Разделы
- Главная страница
- Новости
- Краткий исторический экскурс
- Эра динозавров
- Гигантские растительноядные динозавры
- Устрашающие хищные динозавры
- Удивительные птиценогие динозавры
- Вооруженные рогами, шипами и панцирями
- Характерные признаки динозавров
- Загадка гибели динозавров
- Публикации
- Интересные ссылки
- Статьи
- Архив
Сдержанный научный оптимизм
В День российской науки, который отмечался накануне, Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил результаты опроса по распространенности научных заблуждений среди россиян и сравнил эти данные с опросом 2007 года. Так, больше половины (55% сейчас, 57% в 2007 году) россиян считают, что радиоактивность является «делом рук человеческих». Если четыре года назад ровно четверть опрошенных считали, что пол ребенка определяют гены матери, то сейчас число сторонников этого мнения уменьшилось до 20%. Но в отношении классического примера научного заблуждения, которое заключается во мнении, что Солнце вращается вокруг Земли, ситуация в России ухудшилась. В 2007 году сторонниками геоцентризма были 28% опрошенных, сейчас – почти треть: 32%.
Утверждение, что каждый третий россиянин считает, что Солнце вращается вокруг Земли, выглядит, вне всяких сомнений, пугающе. Но, как это ни покажется странным, за границей ситуация вполне сравнимая.
Правда, в ЕС последний подобный опрос проводился довольно давно, в 2005 году, но, согласно ему, 29% жителей Евросоюза считают верным то, что Солнце вращается вокруг Земли. В США 2008 году о том, что на самом деле Земля вращается вокруг Солнца, знали 72 процента населения. Выше цифры только у Китая (2007 год, 78%) и Южной Кореи (2004 год, 86%).
Есть и позитивный пример: если только 26 процентов россиян считают, что лазер работает, фокусируя звуковые волны, то в ЕС и США этого неверного утверждения придерживается почти половина населения: 47 и 49 процентов соответственно.
Но утешаться тем, что россияне, в отличие от жителей «западного» мира, больше знают о лазерах, было бы абсолютно неправильно. Факты, подобные тем, что используются в опросах на тему степени научных заблуждений населения, каждый человек узнает, в первую очередь, учась в школе.
А в том, что сейчас в среднем уровень образования в России падает (что автоматически влечет за собой проблемы во всей стране, а не только в науке), нет никаких сомнений.
В частности, об этом «Газете.Ru» в прошлом году говорил академик РАН Эдуард Кругляков: «Сегодня мы набираем студентов, значительная часть которых не в состоянии воспринять университетские курсы – так их научили в школе». Сергей Попруженко, преподающий в МИФИ, рассказывая «Газете.Ru» о своей статье в Science про новые методы исследования наноструктур, отметил, что у нынешних студентов очень слабая школьная подготовка, и заявил, что «нужно решать проблему в целом, в масштабе страны, начиная с восстановления надлежащего уровня подготовки в средней школе».
В настоящее время в России бурно обсуждается законопроект «Об образовании», в случае подписания которого из школьной обязательной программы будут исключены математика, русский язык и литература, что вызвало бурное возмущение общественности. Учителя и ученые активно подписывают открытое письмо в адрес президента и премьер-министра, которые должны «наложить вето на радикальное перекраивание школьной программы и перевод в статус предметов по выбору ее главных дисциплин». На данный момент свои подписи поставили более 22 тысяч человек, при этом сбор подписей продолжается.
Велика вероятность, что этот законопроект, несмотря на заявление Путина о том, что эксперты Минобрнауки «перестарались», будет принят в ближайшее время с минимальными поправками.
Но глава Минобрнауки Андрей Фурсенко, выступая на минувшей неделе в Совете федерации и на встрече с журналистами, заявил, что образовательные стандарты, о которых идет речь в законопроекте, должны пройти предварительную апробацию и повсеместно будут реализованы не раньше 2020 года. Особо министр подчеркнул, что закон будет принят лишь после того, как «получит широкую общественную поддержку».
Это заявление является одним из многих недавних заявлений, которые могли бы стать поводом для «сдержанного оптимизма» относительно перспектив образования и науки в России.
Другим «сдержанно оптимистичным» заявлением стало обещание ректора МГУ Виктора Садовничего решить в ближайшие дни проблему с госзакупками в Московском университете. Так же как и заявление Фурсенко о возможном скором изменении закона о госзакупках для того, чтобы улучшить ситуацию в тех случаях, когда речь идет о покупке оборудования для научных исследований.
В День науки о радужных перспективах науки в России слово сказал и президент Медведев. Сначала он написал в своем твиттере: «Вручил премии молодым ученым. Хорошо пообщались. Будем и дальше развивать грантовую поддержку и решать квартирный вопрос».
После этого он выступил в Политехническом музее на открытии первого всероссийского «Фестиваля науки», где заявил, что
объявленная в стране «модернизация неспособна решить никакие задачи, если не вкладываться в фундаментальную науку».
За минувший год отечественная наука не совершила качественного прорыва на мировом уровне, но и не сдала еще больше по сравнению с «советскими временами» своих позиций.
Чтобы в очередной раз не писать, что бюджет РАН сопоставим с уровнем финансирования среднего американского университета, а по количеству научных публикаций доля России уменьшается и до Китая с США очень далеко, осторожно заметим, что пока еще есть шансы улучшить ситуацию в российской науке в ближайшее время.
Действительно, для науки в России сейчас наступает «час икс». Например, в минувшем году со стороны государства был и позитивный момент в виде выделения немалых денег на научные исследования в вузах («мегагранты»). Это начинание одобрительно было встречено зарубежным научным сообществом, может получить развитие. Если в ближайшее время проблемы с закупками научного оборудования действительно будут решены, появятся новые грантовые программы, а обещанные молодым сотрудникам РАН 5000 квартир будут предоставлены, и в них будут жить действительно ученые, то это положительно скажется для российской науки в ближайшие несколько лет.
А если вдруг будет создан грамотный законопроект «Об образовании», который получит поддержку общественности, это через несколько лет позволит увеличить приток молодых кадров в российскую науку.
Если ничего из вышеперечисленного не произойдет и все «оптимистичные» заявления окажутся не более чем пустыми словами, тогда талантливые ученые, которые еще работают в России, точно уедут за границу.
Разговоры о низком финансировании РАН, необходимости ее реформирования, о современных позициях ведущих российских вузов в мировых рейтингах и индексах цитируемости отечественных журналов перестанут быть актуальными, потому что они не будут никого интересовать. Потому что в России не останется никого из тех, кто был вынужден проводить здесь научные исследования исключительно за счет своего энтузиазма.