Разделы
- Главная страница
- Новости
- Краткий исторический экскурс
- Эра динозавров
- Гигантские растительноядные динозавры
- Устрашающие хищные динозавры
- Удивительные птиценогие динозавры
- Вооруженные рогами, шипами и панцирями
- Характерные признаки динозавров
- Загадка гибели динозавров
- Публикации
- Интересные ссылки
- Статьи
- Архив
Без чувств
Нейробиологи медицинского Юниверсити-колледжа при Лондонском университете выяснили, почему подростки такие бесчувственные. По мнению авторов работы, причина кроется в устройстве и схеме развития человеческого мозга.
Согласно новой гипотезе, в пубертатном возрасте у детей недоразвита область мозга, связанная с эмпатией - сочувствием, чувством вины и мышлением высокого порядка. Да и для принятия решений подростки и взрослые используют разные части мозга. В этом процессе медиальная префронтальная зона коры головного мозга (medial prefrontal cortex) у подростков менее задействована, чем у их родителей.
Хотя дети начинают воспринимать чувства других начиная с 5 лет, способность по-настоящему считаться с эмоциями окружающих, а также отдавать отчет в последствиях собственных действий развивается позднее, и даже подростки ею не вполне владеют.
Новые данные заставляют по-новому взглянуть на проблему преступности несовершеннолетних.
«Интеллектуальные стратегии изменяются с возрастом, - говорит возглавившая исследование нейробиолог Сара-Джейн Блэйкмор. - Чем старше вы становитесь, тем активнее ответственность за оценку собственных поступков перелагается с задней части мозга на переднюю». Об исследовании она на днях рассказала на Фестивале науки в Норвиче.
Более ранние работы в этом направлении показали, что по достижении половой зрелости увеличиваются связи между нервными волокнами в мозге. Увеличение особенно выражено в области, вовлеченной в принятие решений и понимание чувств других людей, - так называемой mentalising network, что можно перевести как «ментализирующая структура». И Блэйкмор просто использовала данный факт для анализа мыслительной деятельности подростков.
Она использовала в экспериментах технологию функциональной ЯМР-томографии. 19 подросткам (в возрасте 11-17 лет) и 11 взрослым (в возрасте 21-37 лет) задавали определенные вопросы, требующие принятия решения (например: «Где вы узнаете о времени начала сеанса, если соберетесь в кино?), и сканировали их мозг во время ответа.
Подросткам ответ »подсказывала« верхняя височная борозда - задняя часть »ментализирующей структуры«, взрослым людям - префронтальная кора, хотя сами ответы мало чем отличались друг от друга.
Главное в другом. Верхняя височная борозда связана с основными поведенческими актами, а префронтальная кора выполняет более сложные функции, в частности определяет, как принятое решение затрагивает окружающих, основываясь на пережитом. Из чего Блэйкмор и сделала вывод: подростки »менее способны понять последствия своих действий«.
По словам нейробиолога, подросток отвечает в таких ситуациях на простой вопрос: »что бы я сделал?«, а взрослый - »что я предприму, учитывая чувства окружающих и свои собственные впоследствии?«.
Взрослые также намного быстрее осознавали, как их действия затронут и их самих, и других людей.
В следующем эксперименте Блэйкмор попросила, чтобы 112 участников (в возрасте от 8 до 37 лет) ответили на вопросы вроде »Что чувствовал бы ваш друг, если бы вы не пригласили его к себе на вечеринку?«. Чем старше был испытуемый, тем короче оказалось время, требующееся на ответ и, по-видимому, на то, чтобы »влезть в шкуру« другого.
Блэйкмор полагает, что полученные данные можно объяснить эволюционным механизмом, который в подростковом возрасте отдает предпочтение развитию умственных способностей взрослеющего человека. Подростку не требуется быть наравне со взрослыми, поскольку до наступления репродуктивного возраста о нем так или иначе заботятся. Чувствительность и внимание к окружающим появляется позже, по мере накопления опыта от социальных взаимодействий, который способствует развитию некоторых областей мозга.
В любом случае, считает исследовательница, помимо мощной гормональной перестройки организма, подростки переживают и преобразование нервной системы. »Преобразования протекают отнюдь не плавно, на протяжении от 0 до 18 лет, а скачкообразно, - говорит она, - и один из самых драматичных всплесков происходит именно в пубертате«.
По мнению Блэйкмор, такие особенности онтогенеза нервной системы следует учитывать в судебной практике, поскольку в настоящее время уголовное и гражданское право явно переоценивает ответственность подростков за содеянное.
По какой шкале стоит оценивать степень повзросления мозга, автор не объяснила. Тем не менее, подобные исследования постепенно набирают обороты. Например, в прошлом году американские психологи уже связали с возрастными особенностями развития мозга бесхозяйственность подростков. Опубликованное в Child Development исследование свидетельствует, что способность одновременно воспринимать несколько указаний - своего рода »мультизадачное» мышление продолжает формироваться до 16-17 лет.
В возрасте 13-15 лет присутствуют лишь его зачатки. Поэтому подросток объективно не может справиться с указаниями вытереть пыль _и_ помыть посуду или выбросить мусор _и_ почистить зубы. Хотя традиционно такое явление приписывают обыкновенной лени.