Разделы
- Главная страница
- Новости
- Краткий исторический экскурс
- Эра динозавров
- Гигантские растительноядные динозавры
- Устрашающие хищные динозавры
- Удивительные птиценогие динозавры
- Вооруженные рогами, шипами и панцирями
- Характерные признаки динозавров
- Загадка гибели динозавров
- Публикации
- Интересные ссылки
- Статьи
- Архив
Шумахер убил эффект Моцарта
Немецкие чиновники решили разобраться с так называемым «эффектом Моцарта». Представители министерства образования и науки Германии попросили ученых наконец определить, умнеют ли люди от недолгого прослушивания музыки гениального композитора или это очередной миф психологов.
В результате работы девяти немецких неврологов, психологов, педагогов и психологов признанных специалистов в области музыки, чиновники получили однозначный ответ: слушание композиций Моцарта или любой другой музыки не делает человека умнее.
Впрочем, как сообщает журнал Nature, исследователи пока не решили, влияют ли занятия музыкой на долгосрочные показатели интеллекта.
На сегодня это единственное глубокое исследование, касающееся описанного в 1993 году в докладе американской исследовательницы Фрэнсис Роше «эффекта Моцарта». Тогда американские психологи из Университета Калифорнии под руководством Роше предоставили в журнале Nature доклад, в котором заявили, что даже десять минут Моцарта позитивно влияют на скорость решения пространственных задач. Например, на умение определить не глядя, а только по слуховым подсказкам, куда передвинули тот или иной предмет. Или как он изменил свою форму.
В ходе своих экспериментов Роше совместно с нейробиологом Гордоном Шоу предложили группе из 79 студентов назвать форму, которую может принять бумажная салфетка, сложенная или разрезанная тем или иным образом. После первичного выполнения теста молодых людей разделили на 3 группы. Часть учащихся сидела в полной тишине, вторая группа слушала простенькую мелодию или записанный на пленку рассказ, остальные же наслаждались звуками «Сонаты для двух фортепиано до-мажор». Через 10 минут такого аудиального воздействия все студенты повторили тест. Те молодые люди, которые составляли группу, прослушавшую классическую музыку, на 62% чаще стали угадывать возможные формы обработанной бумаги.
Неврологи из Соединенных Штатов пошли еще дальше и дали послушать фортепианную сонату 30 лабораторным крысам. В течение пары месяцев по 12 часов в сутки грызуны «слушали» сонату, после чего якобы стали на 27% быстрее пробегать лабиринт. Более того, по словам авторов работы, организм крыс стал вырабатывать больше протеинов, влияющих на мнемонические процессы.
Эксперименты американских ученых вызвали критику коллег, так как авторы не могли объяснить, почему умственные способности людей и крыс улучшились. К тому же никто из воспроизводивших опыты Роше подобного результата не получил.
Такая двусмысленность в отношении «эффекта Моцарта», однако, не мешала дельцам от современной музыкальной индустрии активно использовать само понятие эффекта в своих маркетинговых целях. Например, считалось, что первые три года жизни являются определяющими для интеллекта человека, поэтому музыку Моцарта, обладающую якобы стимулирующим воздействием, необходимо давать слушать детям с самого рождения.
Теперь немецким ученым удалось положить конец всем вышеизложенным гипотезам. Переработав огромный массив научной литературы и исследований по «эффекту Моцарта», эксперты во главе с музицирующим философом из Университета Гумбольдта Ральфом Шумахером пришли к выводу, что «эффект Моцарта» оказался не более чем красивым мифом.
Согласно выводу девяти немецких экспертов, даже тот небольшой положительный эффект, который возникает после прослушивания композиций Моцарта, длится не более 20 минут. Кроме того, подобное воздействие на мозг оказывает любая музыка или чтение какой-либо литературы, фактически просто «переключающие» мозг с одной задачи на другую и потому позволяющие ему «отдохнуть».
Впрочем, по словам Шумахера, одно или даже два масштабных исследования все-таки смогли продемонстрировать наличие небольшого, но значительного влияния Моцарта на показатели коэффициента интеллекта, которые, однако, становятся очевидны лишь по прошествии некоторого времени.