Разделы
- Главная страница
- Новости
- Краткий исторический экскурс
- Эра динозавров
- Гигантские растительноядные динозавры
- Устрашающие хищные динозавры
- Удивительные птиценогие динозавры
- Вооруженные рогами, шипами и панцирями
- Характерные признаки динозавров
- Загадка гибели динозавров
- Публикации
- Интересные ссылки
- Статьи
- Архив
Церковная служба по гиперссылкам
Востребованное средневековье
Современной культурой древние тексты востребованы, хотя живьем и даже в переводах их читают немногие. Но сюжеты европейского эпоса и средневековой литературы современному россиянину известны не по оригиналам, а по бесконечным киноверсиям и рекламной продукции. Ботинки «Камелот», торговый дом «Мерлин Люкс», лимузин «Экскалибур Фантом» (экскалибур – меч короля Артура), кафе «Грааль»... Массовая культура использует эти названия к месту и не к месту. Подозреваю, что среднестатистический россиянин знает об обстоятельствах жизни Мерлина больше, чем об обстоятельствах жизни Ильи Ильича Обломова.
Мода на средневековье не является случайной.
На рубеже XX и XXI века люди стали воспринимать информацию иначе, чем в предшествующие века.
Первым это изменение осознал канадский философ Маршалл Маклюэн, описавший взаимосвязь между способом передачи информации и содержанием этой информации. По Маклюэну мы сейчас переживаем закат «гуттенберговской» эпохи. Мышление человека «эры Гуттенберга» определяется привычкой линейного, последовательного чтения, во многом определяющей способ восприятия окружающего мира и использование последовательных логических операций.
Наступающая «постгуттенберговская» эпоха, по сути, является возвращением к дописьменным эпохам, когда информация поступает одновременно из разных концов превращенного в «глобальную деревню» земного шара, а объем визуальной информации превосходит объем письменной.
Принципы чтения текста и обработки информации, воспринимаемой с экрана компьютера, отличаются от принципов получения информации с бумажных носителей.
Техника чтения в постгуттенберговскую эпоху
Человек постгуттенберговской эпохи читает не так, как читал человек XIX века, когда основным носителем информации была бумага, в первую очередь – книга. Книга задает порядок чтения. В нормальной ситуации она читается от начала к концу. При создании текста писатель исходит именно из этого. Если перед нами детектив, то на первых страницах будет содержаться загадка, а на протяжении последующих дается материал для размышлений, предлагаются и опровергаются неверные гипотезы, а в самом конце читателя будет ждать разгадка. Любая работа, пытающаяся ответить на вопрос «Как сделано литературное произведение?», исходит из того, что текст книги всегда читается от первой страницы до последней. В противном случае ни о какой композиции и логике развития сюжета говорить нельзя.
Начав читать книгу кусками, воспринимая фрагменты не в том порядке, как это задумано автором, читатель уничтожает авторский замысел.
Чтение текста с экрана компьютера устроено совершенно иначе. Даже если вы читаете обычный текстовой файл, трудно избежать соблазна воспользоваться поисковиком и по ходу дела разузнать о составе светящегося вещества, которым была обработана шерсть собаки Баскервилей. Если же перед нами текст с гиперссылками, то прочитать его от начала до конца, не переключаясь на дополнительную информацию, довольно проблематично. Чтение превращается в путешествие по гиперссылкам. Предсказать, куда гиперссылки заведут читателя, совершенно невозможно.
Несколько утрируя, можно сказать, что каждый читатель сам формирует тот текст, который он прочитает.
Это дает основание людям, воспитанным на классической литературе, говорить о смерти чтения и уничтожении литературы. Между тем в истории культуры линейное чтение не является единственно возможной формой восприятия текста. И появилось оно, как мы увидим дальше, задолго до появления интернета.
Привычки читателей, путешествующих по гиперссылкам, пытаются использовать и авторы «бумажных» книг. Классическим примером здесь является «Хазарский словарь» Милорада Павича – «бумажная» книга, дающая читателю возможность самому прокладывать «маршрут» чтения. Поскольку части романа имеют форму словарных статей, снабженных системой перекрестных ссылок, у читателя есть масса возможностей для перемещения по тексту.
Книга, не предназначенная для чтения подряд, не является изобретением компьютерной эпохи. Именно так устроены богослужебные книги.
Византийская поэзия и интертекст
Церковная служба на каждый день составляется из блоков. Текст конкретного богослужения составлен из сравнительно небольшой неизменяемой части и вставных фрагментов. Выбор этих фрагментов подчинен достаточно сложным правилам. Первый комплект вставных фрагментов определяется временем суток. Другие вставки связаны с днем недели, причем песнопения и чтения каждого дня недели отличаются друг от друга. Так, понедельник посвящен бесплотным силам, то есть ангелам, вторник – Иоанну Предтече, в среду вспоминается предательство Иуды, в четверг – апостолы и св. Николай Чудотворец, в пятницу – распятие, в субботу – Богоматерь и все святые, и, наконец, в воскресенье вспоминают Воскресение Христово. При этом тексты каждого дня недели сгруппированы по напевам, «гласам», то есть по мелодиям, на которые они поются.
Всего существуют восемь гласов, а значит, для каждого дня недели есть восемь вариантов текстов. Таким образом, сочетания гласа и дня недели дают 56 вариантов.
Другой блок дополнительных текстов связан с днем календарного года. В определенный день года вспоминаются определенные святые, которым посвящены специальные вставные элементы. Служебные минеи, так называются книги, включающие части богослужения, связанные с днем года, представляют собой 12 томов значительного объема. Еще один блок вставок связан с подвижным или пасхальным циклом (Пасха – подвижный праздник, поэтому этот цикл не совпадает с календарным, минейным циклом). Наконец, самостоятельный цикл представляет собой круг богослужебных чтений из Нового Завета. Количество сочетаний «кубиков», из которых состоит богослужение конкретного дня, колоссально. Текст богослужения сегодняшнего дня повторится лишь через 532 года. Именно столько времени должно пройти для того, чтобы исчерпать все возможные варианты.
Богослужение каждого дня – это уникальное образование, составленное при помощи сложного алгоритма из стандартных текстовых блоков. Оперирование смысловыми блоками и создание при помощи монтажа новых смыслов – важный элемент современной эстетики. Тем интереснее наблюдать действие подобных механизмов в системе, созданной полтора тысячелетия назад и до сих пор реализуемой в православном богослужении.