Динозавры и история жизни на Земле

Статистика




Яндекс.Метрика




Всплыл пунический таран

Экспедиция некоммерческого фонда RPM Nautical Foundation обнаружила в Средиземном море останки затонувших кораблей древнеримского периода. Место находки – воды острова Леванцо, к западу от Сицилии. Исторические документы указывают, что именно в этой части Средиземного моря произошла решающая битва Пунических войн – противостояния между Римом и Карфагеном (государством, находившимся на территории современного Туниса).

Ученые полагают, что нашли место последней битвы Первой пунической войны между римлянами и карфагенянами.

Битва произошла в 241 году до н. э. Римская республика тогда лишь набирала силу, а Карфагенская империя, наоборот, угасала. В период расцвета городу-государству подчинялись обширные территории – все средиземноморское побережье Африки, юг Испании, современные испанские средиземноморские острова, Корсика, Сардиния, часть Сицилии. Растущий Рим неминуемо столкнулся с карфагенянами – потомками финикийских купцов – в борьбе за господство в Средиземном море. Так начались пунические войны (пунами на латыни называли карфагенян), длившиеся с перерывами более 100 лет (264–146 годы до н. э.) и закончившиеся полным поражением пунов и разрушением полумиллионного Карфагена.

Битва при Леванцо была последней в Первой пунической войне (264–241 годы до н. э.). В итоге Риму удалось установить господство над западом Средиземноморья.

«Это была классическая битва между Карфагеном и Римом. В ней карфагеняне потерпели последнее в этой войне сокрушительное поражение», – пояснил Джеффри Роял, археолог RPM Nautical Foundation из Флориды. Он возглавляет работы на этом участке вместе с Себастьяно Туза с Сицилии.

Летом 2010 года археологи обнаружили под водой фрагмент древнего военного корабля – большой бронзовый таран. Таран усиливал форштевень судна (так называется брус по контуру заостренной носовой части корабля, соединявшийся с килем). Бронзовая полоса защищала его и одновременно делала более твердым и острым. При ударе о вражеский корабль таран частично сминал его. Такая тактика часто использовалась в древних морских битвах. Считается, что

использование корабельных таранов было одним из самых распространенных маневров в морских битвах римлян и карфагенян.

Бронзовый таран – единственное, что осталось от корабля. Остальные его части были деревянными, поэтому за две тысячи лет просто разрушились.

«Ни один корабль такой древности не найден, это «святой грааль» морской археологии. Все, на что мы можем надеяться, – тараны и фрагменты носовых частей судов», – пояснил Роял в интервью LiveScience.

Однако даже таран может многое рассказать о том, какими были древние корабли. По его форме понятно, как размещались балки корабля, насколько они были большими и как их соединяли вместе.

На сегодня на месте древней битвы найдены уже три таких тарана. Второй таран, сильно поврежденный в бою, был найден той же группой исследователей еще в 2008 году. На нем сохранились фрагменты балок корабля, по которым с помощью радиоуглеродной датировки удалось установить возраст корабля и отнести его ко времени завершения Первой пунической войны. Еще один таран был извлечен со дна случайно: тремя годами ранее его «поймало» рыболовецкое судно. На нем была нанесена надпись, позволившая отнести его к тому же периоду времени.

«Новый» таран наиболее схож по форме и размеру с найденным в 2008 году.

«Сейчас мы готовы точно утверждать, что смогли подтвердить летописные данные о месте битвы между карфагенянами и римлянами археологическими находками»,

– подытожил Роял.

Несмотря на это, исследователи не могут точно сказать, какой из сторон принадлежали корабли, фрагменты которых удалось найти.

Предположительно, два сходных тарана принадлежали кораблям карфагенян, а третий был римским. В пользу последнего говорит надпись на нем, сделанная на латыни. Он украшен затейливой резьбой.

Для сравнения, два других тарана совершенно плоские, без украшений и надписей. Их детальное рассмотрение позволило найти отпечатки пальцев на бронзе – они были перенесены туда со слепка, по которому отливалась деталь.

«Они выглядят совершенно утилитарно, как будто были сделаны на скорую руку», – пояснил Роял.

Это вполне соответствует историческому контексту карфагенских летописей.

Если перед войной у Рима уже был постоянный флот, то карфагеняне строили свой в авральном режиме, быстро снаряжая корабли и отправляя их на войну.

Кроме того, именно карфагеняне потерпели в этой битве поражение, поэтому большая часть потопленных кораблей должна принадлежать им.