Динозавры и история жизни на Земле

Статистика




Яндекс.Метрика




Нужно ли государству контролировать Интернет

На канале "Вести" - спецпроект "Рунет". Нужно ли государству вмешиваться в Интернет, контролировать его, в каких странах это уже делают, что думают по этому поводу в России, и собираются ли вводить какие-то ограничения?

"Интернет - это некое свободное пространство", - считает Денис Лобанов.

"Это своего рода зона анархии", - не согласен с ним Аскар Туганбаев.
"Это всё равно, что придумать закон о человеке, о воздухе, о Вселенной", - комментирует возможности принятия закона о Рунете Андрей Рихтер.

О том, как регулировать Интернет, государство задумалось давно - практически с момента появления глобальной Сети. И чем дальше, тем больше споров - выполнима ли эта задача.

"Модельный закон, предусмотренный для всех стран СНГ, Совет Федерации обсуждал долго. В итоге, Совет Федерации решил, что вернётся к нему позже, но вот уже два года прошло", - напоминает профессор МГУ, директор Института проблем информационного права Андрей Рихтер.

Контролировать Интернет стремятся власти разных стран, объясняя это, во-первых, борьбой с терроризмом и экстремизмом. Во-вторых, безопасностью самого государства. Ещё - охраной авторских прав и защитой общественной морали. В Казахстане с июля этого года действует закон, приравнивающий все Интернет-ресурсы к средствам массовой информации. Это значит, что там все сайты, чаты и блоги несут уголовную и гражданскую ответственность наравне с традиционными СМИ. В России не первый год обсуждается подобное.

"Всё время высказывают какие-то инициативы: давайте регистрировать ЖЖ как СМИ, давайте все Интернет-ресурсы с посещением более тысячи человек в день тоже приравняем к СМИ", - подтверждает Сергей Плуготаренко, генеральный директор общества РОЦИТ (Региональный общественный центр интернет-технологий).

Государств, в которых действуют жёсткие ограничения не так много. В Китае специальная система "Золотой щит", или как её прозвали в народе "Великий китайский файрвол", фильтрует доступ к информации и ограничивает деятельность сайтов.

В Иране за контроль в Сети отвечает Национальная телекоммуникационная компания. В США некоторые штаты имеют не один десяток законов, определяющих права и ответственность за деятельность в Сети. В России среди экспертов больше сомневающихся, нежели убеждённых сторонников или противников вмешательства в национальную зону Интернета.

"Сам дух Интернета говорит, что Интернет - это некое свободное пространство: высказывай любое мнение, и твоё мнение не должно ничем фильтроваться. С другой стороны, мы прекрасно понимаем, что если то, что происходит в Интернете, касается безопасности государства, безопасности личности, каких-то аморальных вещей - это должно каким-то образом отсекаться", - считает Денис Лобанов, управляющий директор ЗАо "АКАДО - Столица".

Единственный механизм сотрудничества разных стран в этой сфере - Международная конвенция о борьбе с киберпреступностью. Документ подписали 40 с лишним государств и более десятка из них это положение ратифицировали. Россия в их число не входит, и официальных объяснений этому нет.

"Только при помощи международных усилий можно добиться чего-то эффективного и разумного. Если каждое государство будет предусматривать свой способ регулирования или ограничения, ничего не получится в силу глобального характера Сети", - убежден Андрей Рихтер.

Одним из первых в России проблемой озаботилось министерство юстиции. Ведомство разработало законопроект об усилении контроля над российской частью Интернета.

Как утверждают авторы, главная задача проекта - защитить государственные Интернет-ресурсы от преступников. За взлом, вывод из строя административных сайтов или неправомерный доступ к информации предлагается штрафовать и даже сажать в тюрьмы на срок от 3 до 7 лет. Если новый законопроект примут, то правоохранительные органы получат право ограничивать доступ россиян к Интернету.

К тому же, провайдеров под угрозой штрафа обяжут предоставлять информацию о своих пользователях и оказанных им услугах.