Динозавры и история жизни на Земле

Статистика




Яндекс.Метрика




Ньютон на роликах

Профессор Университета Ратгерса Евгения Эткина удостоилась приза журнала Science за лучший образовательный онлайн-ресурс (Science Prize for Online Resources in Education, SPORE). Сайт http://paer.rutgers.edu/pt3/ делает реальностью мечты каждого, кто хочет изучать (или преподавать) физику в доступной и интересной форме, при этом достигая высокого уровня знаний.

На этом сайте, например, можно найти объяснение законов Ньютона с помощью движения роликовых коньков. Замедленные видео различных физических экспериментов помогают студентам разобраться в основах физики на примерах из повседневной жизни.

«Проект не только помогает студентам учить физику, которая всегда находится вокруг них, но дает им возможность почувствовать себя учеными, решить, какая информация более важна, какая не является обязательной и как дать объяснение разнообразию природных явлений», – отмечает Мелисса Маккартни, представитель издательства Science.

Приз SPORE был учрежден, чтобы привлечь внимание к лучшим образовательным материалам в интернете.

Сокращение SPORE тоже неслучайно: с английского это слово переводится как «спора» – специфическая клетка грибов и растений, из которой потом, пережив период непригодных для жизни условий, развивается новый организм. Создатели премии надеются, что проекты-победители станут своеобразными семенами прогресса в научном образовании, несмотря на серьезные вызовы, стоящие перед инновациями в обучении.

«Мы хотим найти новаторов научного образования, привлечь внимание к их интернет-ресурсам. Это принесет пользу и преподавателям, и студентам», – подчеркнул Брюс Альбертс, главный редактор Science, слова которого приводит пресс-служба American Association for the Advancement of Science.

Профессор Евгения Эткина ответила на вопросы «Газеты.Ru» о своей работе в России и США и о полученной премии.

– Проект, за который вы получили премию, относится лишь к педагогической работе или это и признание успеха в науке?

– Журнал Science присуждает эту премию за успехи в педагогической деятельности. Я получила премию за ресурс, который помогает студентам учить физику, лучше понимать ее, а также помогает преподавателям повышать качество обучения. Однако этот ресурс построен на основе когнитивной науки и знания о том, как вообще люди учатся. Это тоже наука – наука о процессе познания, поэтому этот ресурс не был бы создан без наших научных разработок в этой области.

– В чем заключается ваша работа в Университете Ратгерса?

– В основном я сейчас занимаюсь подготовкой преподавателей – будущих учителей физики, разработкой учебных материалов и внедрением интерактивных методов преподавания физики. Как профессор Высшей школы образования я веду одну из крупнейших в США программ по подготовке преподавателей. Я читаю курсы для тех, кто планирует карьеру преподавателя физики. Кроме того, у нас есть курсы повышения квалификации для работающих учителей физики и профессуры – преподавателей физики на университетском уровне. Я веду и исследовательскую работу.

Мы изучаем, как люди усваивают курсы физики, чтобы помочь студентам задействовать в обучении те же когнитивные процессы, что работают у «взрослых» физиков – ученых, которые получают новое знание.

– Кем вы работали в России и как началась ваша карьера в США?

– Моя научная работа началась в Московском государственном педагогическом университете, где я защитила кандидатскую диссертацию в 1997 году. Сама диссертация была основана на моем опыте работы в гимназии № 1543 на юго-западе Москвы (раньше она называлась 43-й школой). Это замечательное учебное заведение, и сейчас оно остается островком высокого уровня образования благодаря замечательному директору Юрию Владимировичу Завельскому. Он вдохновлял и поддерживал меня в течение всех 13 лет, пока я работала там. Именно там я поняла, что

преподавание и учеба – это не синонимы.

Иногда учитель преподает, но школьники ничего не выучивают. Поэтому я создала систему обучения, которая позволяет учить школьников физике так, как если бы они все были физиками. Я работаю в США с 1995 года. Сначала я пришла на физический факультет Университета Ратгерса, а в 1997 году перешла в Высшую школу образования. Именно здесь я создала новую программу подготовки учителей физики, и вместе с моим студентом Дэвидом Бруксом (сейчас он профессор Международного университета Флориды) мы создали сайт, который удостоился премии журнала Science. Это лишь небольшая часть моей работы, но она отражает мою философию преподавания и изучения физики. Применять такую методику преподавания меня вдохновил мой отец Валентин Семенович Эткин, тоже физик.

– В чем разница системы преподавания – школьной и вузовской – в США и России? Какие плюсы и минусы вы можете отметить на своем опыте?

– Сейчас я уже не так хорошо осведомлена о российской системе образования, так как я давно не живу в России. Однако главная разница в том, что только 37% американских школьников учат физику. В России, по крайней мере раньше, этот предмет преподавали всем школьникам, то есть 100%. Однако есть и сходства: учителя и в России, и в США полностью посвящают себя преподаванию, да и хорошие ученики в обеих странах очень похожи: они любознательны, хотят и любят учиться. Незаинтересованные ученики тоже похожи: чтобы вдохновить их, убедить учиться, учителя должны проделывать большую работу. В России у меня были замечательные ученики, и мои студенты здесь, в Университете Ратгерса, – лучшие студенты в мире. Я постоянно встречаю творческих, умных учеников, способности которых к физике гораздо выше, чем мои. Учить таких людей – большое счастье, как в Москве, так и в США.