Динозавры и история жизни на Земле

Статистика




Яндекс.Метрика




Мутации первопечатников

Профессор биологии Пенсильванского государственного университета - любитель старинных карт и печатных изданий изобрел новый способ определения возраста многовековых фолиантов. Способ print clock (печатных часов) напоминает так называемый метод молекулярных часов - технологию, с помощью которой специалисты в области генетики изучают мутации.

Но если методика генетиков включает в себя использование ряда сложных статистических формул, то профессор Блэйр Хеджес, по его словам, проводил большую часть своего анализа изданий XVI и XVII веков за простым подсчетом несоответствий, таких, как «разрывы печати», на одинаковых страницах в разных экземплярах книги. Под «разрывом печати» подразумевается, например, выцветшая линия на иллюстрации, которая, возможно, в более раннем издании была ярче.

Многие эксперты полагают, что разрывы или выпадения случаются из-за износа оборудования в процессе печати тиража.

Однако Хеджес утверждает, что его исследование показало: «разрывы» происходят в течение длительного времени, с постоянной строго определенной скоростью, не зависящей от того, находится перед нами первый оттиск с оригинала или тысяча первый.

<4>Открытие Хеджеса, которое опубликовал британский журнал Proceedings of the Royal Society A: Mathematical, Physical, and Engineering Sciences, поможет ученым и библиофилам в определении возраста недатированных изданий. От датировки, в частности, зависит их ценность и культурно-историческое значение.

Обычно специалисты оценивают возраст материалов, предположительно отнесенных к XVI-XVII столетиям, по шрифтам, типу бумаги, водяным знакам или библиографиям. Хеджес впервые задумался о необходимости нового подхода несколько лет назад, исследуя старинные карты и печатные издания на Карибах. В творческом поиске его вдохновлял «метод молекулярных часов», позволяющий установить время генетических мутаций и датировать генетический материал.

Хеджес внимательно изучил оттиски, полученные с помощью матриц, сделанных из деревянных форм и медных пластин. Так, он проштудировал 23 экземпляра Bordone's Isolario - атласа с картами островов, в том числе захватив первые три издания - 1528, 1534 и 1547 годов и четвертый, недатированный, выпуск. В целом в более поздних изданиях встречалось больше «разрывов печати», чем в более ранних, например, 550 «ошибок» в четвертом выпуске против 300 - в третьем.

Затем Хеджес предположил, что если все дело в износе оборудования, то последний экземпляр третьего выпуска должен иметь примерно столько же «разрывов печати», что и первый оттиск следующей допечатки.

Как правило, деревянные формы постепенно подгнивали и стирались, в конечном итоге приводя ко все большему числу типографского брака по мере печати. В среднем процесс приводил к 10 дополнительным «разрывам» ежегодно, в чем легко убедиться на примере разных изданий Isolario. Подсчитав все «разрывы», Хеджес пришел к выводу, что недатированный атлас был напечатан в 1565 году.

Продолжая свое исследование, биолог уподобил процесс разрушения форм «произвольному радиоактивному распаду геологических часов и случайным генетическим мутациям молекулярных эволюционных часов». Проведя аналогичный анализ печатных клейм - отличительных знаков изготовителя в каждом из 23 атласов, он получил тот же самый результат - 1565 год. Клейма печатались также с деревянной матрицы, отличающейся от прочих, использовавшихся для остальной части книги.

Подобное исследование Хеджес провел и на печатных изданиях XVI-XVII века, выпущенных на формах из меди. Анализируя толщину линий на странице, пенсильванский профессор выяснил, что их качество ухудшалось на 1-2 микрометра ежегодно. Темпы разрушения соответствуют известным нормам атмосферной коррозии меди.

Как пишет Хеджес, требуются дополнительные исследования, чтобы понять, применима ли его теория к разным типам печатных изданий разных эпох. Технология «печатных часов», по его мнению, заметно превосходит распространенные ныне методики вроде датировки по водяным знакам, позволяет лучше оценить возраст печатных изданий и, в ряде случаев, оригинальных художественных произведений - таких, например, как гравюры на дереве.