Динозавры и история жизни на Земле

Статистика




Яндекс.Метрика




«Жара подтолкнула утверждение Стратегии»

Во вторник вечером премьер-министр России Владимир Путин подписал распоряжение об утверждении Стратегии деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней сферах до 2030 года, а также план мероприятий по реализации первого этапа стратегии на 2010-2012 годы, сообщает пресс-служба правительства. В стратегии, в частности, предусмотрено увеличение числа пунктов наземных метеорологических наблюдений более чем в три раза – с 1691 до 5400.

«Количество пунктов метеорологических наблюдений на территории России к 2030 году составит 5400 единиц, индекс плотности пунктов наблюдения метеорологической сети на всей территории страны составит 3,5, что близко к рекомендованному Всемирной метеорологической организацией показателю», – говорится в документе.

В нем также отмечается необходимость полной технической модернизации системы наземных метеорологических наблюдений за счет внедрения автоматизированных метеорологических комплексов, современных средств связи и обработки информации на метеорологических станциях. В частности, предполагается осуществлять более тесное взаимодействие наблюдательных сетей всех участников деятельности гидрометеорологической службы на основе современных средств телекоммуникации. Кроме того, согласно Стратегии развития гидрометеорологии до 2030 года, предполагается восстановление метеостанций в Арктике, в том числе на архипелаге Шпицберген.

«Документом рекомендовано федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов России в пределах своей компетенции учитывать положения утвержденной настоящим распоряжением стратегии при принятии мер по социально-экономическому развитию страны», – отмечается в сообщении пресс-службы правительства России.

Подробнее о Стратегии деятельности в области гидрометеорологии, подписанной накануне Владимиром Путиным, «Газете.Ru» рассказал главный научный сотрудник Гидрометцентра доктор наук Александр Васильев.

– Данная стратегия важна, потому что любое развитие без стратегии может пойти неправильным путем. Поскольку имеющихся средств мало, их нужно концентрировать на направлении. Стратегия прошла обсуждение, апробацию среди министерств и ведомств. Это было не спонтанно.

То, что нынешним летом было такое аномальное метеорологическое явление, думаю, подтолкнуло процесс утверждения.

Но над стратегией велась работа несколько лет, и я расцениваю ее утверждение как положительный факт. Такую стратегию нужно иметь в любом деле.

– Перечислите, пожалуйста, кратко основные положения стратегии.

– Первым делом, чтобы улучшить систему прогнозирования, нужно как-то развивать сеть наблюдений, потому что без них не будет точного прогноза. В стратегии предусмотрено, в каком направлении развивается сеть. Во-вторых, говорится о развитии компьютерных технологий и методах обработки данных. Данные нужно собрать со всего мира и очень быстро, для этого необходимо использовать современные технологии, использовать не только наземную сеть, но и космическую, и нужна электросвязь, чтобы собирать данные со всего мира. Еще нужно развивать уникальные технологии, и для этого нужно смотреть, какими они будут через 20 лет. Также речь идет о развитии методов прогнозирования, о моделях, которые используются при прогнозировании погоды, в том числе и мезомасштабных моделях, которые составляются с «шагом» 10 км.

– Можно ли сказать, что, увеличив количество станций в три раза, наша страна достигнет мирового уровня по значению плотности метеостанций?

– Дело в том, что у нас много малонаселенных территорий, где сеть расположена реже, и у нас много труднодоступных станций. В любом случае их количество нужно расширять. Нужно также использовать автоматизацию и космические станции. У нас же огромные территории, а для успешного прогнозирования нужно вести наблюдения по всей стране, в том числе и в труднодоступных регионах, ведь погоду не интересует, сколько людей где живет. Если говорить о других странах, то в Европе, конечно, больше всего метеостанций, а, к примеру, в тропических странах тоже маленькая сеть наблюдений.

Принятая стратегия не изолирована для России – она учитывает особенности развития мировой метеорологии.

Мы же члены Всемирной метеорологической организации, а бывший председатель Росгидромета Александр Бедрицкий является президентом этой организации. Стратегия разработана с учетом мирового развития метеорологии. Конечно, она предусматривает именно наши шаги. Наша страна ведь расположена во многих климатических зонах, а не только в какой-то одной. У нас есть как влияние тропических циклонов, так и «дыхание» Арктики. Еще мы можем «похвастаться» наличием вечной мерзлоты, которой нет в Европе и которая есть в США только в Аляске.

– Можно ли сказать, что сейчас гидрометеорология в нашей стране развита не на самом высоком уровне, но в соответствии со стратегией Россия будет находиться на лидерских позициях?

– Путин недавно говорил хорошие слова о том, зачем поддерживать автопром, когда мы можем все купить. Да, можно все купить, но тогда наша страна, если сама ничего не будет производить технически, отойдет на задворки развития и будет просто сырьевой базой других стран.

Вот эта мысль правильная. То же и с метеорологией.

Можно превратить службу в придаток какой-то, где будем пользоваться только чем-то со стороны, будем запрашивать данные. Но прогноз нельзя составить, исходя из данных только со своей территории. Если в нашей стране не будет метеорологических наблюдений, то это повлияет не только на Россию, но и на прогноз в других странах. Развитие стратегии не значит, что мы будем лучше всех предсказывать погоду, но мы будем находиться на уровне мировых запросов и стандартов. Для России это особенно важно, потому что у нее огромная территория и находится в разных климатических зонах. Для какой-нибудь маленькой европейской страны такую стратегию можно и не иметь – например, Франция может составить прогноз для Швейцарии.

Мы не то что обречены развивать метеорологию – мы должны развивать ее в интересах своего хозяйства.

А то в одной части страны у нас может быть засуха, а другую часть заливать дождями. Или морозы по всей территории. Развитие метеорологии позволит на современном уровне удовлетворять те требования, которые предъявляются хозяйствам, это начиная с полетов самолетов и заканчивая предпринимателями, которые везут вино с юга на север и узнают погоду, с тем чтобы быть уверенными, что оно не замерзнет в пути. Развитие метеорологии нужно не только метеорологии – нужно хозяйству. Это все делается не для интереса, а нужно всем отраслям – нужно работать на мировых стандартах.