Разделы
- Главная страница
- Новости
- Краткий исторический экскурс
- Эра динозавров
- Гигантские растительноядные динозавры
- Устрашающие хищные динозавры
- Удивительные птиценогие динозавры
- Вооруженные рогами, шипами и панцирями
- Характерные признаки динозавров
- Загадка гибели динозавров
- Публикации
- Интересные ссылки
- Статьи
- Архив
Кто "забивает" половину Рунета?
Техзадание выглядело так: дилерская сеть N начала продажу рестайлинговой версии японских автомобилей Х. «Зная о примерах недобросовестной работы дилера, необходимо распространить критическое мнение об N на специализированных ресурсах, в интернет-коммьюнити и форумах... Вызвать жесткую полемику среди пользователей, произвести ненавязчивый посев сведений о более достойном дилере... Требуется тонкий, слегка агрессивный плейсмент, без очевидных рекламных интонаций». Примеры недобросовестной работы дилера прилагались на 15 листах с указанием дат и имен сотрудников.
Автодилер M, похоже, «заказал» конкурента N.
- Это что, черный пиар? - спросил я знакомого рекламиста, приславшего текст.
- Ну почему сразу черный? Черный - это плоско, это Доренко, компромат, это отжившие 90-е. А у нас творческая провокация. Третий месяц мочим... Про троллинг что-нибудь слышал?
- Модное, - говорю, - слово.
- Только тут у нас никакой политики, - заметил знакомый. - Коммерческий троллинг - новое, малоосвоенное, но перспективное направление... Сколько ребят талантливо занимаются троллингом просто ради развлечения, а мы платим...
И вот уже мне на почту полетели контакты исполнителей. Саша, Андрей, Игорь, мобильные номера... «Они немного опасливые, абсолютно непубличные, я сам договорюсь о встрече».
Зная, что творят такие люди в Сети, опасался, честно, и я. Но ребята оказались как на подбор.
Три парня студенческого вида ждали в переходе на Триумфальной площади. Сутулый. Бледный. И прыщавый коротышка с лоснящимися патлами. У каждого - громоздкий рюкзак для ноутбука. В конце 90-х на плакатах социальной рекламы под изображениями подобных людей еще писали: «Интернет-зависимость. Это опасно!» Карикатурный образ усилился в первую же минуту разговора. Сутулый заложил пальцем посередине томик Воннегута («Колыбельную для кошки», как потом выяснилось) и уверенно протянул мне свободную руку.
- Привет, меня зовут Мистер Полупроводник, - сказал сутулый тролль. - Я заканчиваю приборостроительный факультет. А это Мистер Ипотека, - Мистер Полупроводник показал рукой на своего бледного спутника.
- Заканчивает финансовый факультет? - спросил я.
- Мы одногруппники, - сказал Мистер Полупроводник. - Просто Мистера Ипотеку достало жить с родителями.
- Я Мистер Космос, - сказал третий тролль, низкорослый патлач. - Надо бы пожрать перед зарубом. Давайте в «Ростикс».
Короче, мы познакомились. В «Ростиксе» ребята заказали по бургеру и пиву... Но все еще трудно было смириться, что передо мной герои интернет-войн. Вот они, диверсанты web2.0, о чьих вылазках ходят легенды, диверсанты, затерроризировавшие полрунета, уважаемого поэта Рубинштейна и многих других. Еще, конечно, волновало, кого из них все-таки зовут Саша, кого Андрей и Игорь....
- Мы не хотим деанонимизации, - говорил, отхлебывая пиво, сутулый Мистер Полупроводник, - поэтому многое из того, что мы вам будем говорить лично о себе, не соответствует реальности. Наши взгляды, увлечения, телефоны, имена. Вы этого не узнаете.
...В общем, ребят расстраивать не стал.
- Для вас мы анонимные пользователи, - добавил Мистер Космос.
- Нам не нужны проблемы, только деньги, - по-деловому продолжил тролль. - То, что мы с вами согласились встретиться, можете считать великой услугой. Обычно исполнители никогда себя не выдают, тем более журнализдам.
- Кому? - уточнил я.
- Такой сленг. Наверное, слышали: либерасты там, толерасты, есть еще поцреоты, - захохотал Мистер Космос. - А вас называют журнализдами, только вы не обижайтесь.
- А вас как называют? - спросил я, но обиделся, конечно. - Прыщавые задроты?
Мистер Космос нахмурился.
- Сетевых анонимов никто не видит в лицо, не знает имени, пола и взглядов. Вы можете только догадываться, что за человек - аноним.
- Не важно вообще, кто мы сами, мы можем представиться кем угодно в зависимости от аудитории ресурса, - включился сутулый Мистер. - Есть образ, который мы играем, чтобы получить нужную реакцию большинства. Без нее троллинг теряет смысл, бесполезен для заказчика. Бывает, кто-то хочет жесткой травли конкурента, его продуктов и сочувствующих юзеров. Но сегодня будет тонкая провокация.
Из фаст-фуда мы отправились в соседнее кафе, где был Wi-Fi. Впрочем, обычно свои вылазки они, как говорят, проводят из дома. За непыльную работу ребята получают по тарифу 20 руб./сообщение-комментарий. «За день вполне реально поднять полторы тысячи», - говорит Полупроводник.
Вылазка начинается около семи вечера. На популярном форуме любителей марки Х появляется первое сообщение. Новичок (Полупроводник) просит совета, в каком автосалоне приобрести иномарку. Где лучше обслуживание и честнее персонал. «...Нужная комплектация есть в салонах N и B. По телефону обещают интересную скидку. Есть еще в M, но там придется ждать две недели. Куда идти?» В сообщении указываются названия дилеров. Затравка брошена. Через двадцать минут приходят первые ответы от завсегдатаев коммьюнити. Один из них рекомендует автосалон N. «Подбираю», - сообщает Мистер Космос.
И через минуту появляется его сообщение: «Ни в коем случае! N - это стопроцентное кидалово!!! Неделю назад пытался купить у них машину. По телефону подобрали цвет, комплектацию. Все устраивало, в том числе и конечная цена. Приехал оформлять документы, начинаю читать договор и вижу совсем другую сумму: на 47 тысяч больше! На вопрос «а откуда?» менеджер Сергей заявил, что это включенный НДС, о котором меня не предупредили <...>. Теперь ни сам, ни мои друзья никогда туда не сунемся! И никому не советую. N - мошенники».
Дальше небольшой перерыв. Участники дискуссии припоминают некачественный сервис других дилеров. Тут же отмечается Мистер Ипотека: «Да нормальные в N ребята. Ну вводят в заблуждение клиентов. Сам весной брал там машину, та же история, но в целом ничего удивительного. Обычная практика, люди просто жестко борются за клиента, у них ведь тоже кризис <...>. Все равно НДС придется платить. Кстати, вдобавок мне еще накрутили двадцатку за допоборудование, а я его не заказывал. Но ведь все равно бы заказал...»
- И вот в хомячках просыпается ущемленное достоинство потребителя, - улыбался Полупроводник. - Массы, поддавшись на провокацию, объединяются против нашего врага...
- Офисные хомячки - легкая добыча для тролля-провокатора, - пояснил Мистер Космос. - С виду спокойные и рассудительные, на деле всегда ищут повод спустить негатив, позубоскалить, покачать права. Манипулировать можно на раз-два.
И действительно. Сообщение тролля вскоре взрывает тему. За час появляются несколько десятков комментариев. Пользователи возмущаются бездействием лжеклиента, не ставшего разбираться с автосалоном. «Вас кинули, а вы так спокойно рассуждаете!», «Позвоните директору, пригрозите судом», «Нельзя такую практику спускать с рук, за кого они нас держат? Надо обязательно жаловаться в Защиту потребителей». Кто-то разместил телефоны ответственных служб. Пошли советы внести автосалон в черный список. Тролль милосердно отнекивается («Дилер же не со зла. Просто пытается выжить, надо его тоже понять!»). Но после дружных уговоров решает написать жалобу. Многостраничный потребительский гнев понемногу утихает. Зачинщик темы, Мистер Полупроводник, решает идти к дилеру M.
- Повелись, - довольно подытоживает Мистер Полупроводник. - Причем обе истории абсолютно реальные. Заказчик отправил своего агента в салон к N, тот сфотографировал книгу жалоб.
Через пару часов модераторы удалят все сообщения как флуд. Впрочем, с такими же провокациями тролли переместятся уже на два других «хомячковых автокоммьюнити». На следующий день ожидается ответная атака со стороны N. Хотя три месяца назад после первых вылазок конкуренты искренне пытались разобраться в претензиях. Но быстро распознавали «заказ» и нанимали собственных агентов. «Первое время мы вступали с «коллегами» в клинч, стенка на стенку, - говорит Полупроводник. - Самая жесткая битва была в сентябре».
Схватка длилась всего чуть больше часа. Тролли-конкуренты тогда так припечатали команду Полупроводника, что те вынуждены были отступить. «Обсасывали вечную тему развода на «допах»*, - вспоминает тролль. - В каких салонах это нагло практикуется (мочили А), а в каких (намекали на наш) нет. Описали два примера, как А устанавливал сигнализацию без ведома клиентов. Юзеры возмущаются, негодуют, а мы потихоньку подводим под то, что в М вроде бы так не кидают. И вот вдруг один за другим появляются такие сообщения: «Полностью согласен с тем, как замечательно и честно работают в салоне М! Покупали там машину. Изумительный сервис, внимательные менеджеры. Предлагают чай, кофе, сахар двух видов и даже обезжиренное молоко. А для детей, кстати, предусмотрен игровой уголок! Нигде больше такого нет!», «Действительно! В М никогда не обманут. А все потому, что высококвалифицированный персонал прекрасно понимает, как важен нынче клиент!», «...И жена моя, и я сам - всем знакомым и друзьям теперь рекомендуем М! Ведь они лучшие!!!» Короче, стало ясно: конкурент перешел в атаку...
Это, надо сказать, был мастерский удар под дых. Провокация сорвана. Более того, откровенно рекламные сообщения перевели весь негатив пользователей на M. Ситуацию надо было быстро спасать. Полупроводник ответил одному из них: «Сёма, черт старый! Машину, что ли, купил? А мне не сказал (( <...>. Встретиться бы надо, пива выпьем!»
- Понятно, что я вообще его не знал, - говорит Полупроводник. - Сразу же написал ему в личку: «Харе, а то и вас, и нас раскроют. Разойдемся миром». Но они, конечно, еще нас немного потравили. Зашли уже под новыми именами и начали: «Да они вообще дебилами народ считают... Давить таких надо... Охренели, в открытую себя пиарят». В итоге получился бессмысленный срач, и рядовые юзеры просто уходили с ресурса. А никому это не выгодно - терять аудиторию... Так что после того случая, не сговариваясь, стали работать параллельно, без столкновений. Хотя если стоит задача опустить посещаемость какого-либо ресурса - лучше массового срача не придумаешь.
Мои новые знакомые говорят, что «преднамеренный срач» не имеет ничего общего с троллингом. Хотя и принято считать, что это одно и то же. «Троллинг - это скрытая провокация, срач - сетевой вандализм». Срач предполагает грубые приемы: наезды, оскорбления, угрозы, травля участников. Цели здесь - вызов ответной агрессии, открытая дискредитация оппонентов, главное - не дать рядовым пользователем вести адекватную полемику. Делается это зачастую, чтобы загубить авторитет и посещаемость ресурса. «В коммерческом плане - непопулярный метод, - сказал тролль. - Зачем мочить быдло, когда можно его использовать?»
- Но можно и мочить? Разницы для вас нет? - спросил я.
- Разницы нет, - хладнокровно согласился сутулый. - Тем более если платят. А надо жалеть? Тех, кто ведется? Люди реализовали свое право на тупость. Их тупость во всех смыслах кормит троллей.
В какой-то момент ловлю себя на мысли, что даже немного сочувствую троллям. Их безумному цинизму, сарказму. Те же хомячки вызывали легкое отвращение. Приставка «быдло» почему-то казалась к ним вполне применима. Выдавливаю из себя этот стокгольмский синдром.
- У вас к ним, похоже, классовая неприязнь, - говорю.
- К хомячкам? - удивился тролль. - Какая может быть неприязнь к еде и развлечению? Любой ограниченный принципами пользователь подходит для троллинга. Националист и диссидент-правозащитник, либерал, сталинист. Защитники прав геев и животных. Правда, за всех этих не платят...
- Анонимам вообще на все плевать, - вдруг заговорил молчаливый Мистер Ипотека. - И ловить нас не за что. Зато мы вас можем поймать.
P.S. Обработав за несколько часов три интернет-площадки (137 сообщений), тролли заработали по 900 рублей.
* Допы - дополнительное оборудование, устанавливаемое при покупке автомобиля (сигнализация, тонировка и пр.).
Словарь
Троллинг - провокационные сообщения с целью вызвать бурную реакцию пользователей, конфликт, флуд. Опытные тролли в состоянии управлять процессом. Нередко сопровождается грубой травлей участников и перерастает в так называемый срач.
Срач - конфликт пользователей.
Флуд - сообщения не по теме.
Хомячки - офисный планктон, исключительно активный в интернете.
Аноним - пользователь, скрывающий подлинную персональную информацию о себе. Для троллинга аноним заводит сразу несколько сетевых имен-аккаунтов.
Деанонимизация - раскрытие анонима, установление реальной личности анонима.