевания щитовидной железы. Однако подобное объяснение кажется правдоподобным, когда речь идет о человеческих лицах, но его нельзя применить к неодушевленным предметам и животным, которые не имеют никакого отношения к половому отбору.
И только недавно психологи и биологи задались целью найти более общий механизм привлекательности.
- Участников эксперимента просили классифицировать изображенный предмет и засекали скорость, - продолжает профессор Воробьев. - В результате подтвердилось: изображения, близкие к "прототипам", обрабатываются мозгом быстрее всего. Они же кажутся наиболее привлекательными. Ученые рискнули предположить, что "усредненные" образы кажутся привлекательными именно из-за того, что мозгу легко их обрабатывать. Зазвучали гипотезы о некоем встроенном в мозг "счетчике", определяющем ценность потенциального партнера или вещи, которую мы как бы примеряем на себя. Однако механизм этого процесса, по всей видимости, гораздо проще: чем легче обработать информацию об объекте, тем красивее он кажется. Стремление мозга к экономии энергии объясняет культурные и исторические отличия в восприятии красоты. Человеку кажется красивым то, что ему более привычно.
Однако не стоит забывать, что это лишь первое, поверхностное суждение о человеке или вещи. При более близком знакомстве мозг начинает повторно обрабатывать полученную информацию, и нередко то, что поначалу показалось нам непривычным и, соответственно, непривлекательным, вскоре начинает обретать иные черты. Мы как будто открываем для себя удивительные, уникальные свойства, свойственные лишь этому лицу или предмету. Проходит время, и мы вдруг понимаем: а ведь оно прекрасно!
- Нет предметов абсолютно красивых или наоборот, - подводит итог наш собеседник. - Тот или иной объект безобразен или прекрасен лишь в нашем субъективном понимании. Только от нашего взгляда на него зависит, красив он или нет. Поэтому нет никакого смысла бежать к пластическому хирургу и "усреднять" свое лицо, если у вас слишком полные губы или удлиненный нос. А ведь многие так и делают, теряя свою собственную, неповторимую красоту. Может быть, при первом взгляде кто-то ее не уловит, но при втором и третьем - непременно. Вот и решайте, что вам нужно: мимолетное восхищение толпы ( а вместе с ним и зависть, и раздражение, и злость) или длительное, глубокое понимание уникальности, подаренной вам природой. При этом психологи уверены: если вы будете повторять, что нравитесь себе именно таким (или такой), какой (какая) вы есть, шансы быть рассмотренными и оцененными намного выше. Высокая самооценка - главный залог вашей красоты.